По оценке психологов, потеря работы вызывает такой же сильный стресс, как болезнь или смерть близкого человека. Руководители высокого уровня умеют управлять эмоциями, но увольнение переживают очень остро из-за потери статуса и туманных сроков поиска работы.
Эмоции мешают сосредоточиться на решении задач трудоустройства, поэтому важно понимать, что происходит, чтобы вовремя вытащить себя из опасных состояний.
Острые реакции — сильные, но быстро стихающие
Переживания из-за потери работы у руководителей вначале развиваются по «модели утраты»: отрицание, переживание, принятие.
- Шок и страх
Лишившись привычного графика, обязательств, общения, люди испытывают растерянность и страх перед будущим. Результаты опроса исследовательского центра одного из порталов* для поиска работы показывают, что 33% россиян больше всего боятся не найти работу. Этот страх даже сильнее беспокойства о здоровье.
- Злость, обида
Топ-менеджеры чаще других склонны считать увольнение несправедливым, обвинять руководство, компанию, экономическую ситуацию в стране. Будьте осторожны, чтобы случайно не выплеснуть на собеседовании накопленные обиды, рассказывая о прошлом работодателе. Рекрутер может не подать виду, но обязательно сделает себе пометку «40 минут жаловался на руководство» — и следующего звонка кандидат не дождется.
Это интересно: «Психологические ловушки, которые мешают руководителю при поиске новой работы» |
---|
Через 3-4 месяца, смирившись я с тем, что нужно искать новую работу, руководитель испытывает облегчение и энтузиазм. Но они быстро испаряются при первых неизбежных неудачах.
Устойчивые состояния: какое из них самое опасное
Примерно после полугода безработицы состояние стресса нарастает, возникает тревога — ситуация кажется хуже, чем есть на самом деле. Ухудшается финансовое положение. Из-за этого возникает неуверенность, которая усиливает негативные эмоции и может привести к депрессии.
- Одиночество
Все связи образуются на почве общих интересов, образа жизни, взаимопомощи, обмена полезными контактами. Руководители, которые долго остаются в свободном плавании, постепенно выпадают из привычного круга общения.
- Вина, тревожность
На этом этапе накаляются отношения с семьей, в том числе из-за финансовых трудностей, которые не дают вести привычный образ жизни. Возникает чувство вины из-за невозможности обеспечить семью. Развивается неуверенность в себе, подозрительность, пессимизм по отношению ко всем появляющимся возможностям и предложениям решить проблему с трудоустройством директора.
- Фрустрация
Не так опасен для эмоционального состояния первоначальный стресс сразу после увольнения, как длительный период неопределенности, в которым оказывается безработный топ-менеджер.
Фрустрация — это состояние апатии, бессилия и беспомощности из-за невозможности достичь своей цели (найти работу с подходящими условиями).
Более 80% руководителей, обратившихся к нам за помощью в трудоустройстве, приняли это решение именно в таком состоянии. Оно гораздо более серьезное, чем грусть и апатия. Фрустрации подвержены люди, у которых долгое время не получается достичь жизненно важной для них цели, определяющей будущее.
Представьте, что человек всю жизнь шел к успешной карьере топ-менеджера. Был активистом в школе, старательно учился, чтобы поступить в престижный вуз, тратил деньги на дополнительное образование, работал по 12 часов ради продвижения по службе. И по какой-то причине оказывается без работы, а все попытки найти новую проваливаются.
Как бы мы ни уставали на работе и ни мечтали об отпуске, ничего не делать еще хуже.
Долго оставаться в состоянии фрустрации опасно. Это приводит к развитию комплексов — кандидат вешает на себя клеймо неудачника. Рекрутеры остро чувствуют неуверенность. И в успешную компанию никогда не пригласят человека без более глубокой мотивации, чем работа за зарплату.
- Фатализм
Если топ-менеджеру не удается найти работу и выйти из состояния фрустрации, наступает ухудшение. Человек примиряется со своим положением.
Он перестает ставить себе жизненные цели, теряет интерес к развитию, забывает прошлые привычки. Например, ранние подъемы, походы в спортзал и поездки за город сменяются пассивным времяпровождением дома или на даче. Управленческие и коммуникативные навыки тоже теряются, человек замыкается в себе, перестает следить за внешним видом, развиваться, интересоваться чем-то новым.
Что помогает преодолеть фрустрацию
1. Философское отношение к текущим событиям.
Принятие проблемы — самая здоровая реакция. Эмоционально устойчивые люди с адекватной самооценкой быстрее адаптируются, анализируют ситуацию и ставят новые цели.
Поняв, какие обстоятельства вызывают у вас состояние безысходности, можно найти пути обхода. Если нет подходящих вакансий в родной профессиональной сфере, можно устроиться на проект по своей специализации, но в компании другой направленности. Если вы разочаровываетесь в себе из-за непросмотренных откликов, можно изменить позиционирование, переписать резюме и использовать другие каналы поиска работы.
2. Объективный взгляд со стороны.
Сложно решать проблему, когда непонятно, есть ли выход из ситуации и каких ресурсов он требует. Взгляд со стороны отрезвляет, помогает перестать искать вакансии директора с окладом 500 тысяч и офисом в соседнем квартале.
Некоторые люди больше других склонны к фрустрации. Это свойство личности появляется у тех, чьи взгляды на жизнь сильно отличаются от реальности. К примеру, когда человек, убежденный в своей исключительности, обнаруживает, что для рынка труда он такой же, как другие кандидаты.
Это интересно: |
---|
Поэтому в TakeMyTime на этапе подготовки к продвижению мы уделяем много внимания определению конкурентоспособности и стоимости кандидата. Для объективной оценки нужны не только знания и данные аналитики рынка, но и богатый практический опыт.
В этом плане у компании есть значительное преимущество перед отдельными карьерными консультантами. Коллективный разум всегда сильнее. Организация использует накопленный объединенный опыт, к которому имеют доступ все члены команды. Каждый партнер по развитию карьеры работает с сотней кандидатов, видит их ситуации, вырабатывает успешные стратегии. Потом делится ими с коллегами, и они вместе учатся новому, корректируют и улучшают систему.
3. Положительный стресс.
Кратковременные негативные стрессы безвредны для организма, а положительные даже полезны. Переезд, рождение ребенка, новая работа и подобные перемены в жизни мобилизуют, держат в тонусе.
Но долго жить в состоянии «плохого» стресса вредно. Тревога, страх и подобные эмоции провоцируют негативную энергию, которая быстро сжигает энергетические ресурсы. Как аккумулятору для нормальной работы нужны полноценные циклы зарядки и разрядка, так и нам каждый стресс нужно чередовать с соразмерным ему восстановлением. Без правильного расслабления нет продуктивной работы.
У каждого свой способ: спорт, путешествия, баня с друзьями или просмотр сериалов. Главное, отдохнуть физически и «перезагрузить» мозг.
Это интересно: «Ресурсность: как создать себе условия для достижения любых целей» |
---|
Мы в TakeMyTime часто сталкиваемся с тем, что руководители используют вынужденный перерыв в карьере как время для отдыха. Нет ничего страшного в том, чтобы взять паузу на 1-2 недели. Этого времени достаточно, чтобы восстановиться и со свежими силами приступить к поиску работы.
А вот отпуск, затянувшийся на полгода, это признак нездоровой реакции на стресс. Попытка убежать от проблемы, а не заниматься ее решением.
4. План, стратегия, действие.
После того, как успокоились и привели мысли в порядок, ставьте реалистичную цель, разбивайте ее на задачи и готовьте план реализации.
Суть в том, чтобы не страдать, пережевывая в голове мысленную кашу, а сделать понятное действие: оценить свои сильные и слабые стороны, проанализировать потенциальных работодателей, составить резюме.
Вывести себя из состояния апатии из-за безработицы может практически каждый. Но не всегда получается — из-за других приоритетов, нехватки ресурсов. Чтобы не застрять на одном из этапов, нужна вовремя оказанная поддержка.
И для этого существует формат наставничества и сопровождения в трудоустройстве. Мы можем непредвзято оценить перспективы, выбрать лучшее карьерное позиционирование, спланировать шаги для быстрого трудоустройства. И кандидату не придется «капитулировать» перед проблемой, бороться с депрессией, снижать планку поставленных карьерных целей.
*Опрос портала superjob.ru в 2021 г.
Комментарии (4)
Спасибо за статью! Все вы правильно подметили- сразу видно- специалисты в психологии. И эмоции- это действительно часто мешают. И главное в самооценке- это предвзятость. И неудовлетворенность, но искуственная, и мнимая- фантазии у меня как эмоционального интеллектуального человека и аналитика- так мне на тестировании профессор поставил диагноз. Но эта тема- сложная и я ей как научный сотрудник давно тзучаю. И тема интересная и нужная. Однажды на одном бизнес-тренинге одна дама высказала- эмоциональный интеллект. Мне понравился термин. А аппатия- это да- закомплексованность, чамлутверждение, и самое неприятное_ невостребованность профессии, и ткпмин апатия_ оцепенение, у меня састо такое было и в молодости. Думал- а зачем все это? Было такое у молодежи в советах. Но работа была, хоть какая то. А вот сейчас-? Нет никакой и особено по специальности учебных заведений, куда своих чад направили родственики. Вы знаете что было в 90-е когда наплодили одних экономистов, юристов и бухгалтеров- они стали невостребованными. А инженеров- просто не готовили и этот колапс до сих пор и он приносит свои негативные последствия для всего- и экономики и безопасности и т.д. Но это уже другая история. Спасибо за статью. И вы правы. Надо начинать самоутверждаться. Это полезно для всего здоровья. Спасибо. Но профессию свою вам напишу,а то мне что то стали приходить с какого то работа-ру- якобы предложения- обновить резюме и опять покажи телефон, почту и пароль. И недавно пошел в мфц зарегистрировался и тут же пришли смс и звонки пошли от роботов- то дамы, то мужи-роботы? Это как? Работныу сайты все что то пропали- наверное информацию продали новым- наверное работе ру. Я кстати занимался анализами и работных сайтов и рынков труда и товарных и квартирных и тур-рынков и могу нуждающихся в качесттвенной консультации- просвятить. Да специальность моя- инженер, профессиональный обученный с практическим огромным богатым мировым опытом эксперт! И менеджер по маркетингу_ всем видам маркетинга и профессиональной рекламе и рекламированию! В том числе и нейро-маркетингу, который мало кто знает по научному и главное владеет. И знаю методологию как правильно решать бытовые, социально-бытовые материально-бытовые задачи и главное-ьизнес_задачи и технические маркетинговые задачи и умею и знаю как правильно создать команду менеджеров! Не путать с общественным массовым коллективным управлением. Весь менеджмент- это моя тема диссертации, которую раскрфваю и веду с 80-х годиков. И много всего знаю и реально могу помочь именно директорам, т.к. Себя позиционирую как помощника, заместителя, советника, наставника, консультанта генерального прямого директора. Это мне профессор после те
ДА ЕЩЕ! САБОТАЖ? ЭТО ЧТО? ИГНОР КАК ДАМЫ ПОСЫЛАЮТ ЖЕНИХОВ НА САЙТАХ ЗНАКомств- не разобравшись в кандидатах? ПОХОЖЕ НА слово работа- происходит от ??? Лучше трудоустройство и самозанятость- ремесло и т.д. тут каждое слово имеет весомое значение в жизни любого человека. разберитесь в опытах по другим каналам- намек я вм дал. кстати- нет ни одного научного сайта знакомств. писал я с обращением к компьютерщикам в одну соцсеть. и ни какой реакции-вот как у нас не ценят опыт и эта тема еще есть. подключайтесь если у вас есть интернетчики, которые могут создать сайт, но сценарий им составлю- ТЗ- только вы поняли. так что нас учили бизнесу взрослые и мы умели учиться и учили и т.д. все по законам бизнеса. да и что дальше было-? ССОЦСЕТЬ ЗАКРЫЛИ И ВСЕ, НИ одного сайта не создали а старые сайты взяли и закрыли. и все. стало. и подсчитайте убытки- кстати это отдельная тема. убытки. вот он саботаж так саботаж приносит убытки. все.
Потеряв работу, человек должен произвести инвентаризацию своих способностей и достоинств. После чего создать резюме по каждому навыку:
— хорошо знает английский — переводчик/редактор
— водит машину и знает Москву — личный водитель/таксист
— мастер на все руки — муж на час
— разводит цветы — фитоконсультант
— в инете, как в воде — блогер
и так далее. Далее, размещаешь резюме в соответствующих ресурсах и не успеваешь отвечать на предложения. Руководителям после пятидесяти надо хорошо понимать, что на высокую должность его не пригласят, а кушать хочется всегда.
Почему не пригласят?? Пригласят. Смотря какого уровня руководитель..