По оценке психологов, потеря работы вызывает такой же сильный стресс, как болезнь или смерть близкого человека. Руководители высокого уровня умеют управлять эмоциями, но увольнение переживают очень остро из-за потери статуса и туманных сроков поиска работы.
Эмоции мешают сосредоточиться на решении задач трудоустройства, поэтому важно понимать, что происходит, чтобы вовремя вытащить себя из опасных состояний.
Острые реакции — сильные, но быстро стихающие
Переживания из-за потери работы у руководителей вначале развиваются по «модели утраты»: отрицание, переживание, принятие.
- Шок и страх
Лишившись привычного графика, обязательств, общения, люди испытывают растерянность и страх перед будущим. Результаты опроса исследовательского центра одного из порталов* для поиска работы показывают, что 33% россиян больше всего боятся не найти работу. Этот страх даже сильнее беспокойства о здоровье.
- Злость, обида
Топ-менеджеры чаще других склонны считать увольнение несправедливым, обвинять руководство, компанию, экономическую ситуацию в стране. Будьте осторожны, чтобы случайно не выплеснуть на собеседовании накопленные обиды, рассказывая о прошлом работодателе. Рекрутер может не подать виду, но обязательно сделает себе пометку «40 минут жаловался на руководство» — и следующего звонка кандидат не дождется.
Это интересно: «Психологические ловушки, которые мешают руководителю при поиске новой работы» |
---|
Через 3-4 месяца, смирившись я с тем, что нужно искать новую работу, руководитель испытывает облегчение и энтузиазм. Но они быстро испаряются при первых неизбежных неудачах.
Устойчивые состояния: какое из них самое опасное
Примерно после полугода безработицы состояние стресса нарастает, возникает тревога — ситуация кажется хуже, чем есть на самом деле. Ухудшается финансовое положение. Из-за этого возникает неуверенность, которая усиливает негативные эмоции и может привести к депрессии.
- Одиночество
Все связи образуются на почве общих интересов, образа жизни, взаимопомощи, обмена полезными контактами. Руководители, которые долго остаются в свободном плавании, постепенно выпадают из привычного круга общения.
- Вина, тревожность
На этом этапе накаляются отношения с семьей, в том числе из-за финансовых трудностей, которые не дают вести привычный образ жизни. Возникает чувство вины из-за невозможности обеспечить семью. Развивается неуверенность в себе, подозрительность, пессимизм по отношению ко всем появляющимся возможностям и предложениям решить проблему с трудоустройством директора.
- Фрустрация
Не так опасен для эмоционального состояния первоначальный стресс сразу после увольнения, как длительный период неопределенности, в которым оказывается безработный топ-менеджер.
Фрустрация — это состояние апатии, бессилия и беспомощности из-за невозможности достичь своей цели (найти работу с подходящими условиями).
Более 80% руководителей, обратившихся к нам за помощью в трудоустройстве, приняли это решение именно в таком состоянии. Оно гораздо более серьезное, чем грусть и апатия. Фрустрации подвержены люди, у которых долгое время не получается достичь жизненно важной для них цели, определяющей будущее.
Представьте, что человек всю жизнь шел к успешной карьере топ-менеджера. Был активистом в школе, старательно учился, чтобы поступить в престижный вуз, тратил деньги на дополнительное образование, работал по 12 часов ради продвижения по службе. И по какой-то причине оказывается без работы, а все попытки найти новую проваливаются.
Как бы мы ни уставали на работе и ни мечтали об отпуске, ничего не делать еще хуже.
Долго оставаться в состоянии фрустрации опасно. Это приводит к развитию комплексов — кандидат вешает на себя клеймо неудачника. Рекрутеры остро чувствуют неуверенность. И в успешную компанию никогда не пригласят человека без более глубокой мотивации, чем работа за зарплату.
- Фатализм
Если топ-менеджеру не удается найти работу и выйти из состояния фрустрации, наступает ухудшение. Человек примиряется со своим положением.
Он перестает ставить себе жизненные цели, теряет интерес к развитию, забывает прошлые привычки. Например, ранние подъемы, походы в спортзал и поездки за город сменяются пассивным времяпровождением дома или на даче. Управленческие и коммуникативные навыки тоже теряются, человек замыкается в себе, перестает следить за внешним видом, развиваться, интересоваться чем-то новым.
Что помогает преодолеть фрустрацию
1. Философское отношение к текущим событиям.
Принятие проблемы — самая здоровая реакция. Эмоционально устойчивые люди с адекватной самооценкой быстрее адаптируются, анализируют ситуацию и ставят новые цели.
Поняв, какие обстоятельства вызывают у вас состояние безысходности, можно найти пути обхода. Если нет подходящих вакансий в родной профессиональной сфере, можно устроиться на проект по своей специализации, но в компании другой направленности. Если вы разочаровываетесь в себе из-за непросмотренных откликов, можно изменить позиционирование, переписать резюме и использовать другие каналы поиска работы.
2. Объективный взгляд со стороны.
Сложно решать проблему, когда непонятно, есть ли выход из ситуации и каких ресурсов он требует. Взгляд со стороны отрезвляет, помогает перестать искать вакансии директора с окладом 500 тысяч и офисом в соседнем квартале.
Некоторые люди больше других склонны к фрустрации. Это свойство личности появляется у тех, чьи взгляды на жизнь сильно отличаются от реальности. К примеру, когда человек, убежденный в своей исключительности, обнаруживает, что для рынка труда он такой же, как другие кандидаты.
Это интересно: |
---|
Поэтому в TakeMyTime на этапе подготовки к продвижению мы уделяем много внимания определению конкурентоспособности и стоимости кандидата. Для объективной оценки нужны не только знания и данные аналитики рынка, но и богатый практический опыт.
В этом плане у компании есть значительное преимущество перед отдельными карьерными консультантами. Коллективный разум всегда сильнее. Организация использует накопленный объединенный опыт, к которому имеют доступ все члены команды. Каждый партнер по развитию карьеры работает с сотней кандидатов, видит их ситуации, вырабатывает успешные стратегии. Потом делится ими с коллегами, и они вместе учатся новому, корректируют и улучшают систему.
3. Положительный стресс.
Кратковременные негативные стрессы безвредны для организма, а положительные даже полезны. Переезд, рождение ребенка, новая работа и подобные перемены в жизни мобилизуют, держат в тонусе.
Но долго жить в состоянии «плохого» стресса вредно. Тревога, страх и подобные эмоции провоцируют негативную энергию, которая быстро сжигает энергетические ресурсы. Как аккумулятору для нормальной работы нужны полноценные циклы зарядки и разрядка, так и нам каждый стресс нужно чередовать с соразмерным ему восстановлением. Без правильного расслабления нет продуктивной работы.
У каждого свой способ: спорт, путешествия, баня с друзьями или просмотр сериалов. Главное, отдохнуть физически и «перезагрузить» мозг.
Это интересно: «Ресурсность: как создать себе условия для достижения любых целей» |
---|
Мы в TakeMyTime часто сталкиваемся с тем, что руководители используют вынужденный перерыв в карьере как время для отдыха. Нет ничего страшного в том, чтобы взять паузу на 1-2 недели. Этого времени достаточно, чтобы восстановиться и со свежими силами приступить к поиску работы.
А вот отпуск, затянувшийся на полгода, это признак нездоровой реакции на стресс. Попытка убежать от проблемы, а не заниматься ее решением.
4. План, стратегия, действие.
После того, как успокоились и привели мысли в порядок, ставьте реалистичную цель, разбивайте ее на задачи и готовьте план реализации.
Суть в том, чтобы не страдать, пережевывая в голове мысленную кашу, а сделать понятное действие: оценить свои сильные и слабые стороны, проанализировать потенциальных работодателей, составить резюме.
Вывести себя из состояния апатии из-за безработицы может практически каждый. Но не всегда получается — из-за других приоритетов, нехватки ресурсов. Чтобы не застрять на одном из этапов, нужна вовремя оказанная поддержка.
И для этого существует формат наставничества и сопровождения в трудоустройстве. Мы можем непредвзято оценить перспективы, выбрать лучшее карьерное позиционирование, спланировать шаги для быстрого трудоустройства. И кандидату не придется «капитулировать» перед проблемой, бороться с депрессией, снижать планку поставленных карьерных целей.
*Опрос портала superjob.ru в 2021 г.
Комментарии (4)
Спасибо за статью! Все вы правильно подметили- сразу видно- специалисты в психологии. И эмоции- это действительно часто мешают. И главное в самооценке- это предвзятость. И неудовлетворенность, но искуственная, и мнимая- фантазии у меня как эмоционального интеллектуального человека и аналитика- так мне на тестировании профессор поставил диагноз. Но эта тема- сложная и я ей как научный сотрудник давно тзучаю. И тема интересная и нужная. Однажды на одном бизнес-тренинге одна дама высказала- эмоциональный интеллект. Мне понравился термин. А аппатия- это да- закомплексованность, чамлутверждение, и самое неприятное_ невостребованность профессии, и ткпмин апатия_ оцепенение, у меня састо такое было и в молодости. Думал- а зачем все это? Было такое у молодежи в советах. Но работа была, хоть какая то. А вот сейчас-? Нет никакой и особено по специальности учебных заведений, куда своих чад направили родственики. Вы знаете что было в 90-е когда наплодили одних экономистов, юристов и бухгалтеров- они стали невостребованными. А инженеров- просто не готовили и этот колапс до сих пор и он приносит свои негативные последствия для всего- и экономики и безопасности и т.д. Но это уже другая история. Спасибо за статью. И вы правы. Надо начинать самоутверждаться. Это полезно для всего здоровья. Спасибо. Но профессию свою вам напишу,а то мне что то стали приходить с какого то работа-ру- якобы предложения- обновить резюме и опять покажи телефон, почту и пароль. И недавно пошел в мфц зарегистрировался и тут же пришли смс и звонки пошли от роботов- то дамы, то мужи-роботы? Это как? Работныу сайты все что то пропали- наверное информацию продали новым- наверное работе ру. Я кстати занимался анализами и работных сайтов и рынков труда и товарных и квартирных и тур-рынков и могу нуждающихся в качесттвенной консультации- просвятить. Да специальность моя- инженер, профессиональный обученный с практическим огромным богатым мировым опытом эксперт! И менеджер по маркетингу_ всем видам маркетинга и профессиональной рекламе и рекламированию! В том числе и нейро-маркетингу, который мало кто знает по научному и главное владеет. И знаю методологию как правильно решать бытовые, социально-бытовые материально-бытовые задачи и главное-ьизнес_задачи и технические маркетинговые задачи и умею и знаю как правильно создать команду менеджеров! Не путать с общественным массовым коллективным управлением. Весь менеджмент- это моя тема диссертации, которую раскрфваю и веду с 80-х годиков. И много всего знаю и реально могу помочь именно директорам, т.к. Себя позиционирую как помощника, заместителя, советника, наставника, консультанта генерального прямого директора. Это мне профессор после те
Потеряв работу, человек должен произвести инвентаризацию своих способностей и достоинств. После чего создать резюме по каждому навыку:
— хорошо знает английский — переводчик/редактор
— водит машину и знает Москву — личный водитель/таксист
— мастер на все руки — муж на час
— разводит цветы — фитоконсультант
— в инете, как в воде — блогер
и так далее. Далее, размещаешь резюме в соответствующих ресурсах и не успеваешь отвечать на предложения. Руководителям после пятидесяти надо хорошо понимать, что на высокую должность его не пригласят, а кушать хочется всегда.
Почему не пригласят?? Пригласят. Смотря какого уровня руководитель..