Анализ финансовых результатов: из чего состоит отчет и как его использовать на практике

Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»

«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»


Получить руководство


Нет, спасибо

Анализ финансовых результатов

Татьяна Добрякова
Время чтения: 6 минут
0
32

Анализ финансовых результатов

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия ― это ключ к принятию решений для развития компании и повышения эффективности ее работы в будущем. Результаты также важны для акционеров и инвесторов. Анализ помогает создать полную картину финансового состояния организации, скомпоновать ее в одном документе. Подобные отчеты, как правило, формируются раз в год, но могут быть составлены и с разной периодичностью в зависимости от потребностей привлеченными консультантами и сотрудниками экономического отдела.

Отчет представляет собой перечень коэффициентов, которые показывают взаимосвязь между разными строчками в балансе. Например, можно рассчитать коэффициент быстрой ликвидности, чтобы понять способность организации расплатиться по своим текущим обязательствам. Или отношение долга к собственному капиталу, чтобы узнать, можно ли еще привлечь кредитные деньги. Управленцу необязательно знать точную последовательность анализа финансовых результатов, технические нюансы вычислений. Однако «читать» и понимать уже рассчитанные экономистами показатели крайне важно.

Источники для проведения анализа финансовых отчетов

Существует два основных документа, которые используются в качестве источника информации для анализа финансовых результатов и рентабельности: отчет о прибылях и убытках (ОПиУ) и бухгалтерский баланс. Из них можно получить данные про чистую и валовую прибыли.

Для оценки ЧАО и ПАО может дополнительно запрашиваться отчет об изменениях капитала. Именно этот документ представляет особый интерес для акционеров, поскольку в нём освещаются результаты коммерческой деятельности, прямо влияющие на рост или снижение стоимости акций.

И всё же отчет о прибылях и убытках ― ключевой документ среди источников данных для анализа, поскольку он показывает результаты, основанные на доходах за 12-месячный период. Сюда входят выручка, себестоимость, а также валовая и чистая прибыли.

Отчет о движении денежных средств (ОДДС) используется гораздо реже, но он не менее информативен, поскольку показывает сумму финансов или их эквивалентов, поступающих в компанию и покидающих ее счета. Некоторые аналитики считают, что ОДДС дает гораздо более точное отражение финансового состояния организации, поскольку этим отчетом не так легко манипулировать.

Какие показатели используют для анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия

Объективные показатели для анализа финансовых результатов деятельности организации можно взять из баланса. Основные элементы, которые интересуют экономиста:

● активы;
● обязательства;
● оборотный и задействованный капиталы.

Если объяснять простым языком, то активы — это то, что принадлежит организации, а пассивы — то, что она должна кому-то передать. Активы делятся на две категории.

1. Текущие активы ― краткосрочные средства, которые находятся в собственности или оборачиваются за период менее года (например: запасы, сырье, денежные средства).

2. Внеоборотные активы ― основные средства, которые относятся к долгосрочным, то есть находятся в собственности или служат больше года (например: транспортные средства, компьютерное оборудование, здания). Эти активы подлежат амортизации.

Пассивы тоже делятся на две категории. Текущие обязательства ― долги, которые компания должна будет погасить в течение года, например, овердрафт, товарный кредит, краткосрочный бизнес-кредит. Долгосрочные обязательства состоят из заемных средств, которые должны быть возвращены в течение периода, превышающего календарный год.

Именно по соотношению этих показателей получают базовое представление о состоянии предприятия. Но анализ финансовых результатов организации может строиться и на других статьях баланса.

1. Чистые оборотные активы. Показатель рассчитывается путем вычитания текущих обязательств из текущих активов. Цифра показывает сумму финансов, доступных для траты на ведение и ежедневное функционирование бизнеса, включая выплату заработной платы, дивидендов.

2. Чистые активы. Показатель представляет собой фактическую стоимость бизнеса. Рассчитывается путем сложения основных и чистых оборотных средств. Коэффициент также можно найти через разницу между суммарными активами и обязательствами.

3. Используемый капитал. Рассчитывается путем прибавления любого собственного капитала и резервов, таких как инвестиционные фонды к долгосрочным обязательствам. Эта цифра всегда должна совпадать с суммой чистых активов.

Анализ финансовых результатов работы организации может проводиться как горизонтальным, так и вертикальным методами. Горизонтальный анализ выполняется путем сравнения коэффициентов за разные периоды времени. Например: сравнение объема продаж компании в 2019 году с объемом в 2020 году.

Вертикальный анализ более сложный ― необходимо соотнести выбранный показатель с другим так, чтобы понять текущее состояние дел. Результаты горизонтального анализа можно использовать для оценки влияния той или иной стратегии, кризисной ситуации на уровень доходов. Основные задачи анализа финансовых результатов вертикальным методом ― это оперативная реакция на изменения, помощь в принятии решений касательно финансирования.

Какие показатели используют для анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия

Как читать готовый анализ прибыли и убытков предприятия

Анализ обычно выполняют опытные экономисты, которые учатся всем нюансам вычислений не один год. Топ-менеджеру и прочим заинтересованным лицам важно правильно понимать результаты рассчитанных коэффициентов. Дополнительную расшифровку каждого коэффициента с инфографикой могут провести только профессиональные финансовые консультанты.

Самый важный показатель ― чистая прибыль. Зная ее размер, можно сделать быстрый вывод об успешности предприятия. Но глубокий анализ финансовых результатов и рентабельности организации включает мониторинг нескольких коэффициентов.

1. Выручка ― представляет собой все деньги, поступившие на счета в течение месяца, до вычета каких-либо расходов.

2. Себестоимость ― сумма, которую предприятие потратило на получение дохода.

3. Валовая прибыль ― доход после вычета себестоимости, но без учета общих расходов. Категория общих расходов включает в себя финансы, которые организация ежемесячно тратит на ведение своего бизнеса и осуществление продаж. Некоторые расходы, такие как арендная плата, считаются постоянными. Другие, например, коммунальные услуги и покупка канцелярских товаров, могут изменяться.

4. EBITDA ― сумма, которую компания получает после вычета расходов из доходов, но до уплаты налогов и процентов по кредитам.

5. Чистая прибыль — сумма, которую бизнес заработал после вычета всех расходов, включая налоги и кредитные проценты.

Показатели, которые получают из финансовой отчетности, служат основой для анализа финансовых результатов и эффективности деятельности. Коэффициенты помогают узнать всю доступную финансовую информацию из баланса, ОПиУ и сгруппировать так, чтобы она была легко доступна как потенциальным инвесторами, акционерам, так и собственникам бизнеса.

Все коэффициенты можно распределить на 5 основных групп.

1. Показатели прибыльности ― измеряют использование активов компании, отображают контроль над расходами.

2. Показатели ликвидности ― измеряют количество денежных средств, доступное для погашения долга. Например, коэффициент текущей ликвидности, который определяется путем деления общей суммы текущих активов на общую сумму текущих обязательств.

3. Коэффициенты эффективности ― измеряют полноту использования активов организации.

4. Коэффициенты долга (известны еще как показатели левериджа) ― измеряют способность предприятия расплачиваться по долгосрочным обязательствам.

5. Рыночные коэффициенты ― в первую очередь предназначены для акционеров, поскольку отображают стоимость выпуска акций. Также демонстрируют взаимосвязь между доходностью и стоимостью инвестиций в акции компании.

Существует множество «вторичных» коэффициентов, которые также можно использовать для измерения практически любой метрики, необходимой аналитику.

Показатели, которые позволяют провести анализ динамики финансовых результатов предприятия

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности рассчитывается путем деления суммы чистых доходов на среднюю дебиторскую задолженность. Показатель используется для измерения того, насколько эффективно компания выдает кредиты и собирает долги. Более высокая цифра означает, что клиенты платят вовремя и бизнес хорошо справляется со сбором долгов. Также в анализ формирования финансовых результатов организации включают коэффициенты оборачиваемости:

● активов;
● запасов;
● основных средств;
● оборотного капитала;
● кредиторской задолженности.

Акционерам более интересна оценка финансовых результатов и использование прибыли. Для этого рассчитывается коэффициент быстрой ликвидности. Показатель указывает на краткосрочную ликвидность компании, измеряет способность погашать свои краткосрочные обязательства, используя наиболее продаваемые активы.

Несмотря на то, что этот коэффициент называется «упрощенным», он косвенно затрагивает множество факторов: текущие активы, запасы, предоплаченные товары и текущие обязательства. Чем выше показатель, тем лучше ликвидность и финансовое состояние организации. Чем ниже коэффициент, тем больше вероятность того, что компания не справится с выплатой долгов и объявит себя банкротом.

При анализе финансовых результатов прибыли и рентабельности также нужно учитывать платежеспособность ― насколько быстро предприятие может погасить свои долгосрочные долги. По показателю судят о способности компании к долгосрочному росту и расширению. Соотношение суммы долга к собственному капиталу также можно использовать при оценке платежеспособности.

Рентабельность собственного капитала (ROE) — это коэффициент, который рассчитывается путем деления чистой прибыли организации на собственный капитал. Полученная цифра дает представление о том, насколько эффективно компания использует ресурсы для получения прибыли. Это ценная информация для потенциальных инвесторов.

Нераспределенная прибыль — совокупная чистая прибыль предприятия после выплаты дивидендов. Представляет собой резервные финансы, доступные руководству компании для реинвестирования в бизнес. Если показатель выражается в процентах от общего дохода, то его называют коэффициентом удержания.

Необходимость анализа финансовых результатов прибыли и рентабельности предприятия для топ-менеджера

Финансовые отчеты ― это источник информации, которой (при разумном подходе) достаточно для того, чтобы оценить и спрогнозировать деятельность бизнеса. Топ-менеджер, который использует в своей деятельности анализ динамики финансовых результатов деятельности предприятия, выигрывает сразу в нескольких направлениях.

1. Налогообложение.

Изначально (особенно в СССР) основными «заказчиками» финансовых отчетов были налоговая служба и прочие заинтересованные государственные органы. Правительство использует такие данные, чтобы убедиться, что бизнес платит справедливую сумму налогов. Парадоксально, но если бы предоставление баланса не требовалось по закону, большинство компаний, вероятно, ограничивалось информацией о сумме доходов и расходов. Работа с бухгалтерской и экономической документациями позволяет топ-менеджеру спрогнозировать сумму налогов.

2. Принятие решения о привлечении инвестиций, объеме выпуска акций.

Если планируется привлечь инвесторов, взять кредиты на развитие предприятия, имеет смысл провести комплексный анализ финансовых результатов и рентабельности производства. Причем опытные финансисты обращают внимание именно на «вторичные» показатели, которые сложно сфабриковать. Топ-менеджерам, рассматривающим возможность взять кредит на развитие организации, необходимо получить точное представление о том, насколько вероятно, что удастся вернуть деньги и проценты по ним в срок.

3. Принятие внутренних бизнес-решений.

Финансовые отчеты часто используются при разработке общей стратегии предприятия. Именно на основе цифр необходимо принимать решение о модернизации оборудования, открытии новых филиалов, расширении продуктовой линейки.

Необходимость анализа финансовых результатов прибыли и рентабельности предприятия для топ-менеджера

Анализ финансовых результатов и рентабельности продаж можно назвать основой управленческой работы топ-менеджера. Очень важно следить за тем, чтобы отчеты были полными, максимально точными и достоверными. Для расчета не рекомендуется использовать устаревшие методы (например, вести подсчет в массивной электронной таблице, к которой имеют доступ несколько пользователей). Лучше всего инвестировать в установку лицензированных финансовых и бухгалтерских программ.

0

Автор публикации

не в сети 2 года

Татьяна Добрякова

0
Комментарии: 0Публикации: 250Регистрация: 08-02-2022

Получайте новую статью каждую неделю

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Понравилось?
Расскажите друзьям

Оцените статью
Оценка
[Всего: 0 Средний рейтинг: 0]

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
У меня есть пароль
Войти
Получите гостевой доступ

Бесплатный доступ к закрытым материалам сайта по коду, выданному на бесплатной встрече.

Записаться на встречу