Управление человеческими ресурсами (HR) ― неотъемлемая часть деятельности любой компании. HR-отделы обычно занимаются набором, обучением и адаптацией сотрудников, разработкой кадровых политик, решением проблемы персонала. В советское время все подобные функции выполнял отдел кадров, но со временем «кадровикам» оставили сугубо операционные задачи, связанные с оформлением текущих документов, расчетом льгот и выплат. HR-отдел же занимается более глобальными, стратегическими задачами, поэтому неудивительно, что появляются всё новые должности. Одна из них ― HR бизнес-партнер. Это специалист уровня топ-менеджмента. Получение такой позиции может быть вершиной карьеры любого работника, связанного с кадровой деятельностью.
Кто такой HRBP, его функционал
HRBP — английская аббревиатура, сокращение от Human Resources Business Partner. По факту, это старший руководитель в структуре организации, который занимается разработкой глобальных стратегий в сфере работы с персоналом. HR-партнер больше взаимодействует с высшим руководством предприятия, руководителями отделов, а не с командой кадровиков. Однако человек, достигший такой высокой должности, однозначно должен отлично понимать нюансы кадровой работы, а также оценивать потребности в найме, обучении, реструктуризации и оптимизации численности сотрудников.
Иногда топ-менеджеры или собственники представляют себе HRBP как консультанта или руководителя по вопросам в области управления персоналом. Иногда эту роль может играть даже внешний сотрудник, который не состоит в штате компании. Эйчар-партнер ― ключевой член команды топ-менеджеров и играет важную роль в формировании общей стратегии предприятия.
Что касается функционала HR бизнес-партнера, то проанализировав сайты с вакансиями, можно выделить самые распространенные обязанности HRBP.
- Сотрудничество с высшим руководством организации, с целью определения их текущих потребностей, планов, пожеланий.
- Тесное сотрудничество с отделом кадров, HR-отделом по вопросам подбора персонала, помощь в достижении целей, поставленных высшим руководством.
- Разработка стратегии улучшения взаимодействий между руководством компании и рядовыми сотрудниками.
- Контроль бюджета отдела кадров.
- Оценка результатов текущей деятельности отдела, соотношение с глобальными целями и задачами компании.
- Определение зон и направлений развития отдела.
- Разработка стратегий привлечения талантливых кандидатов.
Таким образом, роль HRBP заключается в организационной, координационной и посреднической работе.
Разница между бизнес-партнером по работе с персоналом и HR-директором
В относительно небольших фирмах такие две роли может выполнять один человек, но в крупных корпорациях ― это разные должности. Чтобы четко понимать, чем именно занимается каждый специалист и разработать должностные инструкции, необходимо ознакомиться с отличиями в позициях. Итак, HR бизнес-партнер может даже не входить в оргструктуру соответствующего подразделения, а вот директор по персоналу официально возглавляет отдел кадров, несет ответственность за все системы и процедуры, связанные с начислением заработной платы, наймом, администрированием и увольнением сотрудников. Работа HR-директоров сосредоточена на создании и соблюдении кадровых процедур. Специалисты такого уровня тратят рабочее время на операционные и административные задачи.
Функции HR бизнес-партнера отличаются в корне. Деловой партнер же скорее предоставляет услуги, связанные с человеческими ресурсами. Основная функция HR-партнера ― взаимодействие с высшим руководством компании, руководителями отделов с целью формирования, курирования и улучшения общей стратегии управления персоналом. На практике это может означать консультирование по новым кадровым политикам и процедурам. HRBP сотрудничают как с отделами кадров, так и с советом директоров, другим высшим руководством, выступают в качестве связующего звена между ними.
Как попасть на должность партнера
Что касается образования, то большинство людей, достигших должности деловых партнеров имеют степень бакалавра или магистра в области управления персоналом. Хотя попасть на позицию могут и кандидаты с высшим образованием в области психологии, трудового права. Главный критерий ― реальный многолетний опыт в области HR. В рамках дополнительного образования, можно посвятить время изучению таких областей, как управление изменениями, лидерство и анализ данных.
Крупные международные корпорации также требуют от кандидатов на роль HR бизнес-партнера наличия степени MBA. Тем, хочет расти дальше, попасть на должность топ-менеджера, рекомендуется пройти курс управления проектами.
Ключевые компетенции бизнес-партнера по управлению персоналом
HRBP — это высококвалифицированный специалист, обладающий обширными знаниями в области управления персоналом. В работе пригодятся многие навыки, но для эффективного выполнения повседневных задач обычно требуется три ключевые.
1. Анализ данных
В своей работе HRBP может полагаться только на реальные данные. Для этого необходимо заниматься сбором, компиляцией и интерпретацией информации. Лучше пройти профильные курсы, максимально автоматизировать данные процессы. Развитый навык анализа данных позволяет понять, как именно текущая кадровая политика организации согласуется с общими стратегическими целями и ценностями бизнеса. Собирая и анализируя информацию, HR бизнес-партнер может дать реальные стратегические советы высшему руководству о том, как повысить производительность, внести инициативы в области управления персоналом.
2. Автоматизация
В отличие от других сотрудников, работающих в сфере HR, бизнес-партнер не тратит свое время на рутинные операционные задачи. Однако специалист должен быть знаком со всем программным обеспечением, которое используют работники отдела управления персоналом. Без этого нельзя судить о возможных направлениях повышения эффективности.
3. Знание кадрового и трудового права
В обязанности HR бизнес-партнера не входит правовое регулирование как таковое. Однако специалист на такой высокой должности активно занимается в том числе оптимизацией штата, поэтому знание норм права ― основополагающее. Также HRBP может отстаивать интересы сотрудников на уровне топ-менеджмента. Если нововведения не будут нарушать права работников, то это приведет к более высокой удовлетворенности, поддержанию безопасной и доброжелательной атмосферы в коллективе.
Проходя собеседование на должность бизнес-партнера, необходимо продемонстрировать глубокое понимание финансовой сферы, проектной деятельности. Сами по себе HR-навыки универсальны, именно работникам этой сферы легче других перейти из одной отрасли в другую. Однако сотруднику уровня бизнес-партнера обязательно требуется демонстрировать высокий уровень профильных отраслевых знаний. Без понимания нюансов ниши, нельзя полноценно участвовать в разработке стратегии компании.
Полезные навыки
Наряду с основными компетенциями, изложенными выше, партнеру по управлению персоналом будут полезны следующие навыки.
1. Коммуникабельность
Бизнес-партнеры должны четко формулировать и передавать ключевую информацию всем, начиная от руководителей высшего звена и заканчивая младшими сотрудниками, рабочими. Поэтому необходимо заниматься развитием навыков как письменной, так и устной коммуникабельности. Важно обращать внимание на межличностное, неофициальное общение. Бизнес-партнерам необходимо уметь формировать доверительные и продуктивные рабочие отношения с сотрудниками всех уровней внутри компании. Чтобы сделать это эффективно, необходимы такие навыки межличностного общения: дружелюбие, активное слушание, терпение.
2. Навыки презентаций и публичных выступлений
HR бизнес-партнерство подразумевает постоянное посредничество. Приходится проводить презентации и выступать как перед советом директоров, так и для рабочих нижнего звена. Соответственно нужно уметь регулировать сложность подачи материала.
3. Осмотрительность
Бизнес-партнеры, как и специалисты отдела кадров, работают с конфиденциальной информацией. Они часто решают деликатные и личные вопросы, поэтому очень важно проявлять осмотрительность, стараться не заводить тесных личных рабочих знакомств.
4. Стрессоустойчивость
Деловые партнеры могут вмешиваться в непредвиденные ситуации, участвовать в решении конфликтов между сотрудниками и топ-менеджментом. Вот почему важно не сдаваться в сложных моментах, а демонстрировать непредвзятость и стойкость.
5. Лидерские качества
Сама по себе должность бизнес-партнера подразумевает, что человек прошел по карьерной лестнице и является профессионалом в области HR. На позиции партнера важно продолжать демонстрировать лидерские качества, излучать уверенность, надежность, иметь авторитетное влияние на подчиненных.
6. Стратегическое мышление
Должностная инструкция HR бизнес-партнера обычно включает пункт «участие в формировании стратегии компании». В рамках общения с руководителями высшего звена специалисту приходится давать рекомендации касательно направления развития сотрудников.
Потребность в надежном партнере, который знал бы всё, что касается персонала, возникает в любой отрасли. Вакансии HRBP можно найти в сфере здравоохранения, технологий, исследований, финансов и других областях. Чем крупнее организация, тем больше вероятность того, что им понадобится бизнес-партнер по управлению персоналом.