Каждая компания проходит несколько этапов развития, которые в комплексе называются жизненным циклом организации.
Жизненный цикл ― это предсказуемые изменения в работе предприятия, которые происходят в течение конкретного времени с определенной последовательностью.
Согласно статистике, около 30% бизнесов в России завершают последний этап развития в течение 2-3 лет после основания. Оставшиеся 70% существуют дольше, но только 15% из них становятся крупными корпорациями.
Определение жизненного цикла компании
От создания и до расформирования организация проходит несколько этапов развития. Они не всегда продолжительные, их срок зависит от вида деятельности, структуры предприятия, внешних политических и экономических факторов.
Этапы развития организации идут друг за другом в строгой последовательности, но успешность каждого зависит от конкретных действий компании. Стадии имеют свои особенности. От руководства требуется правильно подобрать стратегию управления, чтобы улучшить показатели работ.
На каждой стадии может возникнуть проблема — отсутствие знаний о потребностях организации на конкретном этапе. Это приводит к остановке развития или бурному росту и такому же быстрому спаду.
Основные стадии развития компании
Если говорить именно о развитии предприятия, а не о его жизненном цикле в целом, то основные стадии включают:
- зарождение;
- упорядочивание;
- оптимизацию;
- стабилизацию.
При переходе на новый виток развития предприятие переживает кризис. Если на четвертой стадии всё сделано правильно, то компания повышает свой уровень и переходит снова на первый этап.
При негативном развитии событий организация распадается и завершает жизненный цикл.
Чтобы бизнес смог успешно пройти все стадии, нужно знать этапы развития компании, их особенности и риски.
1. Зарождение.
Первая стадия заключается в создании и распространении новых идей, принципов. Продукт разрабатывается в свободной форме, можно даже просто записать идеи на бумаге.
На этом этапе основная работа заключается в оформлении документов, поиске единомышленников, будущих клиентов.
При зарождении отдачи от компании нет, работать приходится на добровольных началах, ища поддержки у друзей и знакомых. Главный руководитель (основатель фирмы) принимает непосредственное участие в становлении бизнеса на начальной стадии, лично контролирует весь процесс.
Задачи организации на этапе зарождения:
- создание фирменного стиля и делового имиджа;
- реклама продукта и компании, активное участие в различных мероприятиях, где можно продвинуть бизнес;
- исследование общественных мнений, проведение опросов для поиска новых идей и создания продукта.
Первая стадия развития организации отличается отсутствием сильных специалистов, которые нужны для создания и продвижения продукта. Персонал включает людей, приветствующих свободу мышления, оригинальные идеи, они открыты, отличаются легкостью и гибкостью.
Деятельность напоминает семью, климат в коллективе приятный, расслабленный, комфортный, присутствуют доверие и дружелюбие. Общение больше неформальное, чем деловое.
Первый этап самый рискованный. Здесь в приоритете свобода слова, энергичная деятельность на опережение. Но нелюбовь к законам, кодексам, «заповедям» маркетинга приводят к быстрому упадку сил и желания развиваться дальше, поскольку фирма начинает сталкиваться со множеством проблем.
2. Упорядочивание.
Продукт создали, отправили на продажу, появились первые постоянные клиенты и покупатели. Работы становится больше, что требует увеличения количества персонала, найм новых специалистов.
Упорядочивание — вторая стадия становления предприятия. Для нее характерно наведение порядка в управлении и производственных процессах, тщательный фильтр поступающей информации. Руководство должно вселить сотрудникам чувство преданности, любви и гордости за компанию, показать грядущие перспективы.
Этот этап роста организации требует выполнения следующих задач:
- активное развитие маркетинга;
- создание положительного имиджа;
- упорядочивание работы, формирование четкой организационной структуры, открытие новых подразделений;
- рациональное распределение кадров;
- приведение в порядок документов;
- изучение конкурентов, проведение анализа рынка;
- оптимизация материальных ресурсов;
- поиск новых поставщиков, заключение выгодных контрактов;
- формирование систем безопасности, свода правил и требований к корпоративной этике;
- оптимизация условий труда;
- прогнозирование, составление планов, разработка стратегий на ближайшие 2-3 года;
- общественная деятельность для повышения доверия к компании.
На втором этапе меняются требования к персоналу. Если изначально нужны были активные и веселые люди, то теперь в приоритете целеустремленные, ответственные, дисциплинированные.
Как правило, совместная работа и активное продвижение компании создает управленческий штат из специалистов нужного уровня. Они работают вместе с основания фирмы, имеют общие мечты и стремления. На дружбе, доверии и взаимовыручке строится кадровая основа, которая умеет мотивировать и «болеет» за свою фирму.
Корпоративная культура заключается в создании рабочей, механической обстановки. Используются авторитарные методы управления. Появляются новые способы поощрения, вводятся премии. Создается и система депремирования за нарушения, несоблюдение трудового договора.
3. Оптимизация.
Третья стадия становления организации заключается в оптимизации рабочих и управленческих процессов. Проводится анализ и критика допущенных ошибок, внедряются новые экономические ценности, накапливаются ресурсы.
На этом этапе создаются новые подразделения, ориентированные на внутреннего заказчика. Появляются лидеры, собирающие вокруг себя группы людей, объединенных общей целью.
Акцент делается на прибыли, принимаются меры по ее увеличению. Особое внимание уделяется выдающимся сотрудникам, осуществляется их поддержка.
Для перехода на такой уровень нужно делегировать часть полномочий сотрудникам среднего звена.
Организация выполняет следующие задачи:
- оптимизация работы системы, ликвидация проблемных мест;
- решение повседневных задач по развитию инфраструктуры, материального и технического оснащения;
- закупка и ввод в эксплуатацию сложной техники для ускорения производственных процессов и увеличения объема выпускаемой продукции;
- проверка услуг и продуктов на устойчивость в неблагоприятных для бизнеса условиях;
- улучшение психологического климата в коллективе, работа над межличностными отношениями, профилактика конфликтов;
- создание условий для оказания гуманитарной помощи;
- улучшение общественных связей.
В коллективе начинает преобладать дух соперничества и конкуренции, что особенно заметно при сдельной оплате труда. Могут возникать конфликты из-за должностей, появляются пожелания и требования к карьерному росту. Руководству необходимо держать нейтралитет, не разжигать кадровые войны, справедливо относиться ко всем сотрудникам.
4. Стабилизация.
Для четвертого этапа характерно разумное использование накопленных ресурсов, развитие талантов, индивидуальных особенностей.
Предприятие, дошедшее до этой стадии без серьезных материальных потерь и надвигающихся угроз, достигает финансового благополучия и стабильного места на рынке.
Завершающие этапы развития предприятия подразумевают получение прибыли не за счет крупных покупок, а большого количества небольших, но стабильных сделок.
Прибыль увеличивается благодаря снижению затрат на выпуск продукции. Это требует серьезной оптимизации производственных процессов, внедрение новых технологий, запуск современного оборудования.
При стабилизации предприятие выполняет следующие задачи:
- рациональное использование накопленных ресурсов;
- организация замкнутого цикла изготовления продукции;
- формирование и применение техник по развитию и улучшению творческих способностей персонала;
- создание комфортных, рациональных условий труда;
- налаживание работы сети массового обслуживания посетителей;
- создание новых продуктов, улучшение потребительских качеств уже выпускаемого товара.
При стабилизации ценится слаженная работа коллектива, порядок, стабильность. Сотрудники нуждаются в оценке их индивидуальных качеств, стараются работать обособленно.
Персонал делится на группы, возникает иерархия. Если работает несколько подразделений, то возможны междоусобицы за получение признания руководства и дополнительной прибыли.
На этом этапе предприятие ждет много рисков: высокая конкуренция, давление извне, внутренние конфликты, нестабильность рынка. Кризисные ситуации часто становятся решающими, заставляя компанию возвращаться на предыдущий уровень или самоликвидироваться.
Поэтому при стабилизации первостепенная задача управленцев ― формирование запасов, создание стратегий на случай кризиса, укрепление позиции на рынке.
Этапы становления организации в жизненном цикле
Жизненный цикл организации можно сравнить с человеческой жизнью. В этом случае этапы развития фирмы выглядят так.
1. Выхаживание. Зарождение идеи о создании компании, обдумывание идей.
2. Младенчество. Первые неуверенные шаги нового предприятия, попытки создать уникальный, конкурентоспособный продукт, который понравится покупателям. На этом этапе фирма получает первую прибыль и стимул к дальнейшему развитию.
3. «Гоу-гоу». Наступает, когда получен положительный ответ от рынка. Основатель бизнеса понимает, что выбрана правильная идея, нужно ее развивать, используя эффективные ресурсы.
4, Юность. Эта стадия еще называется вторым рождением и характеризуется сильными переменами в работе компании. Основное решение, принятое руководством, — делегирование задач и полномочий. Владелец бизнеса начинает понимать, что самостоятельно справиться со всеми функциями невозможно, начинается поиск единомышленников, найм сотрудников.
5. Рассвет. Этот этап характеризуется сильным прорывом фирмы. Организации уже не хватает собственных ресурсов, начинается привлечение менеджмента. Возможно расширение объема предлагаемой продукции или услуг.
6. Зрелость. Наступает стабильность, появляются постоянные покупатели и партнеры. Фирма доходит до пика ― становится либо лидером рынка, либо монополистом. Возможен вариант уникализации компании (когда фактически нет конкурентов), с помощью которого можно серьезно побороться за клиентуру и место на рынке.
7. Упадок. Первый признак того, что все этапы становления компания уже прошла и начался упадок. Но не стоит воспринимать его в негативном ключе. Упадок может стать признаком стабильности — наличие собственной клиентуры, но без наращивания объемов производства.
8. Аристократия. По аналогии с человеческой жизнью это средние годы, когда многое уже достигнуто, есть стабильность, уверенность в завтрашнем дне и отсутствует желание развиваться в другом направлении. Предприятие начинает тратить ресурсы на изыски, стремится к роскоши. Оно находится высоко, поэтому не боится упасть.
9. Охота на ведьм. Здесь происходит утрата первоначальных позиций, компания с высоты падает вниз, теряет лидирство на рынке. Пройденные этапы формирования организации оказываются напрасными, вложенный труд и деньги не ценятся. Предпринимаются попытки по возрождению организации, для чего руководство ищет виновных, расформировывает штат. Фирме нужна еще одна попытка. И если она оказывается в надежных лидерских руках, то возвратится к первым стадиям — младенчество, юность.
10. Бюрократия. Если компания оказывается в ненадежных руках, то остатки ресурсов и финансов расходуются на личные нужды, фирма умирает. Такое происходит после смены руководства, когда управлять организацией доверяют молодому поколению, несведущему в менеджменте и стратегиях. Это приводит к негативным последствиям: уменьшается производительность труда, сотрудники начинают увольняться, партнеры отказываются от сотрудничества. Лучший выход из ситуации ― продать компанию или вложить средства в ее развитие, но уже в новом направлении. Также на стадии бюрократии происходит поглощение и принудительное слияние, когда более крупная организация выкупает основную часть активов и берет бразды правления в свои руки.
Зная основные этапы развития организации, можно провести анализ и определить, на какой стадии находится предприятие на данный момент. Это поможет в развитии фирмы и снизит риски. Главное, всегда держать «руку на пульсе», не отпуская бизнес в свободное плаванье.