Финансовые показатели компании, которые нужно регулярно отслеживать

Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»

«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»


Получить руководство


Нет, спасибо

Финансовые показатели компании

Татьяна Добрякова
Время чтения: 7 минут
0
407

Финансовые показатели компании

Финансовые показатели компании ― это важный экономический инструмент, который позволяет планировать дальнейшее развитие бизнеса, показывать слабые места предприятия, предполагать риски и быстро их устранять. Экономические показатели необходимо контролировать для удержания прибыли, доли рынка, клиентов. Анализ должен проводиться регулярно, даже если организация находится в стабильном положении.

Для чего отслеживать показатели финансовой деятельности

Финансовый анализ представляет собой комплексную оценку экономических результатов бизнеса. Объектами выступают активы и пассивы предприятия, чистая прибыль и издержки, расчеты с дебиторами и кредиторами.

В проведении финансового анализа заинтересованы:

  • Собственники бизнеса ― для составления общей картины бизнеса, определения текущего положения организации, потенциала дальнейшего развития;
  • Руководители ― для принятия грамотных, своевременных управленческих решений по устранению рисков и эффективному продвижению компании;
  • Поставщики, партнеры ― для оценки выгоды в дальнейшем сотрудничестве, возможности предоставления рассрочки на поставляемые продукты;
  • Инвесторы ― для оценки рисков покупки инвестиций;
  • Кредиторы ― для понимания платежеспособности бизнеса, его устойчивости на рынке перед выдачей кредита;
  • Аудиторы ― для контроля экономического состояния предприятия в рамках своей деятельности;
  • Налоговая служба, прокуратура и другие государственные органы ― для признания банкротства организации, выявления факта отмывания денег, незаконных действий с платежным инструментом.

Ключевые финансовые показатели меняются регулярно. Каждая неоплаченная поставка сырья и взятый кредит ухудшают положение компании и могут стать причиной разорения. Поэтому проводить анализ нужно постоянно, особенно после получения кредита или крупной поставки.

Анализ проводится для:

  • получения информации о том, насколько стабильно развивается организация;
  • составления объективной картины финансового положения бизнеса;
  • поиска причин нестабильного экономического состояния;
  • выявления скрытых ресурсов и резервов для улучшения финансовой среды компании;
  • оценки будущих результатов деятельности предприятия;
  • выработки плана по улучшению экономического состояния бизнеса.

Финансовые показатели организации помогают собственникам убедиться, что на текущий момент у бизнеса стабильное положение, отсутствуют прямые и скрытые угрозы.

Финансовые показатели деятельности организации

Каждый полученный результат рассматривается отдельно, а затем составляется общая картина, определяющая положение компании. Для отчета используются бухгалтерские документы, налоговые декларации, договоры с поставщиками и партнерами.

1. Выручка

Это деньги, которые поступили на счет фирмы от реализации произведенной или ранее приобретенной продукции, за уже выполненные работы, оказанные услуги. В общую сумму не нужно включать средства, полученные в качестве предоплаты, так как покупатель в результате может отказаться от покупки, что приведет к потере прибыли. Предоплата вносится только после выполнения всех обязательств или подписания акта.

2. Операционные расходы

Основные финансовые показатели деятельности компании включают операционные расходы, которые рассчитываются по факту выполненных обязательств. Например, если организация закупила сырье для производства продукции, и оно находится на складе, то это ― актив. Сырье нельзя считать расходами, поскольку его можно продать и вернуть деньги назад. Это собственность компании, в которую вложены деньги. К расходам сырье относится только тогда, когда продается продукт, изготовленный из него.

Также к операционным расходам относятся все расходы предприятия: оплата за коммунальные услуги и техническое обслуживание, аренду и заработную плату, за рекламу, налоги и др. Эти финансовые показатели фирмы делятся на две категории:

  • Переменные расходы, которые изменяются одновременно с выручкой. С расширением производства увеличивается количество используемого сырья, соответственно, растут и расходы.
  • Постоянные расходы, не зависящие от выручки: зарплата, покупка канцтоваров, аренда, связь, административные и коммерческие затраты.

Любые расходы, зависящие от выручки, нужно вносить в переменные. Например, если зарплата сотрудников состоит из оклада и премии (процент от продаж), то оклад ― это постоянные расходы, а премия ― переменные.

3. Прочие расходы

Они тоже относятся к финансовым показателям и влияют на прибыль. Важно их не просто отслеживать, а контролировать, чтобы по сумме они не превышали доходы.

К прочим расходам относятся:

Кредит. Здесь важно правильно разделить платеж по кредиту, поскольку он не весь идет в прочие расходы. В эту статью записываются только проценты по кредиту. Основной долг не учитывается совсем, поскольку ранее эта сумма была использована компанией, стала ее активом.
Налоги на прибыль. Те налоги, которые платятся за сотрудников, вносятся в операционные расходы.
Амортизация. Это материальные вложения в бизнес: покупка оборудования, ремонт, недвижимости для расширения. Данные расходы нельзя вносить в статью за конкретный месяц, поскольку пользоваться купленным оборудованием компания будет длительное время. Расход вносится по сроку службы техники. Если это ремонт, то затраченная сумма делится на количество месяцев, оставшихся до нового ремонта (примерно).

4. Чистая прибыль

В показатели финансовой эффективности включают чистую прибыль. Чтобы ее рассчитать, нужно из выручки вычесть операционные и прочие расходы.

Оценка чистой прибыли важна, прежде всего, для владельцев бизнеса. Результат позволяет увидеть, есть ли в организации заработок, насколько он стабилен. Если значения отрицательные, либо прибыль идет на убыль при стабильной выручке, то искать причину следует в операционной деятельности бизнеса.

5. Рентабельность капитала

Рентабельность ― это финансовый показатель эффективности компании. Он позволяет понять прибыльность бизнеса и способы его финансирования. Рентабельность бывает нескольких видов. Есть возможность узнать эффективность как всей организации, так и отдельных ее активов.

При расчете рентабельности получается число в процентном эквиваленте. Коэффициент ниже нуля говорит о низкой рентабельности, выше ― о хорошей.

Виды рентабельности:

  • Маржинальная. Для расчета нужно из выручки вычесть переменные расходы и все разделить на выручку.
  • Операционная. Формула: маржинальная прибыль минус постоянные расходы, разделенные на выручку.
  • По чистой прибыли. Для расчета нужно чистую прибыль разделить на выручку.

Все виды рентабельности как финансовые показатели деятельности компании нужно рассматривать в динамике. Только так можно делать выводы о том, насколько эффективно предприятие управляет расходами.

Если маржинальная рентабельность упала, то можно судить об увеличении переменных расходов. Такое происходит при повышении стоимости сырья и сохранении отпускной стоимости конечного продукта.

Падение рентабельности по операционной прибыли говорит о снижении эффективности организации и увеличении затрат ресурсов. Еще данные коэффициенты иногда используются в сравнительном анализе с конкурентами для оценки рисков.

Рентабельность по чистой прибыли показывает размер чистой прибыли с каждого вложенного рубля. Снижение этого коэффициента требует немедленной оценки работы бизнеса для установления причины низкой рентабельности.

Финансовые показатели компании

6. Финансовая устойчивость и ликвидность

В основные финансовые показатели компании также входит устойчивость и ликвидность. Полученные коэффициенты позволяют понять, готов ли бизнес противостоять кризисам, а также насколько он платежеспособен. Оба показателя взаимосвязаны, поэтому рассматривать их лучше вместе.

7. Коэффициент финансовой зависимости

Он позволяет увидеть полную картину финансового положения организации. Для его вычисления нужно общую задолженность поделить на активы. Нормальное значение равно 0,7 и выше.

8. Собственные средства

Это оборотные средства, которые принадлежат компании. Для нахождения коэффициента нужно из оборотных активов вычесть краткосрочные обязательства. Есть и другая формула расчета: собственный капитал плюс долгосрочные обязательства минус внеоборотные активы. Полученное значение должно быть больше нуля. Это говорит о финансовой устойчивости компании.

9. Коэффициент текущей ликвидности

Аналогичным образом рассчитывается коэффициент текущей ликвидности. Он равен соотношению оборотных активов и краткосрочных заемных средств. Для расчета нужно оборотные активы разделить на краткосрочные обязательства. Этот показатель определяет, сможет ли бизнес погасить имеющиеся долги, если продаст текущие активы. Нормальными значениями считаются от 1,5 до 2,5.

10. Чистый денежный поток

Еще один показатель финансовой активности предприятия ― чистый денежный поток. Он представляет собой разницу между приходами и расходами за конкретный промежуток времени. Коэффициент помогает понять, зарабатывает ли организация деньги или, наоборот, только расходует. Чистый денежный поток ― основной финансовый показатель деятельности предприятия для инвесторов, поскольку показывает реальное финансовое состояние организации.

Но часто этот показатель не может использоваться самостоятельно, без дополнительного анализа и других коэффициентов. Отрицательное значение не всегда свидетельствует о кризисе, в большинстве случаев такая картина наблюдается в момент перестройки бизнеса, когда требуется вложить чуть больше средств, чем обычно.

Игнорировать данный коэффициент тоже нельзя. Не зная реальной ситуации с денежными потоками можно получить кассовый разрыв ― когда не хватает средств, чтобы рассчитаться по текущим обязательствам. Например, заплатить за кредит нужно уже завтра, а деньги за последнюю поставку придут только через неделю.

Управление денежным потоком позволяет понять, сколько средств остается для расчета с контрагентами, а какое количество ― на развитие компании.

11. Точка безубыточности

Точка безубыточности ― еще один показатель финансовой результативности. Он представляет собой объем доходов, которые полностью покрывают расходы. Всё, что следует после точки безубыточности ― чистая прибыль организации. Чтобы рассчитать этот показатель, нужно знать три параметра: выручку, переменные расходы, постоянные расходы.

Формула: Постоянные расходы разделить на Маржинальность.

При этом маржинальность вычисляется так: Выручку разделить на показатель «Выручка минус Переменные расходы», затем все умножить на 100%.

Точка безубыточности ― один из тех показателей, которые следует рассчитывать постоянно. Она не фиксируется, даже если в прибыли нет серьезных изменений.

12. Оборотный капитал

К основным финансовым показателям деятельности компании также относится оборотный капитал. Это активы предприятия, которые используются в производственных циклах.

Рассчитывается по формуле: Общая денежная сумма плюс Запасы сырья плюс Дебиторская задолженность и минус Кредиторская задолженность.

Если в результате расчета получилось положительное значение, это говорит о финансировании из собственных средств. Заемных средств при этом мало или они совсем отсутствуют. Также это целевые финансовые показатели, позволяющие увидеть, сколько прибыли находится в активах. Можно определить, что основная часть средств находится в дебиторской задолженности или сырье, а фактически денег нет. Это ― иллюзия медленного роста организации и причина отложить закупку материалов.

Если показатель отрицательный, это говорит о нехватке собственных средств. Бизнес держится на плаву только благодаря кредиторам, а сумма долга превышает сумму всех активов. В этом случае владельцу фирмы стоит задуматься над тем, как увеличить сумму активов, чтобы снизить риски банкротства.

13. Средний чек

Не менее важно смотреть на финансовые показатели продаж, определяющие эффективность работы компании.

Этот коэффициент называется средний чек и рассчитывается по формуле: Выручку разделить на общее количество покупок.

Стоит учитывать, что средний чек нужен не всем организациям. Если предприятие заключает договоры на оказание услуг по сильно отличающимся ценам, то данный показатель может только запутать. Например, компания выполняет элитную отделку под ключ в течение 6 месяцев на сумму около миллиона рублей и оказывает разовые услуги по стоимости не более 5 тысяч рублей.

Средний чек нельзя рассматривать как ключевой финансовый показатель предприятия. Он больше подходит для проведения маркетинговых акций и отслеживания продаж после выпуска рекламы.

14. Дебиторская задолженность

К финансово-операционным показателям можно отнести объем дебиторской задолженности ― это обязательства перед компанией. Например, была выполнена поставка партии товаров, но покупатель за нее еще не расплатился. Дебиторская задолженность относится к выручке и представляет собой денежный актив.

Большая задолженность относится к плюсам, если по объемам она больше, чем общая сумма кредиторской задолженности. Но есть и минус ― если компания от многих покупателей не может получить деньги, это приводит к кассовому разрыву и невозможности выполнять свои текущие обязательства. Важно отслеживать дебиторскую задолженность, чтобы не получить ситуацию, когда организация не может существовать на имеющиеся средства.

Финансовые показатели компании

Используя основные производственно-финансовые показатели в качестве экономического инструмента, можно своевременно увидеть имеющиеся проблемы бизнеса и предвидеть будущие риски. Контроль финансов, даже при кажущемся благополучии, ― важное условие стабильного положения на рынке.

0

Автор публикации

не в сети 2 года

Татьяна Добрякова

0
Комментарии: 0Публикации: 250Регистрация: 08-02-2022

Получайте новую статью каждую неделю

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Понравилось?
Расскажите друзьям

Оцените статью
Оценка
[Всего: 0 Средний рейтинг: 0]

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
У меня есть пароль
Войти
Получите гостевой доступ

Бесплатный доступ к закрытым материалам сайта по коду, выданному на бесплатной встрече.

Записаться на встречу