HR бизнес-партнер: кто это, какие задачи решает и чем отличается от директора по персоналу

Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»

«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»


Получить руководство


Нет, спасибо

HR бизнес-партнер

Татьяна Добрякова
Время чтения: 5 минут
0
721

HR бизнес-партнер

Управление человеческими ресурсами (HR) ― неотъемлемая часть деятельности любой компании. HR-отделы обычно занимаются набором, обучением и адаптацией сотрудников, разработкой кадровых политик, решением проблемы персонала. В советское время все подобные функции выполнял отдел кадров, но со временем «кадровикам» оставили сугубо операционные задачи, связанные с оформлением текущих документов, расчетом льгот и выплат. HR-отдел же занимается более глобальными, стратегическими задачами, поэтому неудивительно, что появляются всё новые должности. Одна из них ― HR бизнес-партнер. Это специалист уровня топ-менеджмента. Получение такой позиции может быть вершиной карьеры любого работника, связанного с кадровой деятельностью.

Кто такой HRBP, его функционал

HRBP — английская аббревиатура, сокращение от Human Resources Business Partner. По факту, это старший руководитель в структуре организации, который занимается разработкой глобальных стратегий в сфере работы с персоналом. HR-партнер больше взаимодействует с высшим руководством предприятия, руководителями отделов, а не с командой кадровиков. Однако человек, достигший такой высокой должности, однозначно должен отлично понимать нюансы кадровой работы, а также оценивать потребности в найме, обучении, реструктуризации и оптимизации численности сотрудников.

Иногда топ-менеджеры или собственники представляют себе HRBP как консультанта или руководителя по вопросам в области управления персоналом. Иногда эту роль может играть даже внешний сотрудник, который не состоит в штате компании. Эйчар-партнер ― ключевой член команды топ-менеджеров и играет важную роль в формировании общей стратегии предприятия.

Что касается функционала HR бизнес-партнера, то проанализировав сайты с вакансиями, можно выделить самые распространенные обязанности HRBP.

  • Сотрудничество с высшим руководством организации, с целью определения их текущих потребностей, планов, пожеланий.
  • Тесное сотрудничество с отделом кадров, HR-отделом по вопросам подбора персонала, помощь в достижении целей, поставленных высшим руководством.
  • Разработка стратегии улучшения взаимодействий между руководством компании и рядовыми сотрудниками.
  • Контроль бюджета отдела кадров.
  • Оценка результатов текущей деятельности отдела, соотношение с глобальными целями и задачами компании.
  • Определение зон и направлений развития отдела.
  • Разработка стратегий привлечения талантливых кандидатов.

Таким образом, роль HRBP заключается в организационной, координационной и посреднической работе.

Разница между бизнес-партнером по работе с персоналом и HR-директором

В относительно небольших фирмах такие две роли может выполнять один человек, но в крупных корпорациях ― это разные должности. Чтобы четко понимать, чем именно занимается каждый специалист и разработать должностные инструкции, необходимо ознакомиться с отличиями в позициях. Итак, HR бизнес-партнер может даже не входить в оргструктуру соответствующего подразделения, а вот директор по персоналу официально возглавляет отдел кадров, несет ответственность за все системы и процедуры, связанные с начислением заработной платы, наймом, администрированием и увольнением сотрудников. Работа HR-директоров сосредоточена на создании и соблюдении кадровых процедур. Специалисты такого уровня тратят рабочее время на операционные и административные задачи.

Функции HR бизнес-партнера отличаются в корне. Деловой партнер же скорее предоставляет услуги, связанные с человеческими ресурсами. Основная функция HR-партнера ― взаимодействие с высшим руководством компании, руководителями отделов с целью формирования, курирования и улучшения общей стратегии управления персоналом. На практике это может означать консультирование по новым кадровым политикам и процедурам. HRBP сотрудничают как с отделами кадров, так и с советом директоров, другим высшим руководством, выступают в качестве связующего звена между ними.

Как попасть на должность партнера

Что касается образования, то большинство людей, достигших должности деловых партнеров имеют степень бакалавра или магистра в области управления персоналом. Хотя попасть на позицию могут и кандидаты с высшим образованием в области психологии, трудового права. Главный критерий ― реальный многолетний опыт в области HR. В рамках дополнительного образования, можно посвятить время изучению таких областей, как управление изменениями, лидерство и анализ данных.

Крупные международные корпорации также требуют от кандидатов на роль HR бизнес-партнера наличия степени MBA. Тем, хочет расти дальше, попасть на должность топ-менеджера, рекомендуется пройти курс управления проектами.

HR бизнес-партнер

Ключевые компетенции бизнес-партнера по управлению персоналом

HRBP — это высококвалифицированный специалист, обладающий обширными знаниями в области управления персоналом. В работе пригодятся многие навыки, но для эффективного выполнения повседневных задач обычно требуется три ключевые.

1. Анализ данных

В своей работе HRBP может полагаться только на реальные данные. Для этого необходимо заниматься сбором, компиляцией и интерпретацией информации. Лучше пройти профильные курсы, максимально автоматизировать данные процессы. Развитый навык анализа данных позволяет понять, как именно текущая кадровая политика организации согласуется с общими стратегическими целями и ценностями бизнеса. Собирая и анализируя информацию, HR бизнес-партнер может дать реальные стратегические советы высшему руководству о том, как повысить производительность, внести инициативы в области управления персоналом.

2. Автоматизация

В отличие от других сотрудников, работающих в сфере HR, бизнес-партнер не тратит свое время на рутинные операционные задачи. Однако специалист должен быть знаком со всем программным обеспечением, которое используют работники отдела управления персоналом. Без этого нельзя судить о возможных направлениях повышения эффективности.

3. Знание кадрового и трудового права

В обязанности HR бизнес-партнера не входит правовое регулирование как таковое. Однако специалист на такой высокой должности активно занимается в том числе оптимизацией штата, поэтому знание норм права ― основополагающее. Также HRBP может отстаивать интересы сотрудников на уровне топ-менеджмента. Если нововведения не будут нарушать права работников, то это приведет к более высокой удовлетворенности, поддержанию безопасной и доброжелательной атмосферы в коллективе.

Проходя собеседование на должность бизнес-партнера, необходимо продемонстрировать глубокое понимание финансовой сферы, проектной деятельности. Сами по себе HR-навыки универсальны, именно работникам этой сферы легче других перейти из одной отрасли в другую. Однако сотруднику уровня бизнес-партнера обязательно требуется демонстрировать высокий уровень профильных отраслевых знаний. Без понимания нюансов ниши, нельзя полноценно участвовать в разработке стратегии компании.

Полезные навыки

Наряду с основными компетенциями, изложенными выше, партнеру по управлению персоналом будут полезны следующие навыки.

1. Коммуникабельность

Бизнес-партнеры должны четко формулировать и передавать ключевую информацию всем, начиная от руководителей высшего звена и заканчивая младшими сотрудниками, рабочими. Поэтому необходимо заниматься развитием навыков как письменной, так и устной коммуникабельности. Важно обращать внимание на межличностное, неофициальное общение. Бизнес-партнерам необходимо уметь формировать доверительные и продуктивные рабочие отношения с сотрудниками всех уровней внутри компании. Чтобы сделать это эффективно, необходимы такие навыки межличностного общения: дружелюбие, активное слушание, терпение.

2. Навыки презентаций и публичных выступлений

HR бизнес-партнерство подразумевает постоянное посредничество. Приходится проводить презентации и выступать как перед советом директоров, так и для рабочих нижнего звена. Соответственно нужно уметь регулировать сложность подачи материала.

3. Осмотрительность

Бизнес-партнеры, как и специалисты отдела кадров, работают с конфиденциальной информацией. Они часто решают деликатные и личные вопросы, поэтому очень важно проявлять осмотрительность, стараться не заводить тесных личных рабочих знакомств.

4. Стрессоустойчивость

Деловые партнеры могут вмешиваться в непредвиденные ситуации, участвовать в решении конфликтов между сотрудниками и топ-менеджментом. Вот почему важно не сдаваться в сложных моментах, а демонстрировать непредвзятость и стойкость.

5. Лидерские качества

Сама по себе должность бизнес-партнера подразумевает, что человек прошел по карьерной лестнице и является профессионалом в области HR. На позиции партнера важно продолжать демонстрировать лидерские качества, излучать уверенность, надежность, иметь авторитетное влияние на подчиненных.

6. Стратегическое мышление

HR бизнес-партнер

Должностная инструкция HR бизнес-партнера обычно включает пункт «участие в формировании стратегии компании». В рамках общения с руководителями высшего звена специалисту приходится давать рекомендации касательно направления развития сотрудников.

Потребность в надежном партнере, который знал бы всё, что касается персонала, возникает в любой отрасли. Вакансии HRBP можно найти в сфере здравоохранения, технологий, исследований, финансов и других областях. Чем крупнее организация, тем больше вероятность того, что им понадобится бизнес-партнер по управлению персоналом.

0

Автор публикации

не в сети 2 года

Татьяна Добрякова

0
Комментарии: 0Публикации: 250Регистрация: 08-02-2022

Получайте новую статью каждую неделю

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Понравилось?
Расскажите друзьям

Оцените статью
Оценка
[Всего: 0 Средний рейтинг: 0]

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
У меня есть пароль
Войти
Получите гостевой доступ

Бесплатный доступ к закрытым материалам сайта по коду, выданному на бесплатной встрече.

Записаться на встречу