Коэффициенты сезонности: как сделать правильный расчет

Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»

«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»


Получить руководство


Нет, спасибо

Коэффициенты сезонности

Татьяна Добрякова
Время чтения: 5 минут
0
573

Уровень дохода некоторых предприятий напрямую зависит от времени года, погодных условий и других факторов влияния окружающей среды. В процессе прогнозирования результатов деятельности важно грамотно планировать прибыльность с учетом разных показателей спроса.

Для этого рассчитывают коэффициенты сезонности. Методику определения параметров выбирают исходя из временных потребностей фирмы и периода ее работы на рынке.

Сезонность и ее виды

Сезонность ― это явление, при котором спрос в одно время падает, а в другое растет. Поведение клиентов меняется под воздействием факторов окружающей среды: времени года, погоды, праздничных дней, привычек и предпочтений людей.

В таких условиях сложно спрогнозировать доходность на будущие периоды. При составлении стратегического плана менеджер определяет показатели сезонности.

Сезонность делят на 3 типа:

  • жесткую;
  • выраженную;
  • умеренную.

Жесткий вид характеризуется подъемом спроса в отношении ограниченного ассортимента продукции максимум в течение 2 месяцев. К Новому году покупатели приобретают искусственные елки, елочные украшения, а в августе ― канцелярию, школьные рюкзаки, форму.

Выраженная сезонность ― это явление, когда спрос напрямую зависит от времени года. Летом люди покупают легкую одежду, сандалии, кроссовки, а зимой ― теплые кофты, меховые сапоги, шубы.

Умеренная сезонность отличается динамичностью спроса независимо от прямых факторов (времени года, праздников, погодных условий). Востребованность то растет, то падает. Катализатором ее динамики выступают больше личностные качества группы.

В зависимости от конкретного вида явления, расчет сезонности продаж производят на любой промежуток времени: неделю, месяц, квартал, год или на несколько лет.

Сезонный коэффициент продаж

Это показатель, который применяют при определении уровня реализации продукции в отношении будущего периода. С его помощью уменьшают или увеличивают прогнозируемый объем выпуска товаров по сравнению с предыдущим годом (месяцем, кварталом, неделей).

Рассчитывают мультипликатор вручную, используя специальные формулы, или в автоматическом режиме, применяя программы.

Первый вариант определения параметра задействуют редко. Человек в отличие от машины производит вычисления дольше и ему свойственно ошибаться. Менеджер обязан знать порядок расчета. Это поможет ему быстро найти показатель в случае сбоев в программе и понять, если система выявляет величину с отклонениями.

Часто коэффициент сезонных колебаний определяют при помощи Excel. Аналитик самостоятельно настраивает таблицу и вносит в нее формулы, по которым программа производит вычисления. Это бюджетный вариант, который подходит для компаний разного размера.

Крупные предприятия, выпускающие несколько видов продукции с высоким спросом в разные периоды, предпочитают использовать специальные программы. Менеджеру не нужно вручную заносить формулы, сервис самостоятельно вычислит мультипликатор на основании предоставленных данных.

Важность расчета параметра

Расчет коэффициента сезонности производят при планировании уровня продаж, персонала и при разработке маркетинговой стратегии. Показатель помогает понять необходимое количество закупаемого сырья, узнать, справиться ли персонал с возложенными на него функциями по выпуску нужного объема продукции.

При составлении маркетингового плана индекс помогает менеджеру определить, в какое время нужно усилить рекламное давление на потенциальных клиентов, а когда понизить.

Коэффициент сезонности в продажах позволяет:

  • понять, как изменится уровень реализации продукции в будущем по сравнению с настоящим или предыдущим периодом;
  • рационально распределить финансовые ресурсы за счет высвобождения денежных средств, направляемых на приобретение
  • сырья для производства товаров во время снижения спроса;
  • целесообразно спрогнозировать бюджет;
  • оптимизировать складское пространство;
  • избежать лишних расходов, связанных со списанием невостребованной испорченной продукции.

Расчет сезонности ― важный этап разработки стратегического плана развития. Невозможно оптимально спрогнозировать прибыльность, затраты на производство продукции, выплату заработной платы, маркетинг, если не учитывать объем товаров, который пользуется спросом в каждый промежуток времени.

Расчет сезонности

Порядок расчета

В зависимости от потребностей компании, менеджер определяет коэффициент сезонности по месяцам, кварталам, годам. Рассчитать показатель можно даже на неделю, но такой подход применяют редко.

Для вычисления величины используют формулы. В каждом периоде применяют разные арифметические выражения, позволяющие точно скорректировать результаты.

На практике встречается 3 способа расчета.

1. Используя классический вариант, менеджер выводит индекс в виде десятичной дроби. Если спрос падает, то величина меньше единицы, если растет, то больше 1. В ходе вычислений показатели по группам продукции усредняют, а затем находят отношение к периоду.

2. Второй прием часто используют для определения коэффициента по годам. Среднюю величину за 12 месяцев делят на фактический объем продаж в месяце и умножают на 100. Если показатель больше ста ― спрос поднимается.

3. В третьем случае базовым периодом считается январь. Фактическую величину следующего месяца делят на этот показатель. Сезонные коэффициенты вычисляют по каждому периоду.

Первый прием используют при умеренной сезонности, второй ― при выраженной, третий ― при жесткой.

Вычисления производят по результатам деятельности прошлых периодов. Для прогнозирования объема продаж в будущем, фактический показатель текущего года (месяца, квартала, недели) корректируют с учетом найденного коэффициента.

Как рассчитать коэффициент сезонности продаж

Если компания работает больше 3 лет, то показатель вычисляют на основании данных предыдущих годов. Если предприятие открылось недавно, то за основу берут доступные периоды.

При самостоятельном расчете коэффициента использует формулу:

П1 / П0,

где П1 ― фактический период, П0 ― базовый показатель.

Что берут в качестве фактической и базовой величин напрямую зависит от используемого способа определения параметра.

Полученную десятичную дробь можно умножить на 100. В таком случае менеджер получит коэффициент в процентном выражении.

Чтобы понять, как посчитать коэффициент сезонности в Excel, можно ознакомиться с пошаговой инструкцией. Для этого необязательно уметь работать в программе на профессиональном уровне. С составлением таблицы справится даже новичок.

В Excel нужно создать столбцы под названиями:

  • год;
  • месяц;
  • показатель деятельности;
  • среднее арифметическое;
  • коэффициент сезонности.

Первые 3 столбца заполняет менеджер. Чтобы программа смогла в автоматическом режиме найти показатели для 4 и 5 столбцов, необходимо вписать формулы.

Для нахождения среднего арифметического сумму показателей деятельности делят на 12. Автовычисление индекса предполагает модернизацию стандартной формулы под Excel.

Нюансы расчета коэффициента сезонности

Перед тем, как посчитать сезонность продаж, рекомендуется ознакомиться с нюансами определения коэффициента. Для вычислений берут показатели деятельности компании за 2-3 предыдущих года. Это помогает немного сгладить колебания в случае воздействия непредвиденных обстоятельств.

В менеджменте различают и другие особенности определения сезонности:

  • на конечный итог влияет не только динамика спроса, но и внешняя, и внутренняя окружающая среда (в виде такого фактора как экономический кризис);
  • коэффициент считают в отношении группы продукции;
  • при подсчете показателя внутренние факторы, влияющие на поведение клиентов (акции или разовые скидки), не учитываются.

Если предприятие расширяется, открываются новые магазины, то в процессе определения коэффициента результат деятельности таких точек не учитывается.

Нюансы расчета коэффициента сезонности

Расчет параметров строят с учетом экспертных мнений. Аналитик проводит анализ, а затем корректирует коэффициент сезонности. Как он будет в дальнейшем рассчитываться зависит от прогноза эксперта. Если в прошлом произошли события, не ожидаемые в будущем, то факторы, влияющие на величину показателя, исключают.

0

Автор публикации

не в сети 2 года

Татьяна Добрякова

0
Комментарии: 0Публикации: 250Регистрация: 08-02-2022

Получайте новую статью каждую неделю

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Понравилось?
Расскажите друзьям

Оцените статью
Оценка
[Всего: 0 Средний рейтинг: 0]
Предыдущая статья
Следующая статья

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
У меня есть пароль
Войти
Получите гостевой доступ

Бесплатный доступ к закрытым материалам сайта по коду, выданному на бесплатной встрече.

Записаться на встречу