Чёрные списки компаний: можно ли им верить?

Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»

«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»


Получить руководство


Нет, спасибо

Работодатели, от которых лучше бежать подальше

Алена Исаева
Время чтения: 5 минут
5
4696

Работодатели, от которых лучше бежать подальше

Выбор места работы — это серьезно. Как компании проверяют будущих сотрудников, так и кандидату полезно понимать, с кем он связывает свою дальнейшую карьеру.

Варианты чёрных списков компаний: можно ли им верить?


Сайты отзывов

Большую часть информации на подобных сайтах составляют субъективные, написанные в порыве эмоций, рассказы о негативном опыте уволенных людей. И здесь всё очень неоднозначно.

  • Отзывы пишут представители самой многочисленной группы наемных сотрудников, обслуживающий и вспомогательный персонал.

Специфика работы такова, что даже у добросовестных работодателей уровень текучки может быть приличным: не требуется высокая квалификация, люди не стремятся расти внутри одной компании, сотрудники легко заменяемы. Сформировать представление о работе в управлении по этим данным сложно.

  • В огромном количестве информационного шума сложно найти адекватные сведения.

Подобные ресурсы монетизируются за счет активности пользователей, поэтому содержимое текстов редко модерируется. Большинство ресурсов превращается в свалку спама, рекламы и оскорблений в комментариях.

  • Множество ненастоящих отзывов написано недобросовестными конкурентами, а иногда и самими владельцами ресурсов.

Первые используют интернет для создания репутационных проблем более успешным участникам рынка, которых не могут победить в честной борьбе. Вторые наживаются на предпринимателях, сначала создавая негатив о них, а затем заставляя платить за его удаление.

Рейтинги работодателей

Различные бизнес-издания и крупные ресурсы составляют списки самых желанных для трудоустройства компаний. Однако большинство рейтингов составлено на основе опросов соискателей, а не сотрудников. Они строятся на мнениях людей, которые поддаются влиянию выстроенного работодателем HR-бренда и не знают, как там внутри. И, конечно, в них будут только компании-гиганты, которые у всех на слуху.

Огромное количество компаний с очень лояльным отношением к сотрудникам и весьма перспективных не учитываются, потому что у них нет бюджета на раскрутку бренда работодателя. Или о них нет информации, потому что это стартап.

Опыт бывших и нынешних сотрудников

Можно попытаться расспросить знакомых. Этот подход еще может сработать в пределах одного рынка или узкого сообщества и практически бесполезен в том случае, если вы меняете отрасль, регион работы.

И всё равно вы не получите беспристрастное мнение, основанное только на фактах и учитывающее другие факторы: тип корпоративной культуры, политику компании, ее положение на рынке, уровень управления персоналом.

Часто бывает так, что в общей перспективе выгода для карьеры с лихвой компенсирует незначительные минусы. Или наоборот — с текущим опытом или уровнем масштаба заходить в определенную компанию чревато появлением различных рисков для кандидата.

В практике нашей компании было много подобных случаев. Следуя стратегии, разработанной командой TakeMyTime, наши клиенты заходили в солидные компании на более простые позиции и за счет этого кратно росли уже внутри структуры. Или меняли работу в безликой корпоративной машине на участие в молодых и перспективных проектах, более подходящих их темпераменту, жизненным целям и предпочтениям.

Словом, для тех, кто не планирует эмигрировать для работы на заводе в Европе, ввязаться в сетевой маркетинг или выплеснуть негатив на начальство, все общедоступные сайты черных списков работодателей бесполезны.

На высоком уровне идет своя большая игра, и ставки в ней высоки. Истинные подробности о рисках, поджидающих топ-менеджеров, не обсуждаются в интернете.

Но в течение многих лет общаясь как эксперты рынка труда с HR-специалистами, рекрутерами и руководителями, которые участвовали или наблюдали за различными событиями, мы получаем сведения «из первых рук» и владеем отзывами и информацией о добропорядочности работодателей, которую невозможно получить больше нигде.

За что работодатели получают негативные отзывы


Организации-«пустышки»

Такие компании создаются под определенные цели для корпоративных махинаций. В ходе общения с представителем работодателя обнаруживаются и другие признаки мошенничества: рассказы об огромном холдинге, который массово набирает руководителей для расширения сети, привлекательные условия даже при отсутствии опыта.

Бесплатное использование человеческого ресурса

Тестовые задания при найме — распространенная практика при трудоустройстве руководителей. Некоторые работодатели злоупотребляют этим, давая огромное количество заданий, которые представляют собой разбитые на части рабочие задачи компании. Остается сложить кусочки пазла и получить практически готовый проект.

Процесс организован так, чтобы загрузить кандидатов настолько, что большинство из них сойдут с дистанции по собственной воле, а отбор пройдет только самый терпеливый и трудолюбивый руководитель. И так, и так компании выгодно.

Работодатели, от которых лучше бежать подальше

Конкурентная разведка

Увы, даже крупные участники рынка используют неэтичные методы, чтобы победить в информационной гонке.

Например, компания обозначает профиль интересных ей специалистов, которые работают или раньше работали у конкурентов, и создает несуществующую вакансию. Специалист по найму действует в паре с представителем департамента, которому нужно поставить информацию (маркетинговым, технологическим или отделом продаж).

В ходе интервью кандидата с помощью наводящих вопросов и тестовых заданий собирают аналитику рынка в целом и узнают о ситуации в компании-конкуренте, организации бизнес-процессов.

Рекрутинговые методы разведки используют для решения и других задач:

  • определить эффективную мотивационную схему, чтобы усилить свою кадровую политику и поднять престиж HR-бренда;
  • узнать об используемых технологиях и планах на новые продукты, чтобы учесть это в своем маркетинге;
  • получить бесплатное исследование рынка, опробованных подходах и результатах, чтобы избежать тех же ошибок;
  • оценить уровень лояльности директоров конкурентов к их текущим работодателям.

Так как соискатели не понимают, что происходит, или стараются проявить себя с лучшей стороны, то охотно многое рассказывают.

Получение опыта и информации

Как продолжение предыдущей схемы, иногда после подобного собеседования руководителя даже принимают на работу. Цель компании — получить все наработки, всю ценную информацию, возможно, клиентскую базу. Как только это сделано, с топ-менеджером прощаются.

В особо циничных компаниях такой подход работает на уровне бизнес-модели.

Они создают мощный HR-отдел, вкладывают значительные средства в процесс рекрутинга, придумывают целые проекты для отбора директоров, но всё окупается за счет ценности, которую приносят руководители со свежим видением.

Иногда это намерение маскируется под ассессмент-центр со многоступенчатой системой отбора. Суть в том, чтобы выявить наиболее подходящих кандидатов и в процессе отбора их обучить и подготовить к работе, чтобы компания получила максимально полезных руководителей.

Наш клиент рассказывал о давнем опыте участия в масштабном проекте, который организовала одна из известных в сегменте компаний. Под предлогом ассессмента соискатели в течение 4-х месяцев решали бизнес-кейсы. В результате офферы получили менее ⅓ кандидатов, а компании бесплатно достались наработки всех претендентов.

Временная занятость под предлогом трудоустройства

Чтобы усыпить бдительность кандидата, его торопят побыстрее приступить к реализации важного проекта, а документы обещают оформить параллельно с выполнением обязанностей.

Могут договариваться о проектной занятости, но после завершения проекта работу не оплачивают. Известен случай, когда кандидат в течение нескольких месяцев занимался сложной организаторской работой для мероприятия, за которую не получил ни копейки, хотя компания хорошо заработала.

Корпоративная культура в духе сектантства

Если не знать заранее, то можно оказаться в компании, где под страхом увольнения соблюдают странные корпоративные традиции и причуды вышестоящего руководства. Коллектив регулярно «обрабатывают» на специальных тренингах с пением гимнов во имя организации и прочей пропагандой.

В некоторых организациях есть негласные стандарты отбора сотрудников по определенным критериям: внешность, религия, ориентация, национальность. В других нужно доказывать свою лояльность участием в обязательных еженедельных корпоративах с обильными алкогольными возлияниями. Представители высшего менеджмента, особенно женщины, также сталкиваются с домогательствами на работе.

Отдельные работодатели создают культ личности владельца и развивают его до уровня религиозной секты. Собственника окружают слепые почитатели, которые выполняют его просьбы на грани фола, а все неугодные терпят оскорбления, мат и даже побои от руководящей верхушки.

Работодатели, от которых лучше бежать подальше

Серые схемы

Топ-менеджеры часто становятся жертвами корпоративных махинаций. Некоторые по неведению, другие практически по принуждению. Широко известная схема: под предлогом открытия нового филиала на генерального директора оформляют юрлицо, а затем используют для махинаций. Например, выводят активы или берут бизнес-кредиты под ответственность руководителя.

С юридической точки зрения доказать причастность и умысел корпорации очень сложно. После того, как дело сделано, директор остается единоличным виновником и жертвой административного и уголовного преследования.

Все эти примеры и наблюдения взяты из нашей практики и печального опыта, с которым к нам обращаются топ-менеджеры. Разумеется, подобную информацию держат в тайне, чтобы сохранить репутацию причастных к делам.

Защититься от попадания в подобные компании можно только с помощью инсайдеров на рынке труда.

Компании TakeMyTime известны многие признаки недобросовестных работодателей (и даже конкретные наименования организаций, в которых происходили различные инциденты). Сопровождая проект трудоустройства руководителей, наши представители помогут вовремя распознать опасные для карьеры и репутации ситуации и избежать их.

0

Автор публикации

не в сети 4 месяца

Алена Исаева

0
Комментарии: 0Публикации: 132Регистрация: 24-09-2021

Получайте новую статью каждую неделю

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Понравилось?
Расскажите друзьям

Оцените статью
Оценка
[Всего: 28 Средний рейтинг: 4.1]

Комментарии (5)

  1. Олег Леонидович:

    а без серых схем есть работодатели?

    0
  2. иван:

    сама статья есть то,о чём в ней написано….привлечение соискателей для получения запроса на недобросовестных работодателей-ни что иное ,как продвижение на рынке труда конторы про которую никто не слышал и которая ничем полезным себя не зарекомендовала…

    0
  3. Ирина:

    Инсайдеры на рынке труда….кто это? как их найти? чтото мне уже стало страшно искать работу -))))))

    0
  4. Теймур:

    Очень хорошая и полезная статья! Спасибо!

    0
  5. Олег:

    В настоящий момент работодатели используют новые «серые» схемы, более прогрессивные способы получения опыта, информации и знаний от потенциальных претендентов, бесплатное (или минимально оплачиваемое) использование человеческого ресурса, а также использование новых схем для улучшения своего рейтинга.

    0

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
У меня есть пароль
Войти
Получите гостевой доступ

Бесплатный доступ к закрытым материалам сайта по коду, выданному на бесплатной встрече.

Записаться на встречу