Как стать лучшим руководителем для сотрудников

Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»

«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»


Получить руководство


Нет, спасибо

Как стать лучшим руководителем для сотрудников: 10 советов и главных ошибок

Татьяна Добрякова
Время чтения: 7 минут
0
3

Как стать лучшим руководителем для сотрудников

Даже в крупных компаниях с отлаженными бизнес-процессами многое зависит именно от руководителя. Во время кризисов и в небольших фирмах градус ответственности дополнительно повышается: в таких случаях отработанных схем нет, их приходится искать и внедрять самостоятельно.

Руководителей на их карьерном пути поджидает множество ловушек: неправильно выстроенные отношения с подчиненными, постоянный риск и повышенная ответственность, выгорание.

Отсюда возникает вопрос о том, как стать лучшим начальником. Мы собрали топ-10 универсальных рекомендаций и список распространенных ошибок, чтобы помочь определиться с направлениями для саморазвития.

Какими качествами должен обладать управленец

Начальнику необходимо хорошо разбираться в той отрасли, с которой связана его деятельность. Помимо этого также актуальны «мягкие» навыки, в основном затрагивающие социальную активность и личностные качества.

Если профессиональные знания можно получить в процессе работы или обратиться за ними к консультанту, то развить харизму будет в разы сложнее. Для этого потребуются длительное обучение, самоконтроль и регулярное применение теории на практике.

Стать лучшим управленцем можно путем развития следующих качеств и навыков.

1. Ориентированность на результат. Продуктивный лидер добивается лучших показателей и становится примером для других, что автоматически повышает вовлеченность сотрудников. Если начальник не сильно заинтересован в работе, его подчиненные тоже стараются выкроить побольше свободного времени и безразлично относятся к результатам.

2. Коммуникативность. Руководитель общается как минимум с коллективом и вышестоящим начальством, иногда он также ведет переговоры с клиентами и спонсорами. Эффективное общение ― ключ к повышению всех показателей.

3. Умение выявлять скрытые таланты. Важно видеть потенциал персонала, так как стать самым лучшим руководителем без этого навыка не получится. Хороший начальник осознает сильные и слабые стороны сотрудников, умеет мотивировать их, раздает работникам подходящие задания и помогает в обучении.

4. Навык принятия решений. Начальник должен своевременно вмешиваться в ситуацию и корректировать планы. Нередко решения сопряжены с рисками, которые тоже нужно уметь принимать.

5. Умение контролировать эмоции. Управленец должен оставаться оптимистичным в любой ситуации. Социологи утверждают, что чужое настроение заразительно, а позитивно настроенный персонал добивается лучших результатов. Также важно не проявлять негатив, даже если подчиненные не согласны с вами или совершают ошибки.

Один из ключевых навыков руководителя ― умение планировать время. Рекомендуется посетить курсы тайм-менеджмента, чтобы всё успевать, так как быть лучшим сложно: требуется баланс между отдыхом и работой.

Прокрастинация «съедает» часть времени, из-за чего многие начинающие руководители переутомляются и быстро выгорают. Курсы помогают избавиться от нее. Дополнительный бонус ― возможность научить подчиненных планированию.

Как повысить общую эффективность

В первую очередь позаботьтесь о сторонних факторах, так как стать лучше всех, не пересмотрев общую обстановку, невозможно. Создайте благоприятные рабочие условия.

Старайтесь автоматизировать труд: используйте специальные приложения, внедряйте электронно-вычислительную технику. Это сэкономит много времени и позволит сосредоточиться на тех задачах, которые нужно выполнять вручную.

Проследите за тем, чтобы у каждого подчиненного было достаточно просторное и комфортное рабочее место. Обустройство зависит от специфики деятельности.

В офисном помещении должна присутствовать необходимая мебель и инвентарь. Важно обеспечить сотрудников нужными канцелярскими принадлежностями.

Следует правильно организовать режим труда. Отсутствие отдыха снижает работоспособность. У персонала должна быть возможность расслабиться.

Особенно это касается подчиненных, задействованных в творческом труде. Они генерируют идеи даже во время отдыха, им трудно подолгу сосредотачиваться на задаче.

На работоспособность коллектива влияют даже такие факторы, как освещение, влажность или температура. Следите за тем, чтобы персоналу было комфортно. В противном случае показатели снизятся вне зависимости от степени развития ваших «мягких» навыков.

Как стать лучшим руководителем: 10 советов

Хороший начальник следит за инновациями и трендами в своей сфере деятельности. Он посещает бизнес-тренинги, участвует в онлайн-конференциях, просматривает обучающие видео и читает новости. Это помогает ему предвидеть запросы целевой аудитории и оптимизировать рабочие процессы.

Управленец должен быть хорошим аналитиком. Тогда он сможет грамотно организовать не только свой собственный труд, но и работу всего коллектива. Также помочь могут советы, затрагивающие общие универсальные навыки.

1. Берите ответственность на себя.

Никогда не отстраняйтесь от ситуации, если возникли проблемы, и не пытайтесь переложить ответственность на других людей. Это правило работает даже в том случае, если причиной затруднительного положения стала ошибка персонала.

Руководитель отвечает за весь коллектив. Вы можете строго поговорить с работником наедине, но не прилюдно.

2. Соблюдайте дистанцию.

Дружба ― самый простой способ завоевать уважение и любовь со стороны коллектива. Однако в работе такой метод неэффективен, так как совместить роли руководителя и друга одновременно в большинстве случаев невозможно.

Позднее могут возникать проблемы с делегированием обязанностей, всё чаще придется незапланированно брать задачи на себя, станет трудно мотивировать сотрудников.

3. Будьте последовательны.

Строго придерживайтесь одних и тех же правил. Если вы меняете подход к чему-то, объясните, с чем связана разница. Не выдвигайте несколько конфликтующих друг с другом идей.

4. Правильно мотивируйте сотрудников.

Ответ на вопрос о том, как быть лучше других руководителей прост: научитесь правильно мотивировать персонал.

Если человек не вовлечен в процесс, избегает работы и постоянно проверяет время в ожидании конца смены, он не будет раскрывать весь свой потенциал. Даже один такой сотрудник в коллективе представляет угрозу для всего отдела, а если их несколько ― эффективность всех подчиненных существенно снизится.

Продемонстрируйте работникам, что вы рассматриваете возможность их карьерного продвижения. Заинтересуйте премией. Ищите индивидуальный подход к каждому. Некоторые изначально хотят обучаться и развиваться, другим нужно объяснять, почему это полезно для них.

Как стать лучшим руководителем

5. Подключайте эмпатию.

Сотрудники более лояльны к начальникам, которые хорошо понимают их, и эффективнее трудятся под их руководством. Это не значит, что нужно позволять пользоваться своей добротой.

Однако важно создать такую атмосферу, при которой каждый член коллектива будет чувствовать себя в безопасности, ощущать свою значимость, видеть результаты и достижения.

Не спешите ругать подчиненных за ошибки. Сначала ищите причину и пытайтесь конструктивно ее устранить.

6. Развивайте сотрудников.

Даже если алгоритмы, которые вы используете сейчас, работают, нельзя останавливаться на достигнутом. Технологии и тренды постоянно меняются. Важно уметь быстро адаптироваться, своевременно внедрять новые методики, экспериментировать и улучшать качество того, что уже есть.

Обучайте персонал самостоятельно, назначайте наставников и по возможности отправляйте персонал на курсы.

7. Будьте понятны.

Доступно объясняйте команде, что нужно сделать каждому. Выделяйте основные концепты и идеи, чтобы подчиненные понимали, над чем они работают.

Если вы принимаете какие-либо решения, объясняйте причины коллективу. Это повысит лояльность и профессионализм персонала.

8. Умейте слушать.

Если вы задаетесь вопросом о том, как можно стать хорошим руководителем, попробуйте первым делом прислушаться к подчиненным. Нередко они косвенно сообщают о проблемах.

Их отзывы могут затрагивать, например, каналы связи или ошибки при формулировании технических заданий. Здесь придется проявить чуткость или напрямую поинтересоваться мнением персонала.

9. Правильно определяйте цели.

Главное ― выполнение рабочей задачи и повышение/удержание показателей. Не нужно любыми целями и средствами добиваться уважения в коллективе или переусердствовать с оборудованием офиса в ущерб бюджету компании.

Это лишь инструменты, которые помогают идти к основной цели. При формировании технических заданий навык отсеивания главного от второстепенного не менее важен.

10. Балансируйте между общими и личными встречами.

На общих встречах удобно обсуждать рабочие вопросы, на личных ― налаживать контакт с отдельными подчиненными. Важно и то, и другое.

Во время совещаний часть сотрудников предпочитает молчать и оставаться в тени, из-за чего будет трудно выявить их сильные и слабые стороны, а также узнать о проблемах.

10 главных ошибок руководителей

К числу наиболее распространенных ошибок относят:

  • нежелание делегировать полномочия;
  • слишком строгий контроль или его полное отсутствие;
  • крайности при общении с персоналом;
  • отсутствие контакта между подчиненными и руководителем;
  • безразличие к жизни коллектива.

Опытные начальники часто сталкиваются с нежеланием выходить из зоны комфорта. Когда все рабочие процессы уже налажены, им становится скучно, они ощущают себя ненужными.

По этой причине рекомендуется брать новые проекты или стараться внедрять новшества. В крайнем случае ― менять место работы, чтобы избежать выгорания, однако этого варианта лучше избегать: ситуация может повториться.

1. Неэффективное делегирование обязанностей.

Ваша задача ― наладить работу отдела так, чтобы он мог функционировать без вас. Не нужно брать на себя часть дел из-за того, что сами вы справитесь быстрее или лучше. Научите персонал делать то же самое и занимайтесь управлением, а не рутинными задачами.

2. Чрезмерный контроль.

Излишний контроль снижает лояльность и вовлеченность персонала в процесс. Сотрудники утрачивают мотивацию, не желают развиваться и не интересуются результатом.

Лучше ставьте задачи и контролируйте сроки, вмешивайтесь лишь в крайнем случае. Идите навстречу подчиненным, но не забывайте про дисциплину.

3. Отсутствие взаимодействия.

Недостаточно поручить отделу задачу и ждать, когда персонал ее выполнит. Необходимо разбить задание на несколько этапов, распределить работу между людьми, выдать четкое техническое задание, проследить за итоговыми результатами.

Важно оставаться доступным и открытым, чтобы сотрудники могли обратиться к вам при возникновении затруднений. Для каждой микрозадачи устанавливайте сроки, старайтесь оставлять небольшой запас времени и своевременно вносите правки в планы.

4. Излишняя строгость или мягкость.

Поощряйте и наказывайте подчиненных в соответствии с их результатами. При общении с партнерами, банками и контрагентами стойте на своем, отстаивайте интересы компании. Не бойтесь увольнять работников, если они неэффективны.

5. Нежелание участвовать в жизни коллектива.

В коллективе неизбежно возникают конфликты, которые могут привести к заморозке работы всего отдела. Старайтесь их предотвратить, если это не получается ― помогите найти компромисс.

6. Отсутствие интереса к мотивации персонала.

Работник, который развивается и ощущает прогресс, больше заинтересован в результатах. Если сотрудник еще и понимает, что руководитель хочет помочь ему в достижении целей, он станет более лояльным и постарается задействовать все свои навыки.

7. Отсутствие четкого технического задания.

Если персонал не понимает, что нужно сделать, результат будет сомнительного качества. Понятно и доступно доносите, что должно получиться, на чем следует сделать акцент, для чего и кому нужен итоговый товар или услуга. Грамотно расставляйте приоритеты, чтобы не срывать сроки.

8. Акцент на отдельных сотрудниках.

Относитесь ко всем подчиненным одинаково. Если штрафуете одного за опоздание, то применяйте такое же наказание к остальным. Это же касается и поощрений.

9. Нежелание разбираться в технических нюансах.

Если вы каждый раз обращаетесь к специалистам ради консультации, вы будете терять много времени. Изучайте профильную информацию самостоятельно, общайтесь с отраслевыми менеджерами, при необходимости запишитесь на курсы.

10. Игнорирование корпоративной культуры.

Корпоративная культура ― удобный инструмент воздействия на подчиненных. Разработайте внутренние правила, которые будут мотивировать и дисциплинировать персонал.

Обзаведитесь офисными аксессуарами с соответствующими надписями и снабдите ими сотрудников. Передавайте основные идеи компании.

Как стать лучшим руководителем для сотрудников

Чтобы стать хорошим руководителем, нужно интересоваться мнением работников, заниматься их развитием и грамотно мотивировать.

Важно работать как над сотрудниками, так и над собой. Придется научиться контролировать эмоции, грамотно планировать время и мягко, но настойчиво доносить до подчиненных, что от них требуется.

0

Автор публикации

не в сети 8 месяцев

Татьяна Добрякова

0
Комментарии: 0Публикации: 242Регистрация: 08-02-2022

Понравилось?
Расскажите друзьям

Оцените статью
Оценка
[Всего: 0 Средний рейтинг: 0]

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Генерация пароля
У меня есть пароль
Войти
Получите гостевой доступ

Бесплатный доступ к закрытым материалам сайта по коду, выданному на бесплатной встрече.

Записаться на встречу