Корпоративные коммуникации: виды, назначение, основные ошибки при внедрении

Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»

«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»


Получить руководство


Нет, спасибо

Корпоративные коммуникации

Татьяна Добрякова
Время чтения: 7 минут
0
2110

Корпоративные коммуникации

Корпоративные коммуникации ― это система управления потоками информации внутри и снаружи компании. От ее функционирования зависят эффективность производства, скорость выполнения задач, узнаваемость бренда.

Значение связей с общественностью и внутри предприятия часто недооценивают, что приводит к снижению прибыли. Чтобы исправить ситуацию, нужно улучшить или полностью реорганизовать систему коммуникации.

Назначение

Основные цели корпоративных коммуникаций ― повышение узнаваемости бренда, поддержание его репутации и передача информации внутри компании.

При правильном функционировании системы становится проще объяснять сотрудникам задачи и цели, координировать работников и контролировать качество продуктов.

Удается сформулировать корпоративные ценности, связать их в единую концепцию и выработать общий стиль.

Функции корпоративных коммуникаций зависят от того, с какой аудиторией происходит взаимодействие. Если речь идет о сотрудниках, связи с ними помогают убедить кандидатов в привлекательности работодателя, повышают лояльность к фирме и позволяют быстрее пройти обучение.

В случае с клиентами основная задача ― увеличение числа продаж путем правильного позиционирования и представления ценности продуктов. Инструменты коммуникации используют при взаимодействии с акционерами, инвесторами, партнерами по бизнесу.

Виды корпоративных коммуникаций

Существуют несколько классификаций. Наиболее популярные ― по основным кластерам и сфере использования.

Выделяют три основных кластера.

1. Управленческие. Поддерживаются между руководством и внешними или внутренними аудиториями. Тесно связаны с 2 другими кластерами и опираются на них.

2. Маркетинговые. Способствуют продвижению товаров и услуг. Рассчитаны как на клиентов, так и на инвесторов, спонсоров, СМИ и другие внешние аудитории. В большинстве компаний маркетинговый кластер делают приоритетным, что приводит к перекосу и внутренним проблемам.

3. Организационные. В большей степени затрагивают сотрудников внутри организации, хотя в процесс могут быть вовлечены лица и за ее пределами. Например, спонсоры, которым нужно корректно предоставить информацию о проекте, товаре или услуге.

Система корпоративных коммуникаций работает как единое целое. Отставание и пробелы в одном кластере неизбежно повлекут за собой ухудшение репутации бренда, недопонимание между сотрудниками, повышение процента брака и снижение количества продаж.

Внутренние и внешние коммуникации

Связи в организации условно делят на внешние и внутренние в зависимости от того, на какую аудиторию они направлены. Первые обеспечивают обмен информацией между сотрудниками, вторые нацелены на лица и институты вне компании.

Роль корпоративных коммуникаций внутри предприятия часто недооценивают. Они не только обеспечивают передачу технических заданий, но еще и формируют культуру компании. Это поддерживает высокий моральный дух среди сотрудников, сплачивает коллектив, стимулирует обмен знаниями.

Развитые внутренние связи делают работников более мотивированными, способствуют повышению индивидуальных показателей и создают почву для профессионального роста.

Внешние каналы связи обеспечивают передачу информации за пределами компании. Благодаря их использованию удается заинтересовать акционеров, войти в деловое сообщество, обзавестись партнерами.

В крупных масштабах ― привлечь внимание мирового сообщества или властей. Без связей с общественностью невозможна реализация товаров и услуг.

Компоненты корпоративных коммуникаций

В число компонентов входят.

1. Корпоративный брендинг. Создание неповторимого образа организации с целью повышения ее значимости и узнаваемости в глазах общества и потребителей. Процесс обеспечивается закреплением позитивных ассоциаций, правильным позиционированием продуктов и улучшением репутации.

2. Корпоративный стиль. Может быть фирменным или организационным. Последний больше направлен на внутреннюю политику компании и помогает создать единую культуру для сотрудников. Фирменный стиль связан как с внешним, так и с внутренним имиджем.

3. Репутация. Представляет собой оценку организации заинтересованными сторонами. Формируется в первую очередь из способности компании оправдывать ожидания потребителей.

4. Корпоративная ответственность. Возникает, когда предприятие рассматривает не только финансовые последствия своих действий, но и социальные. Это может выражаться в заботе об окружающей среде или отдельных категориях населения.

5. Общение с сотрудниками. Необходимо для совершенствования организационных механизмов, управления работниками, получения обратной связи. В больших корпорациях может существовать своя собственная внутренняя служба корпоративных коммуникаций, которая отвечает за создание или выбор каналов поддержания связи, а также обеспечение их работоспособности.

6. Антикризисная коммуникация. Может быть задействована для защиты отдельных лиц, представляющих компанию, или организаций. Помогает нейтрализовать и смягчить ущерб репутации. Антикризисные меры принимают в случае уголовных обвинений, негативной реакции на представителей бренда со стороны общественности, нарушения этических норм.

7. Отношения с инвесторами. Их регулирование заключается в создании имиджа и благоприятных условий для взаимодействия, а также соблюдении правил.

8. Связи с общественностью. Компонент ассоциируют с распространением информации о себе среди потенциально заинтересованных лиц, в том числе через СМИ.

Это далеко не весь список. Компании определяют перечень подходящих компонентов и их приоритет с учетом собственной специфики.

Например, акцент на экологической ответственности целесообразен для фирмы, которая занимается изготовлением натуральной косметики. С сетью кино-кафе этот компонент будет работать хуже, так как не найдет широкого применения и не сопряжен с интересами целевой аудитории.

Корпоративные коммуникации

Как эффективно использовать внешние коммуникации

В первую очередь они нужны для правильного позиционирования. В процессе удается донести до покупателей и потенциальных партнеров, какую нишу занимает компания, чем она отличается от конкурентов и что предлагает.

В результате организация становится уникальной в глазах клиентов. Лояльность потребителей повышается, увеличивается поток продаж за счет доверия и рекомендаций, бренд пробивается в лидеры в своей категории.

Перед планированием PR-деятельности и коммуникационной политики организации следует проанализировать внутреннюю и внешнюю среду, определить цель своей деятельности.

Все слоганы, действия и утверждения должны согласоваться с миссией предприятия. Следует оформить их в едином ключе, чтобы создать уникальный фирменный стиль.

При проведении PR-кампаний учитывают интересы и проблемы целевой аудитории. Ее лучше разбить на несколько категорий, чтобы повысить лояльность отдельных групп потребителей. Например, вегетарианское кафе дополнительно может позиционировать свое меню как диетическое, постное и халяльное.

Важно отмечать отличия компании от конкурентов. В противном случае потребители не будут воспринимать организацию как уникальную, потому не станут закрепляться за ней.

В основе позиционирования должно быть ключевое отличие или принцип, который не используют конкуренты. Желательно сразу объяснять потребителю, почему перечисленные свойства выгодны для него.

Необходимо контролировать, как отдельные инструменты и методы их использования сказываются на показателях.

Те, которые нецелесообразны с точки зрения соотношения вложений и выгоды, нужно отсекать. Остальные оставляют или пытаются модернизировать. Поощряются внедрение новых форматов и эксперименты.

Не следует рассчитывать на быстрые результаты. Связи с общественностью и правильное позиционирование чаще дают долгосрочный эффект. Корпоративные бренды очень устойчивы, развиваются постепенно, но обладают большим потенциалом.

Ошибки при внедрении корпоративных коммуникаций

При управлении корпоративными коммуникациями должностные лица чаще всего допускают одни и те же ошибки. Они неочевидны, их трудно обнаружить и устранить, при этом они наносят компании большой ущерб.

Обычно достаточно изучить список основных проблем, чтобы наметить план оптимизации.

1. Недостаточно четкие, неоднозначные позиции.

Если одни утверждения во внутренней и внешней политике противоречат другим, бренд приобретает репутацию ненадежного.

Инвесторы не спешат вкладывать средства в проект, поскольку сомневаются в его перспективах из-за организационных промахов. Потребители не могут понять, для кого предназначены продукт или услуга. Такой неоднозначный подход может стать причиной скандала в информационном поле.

Проверяйте все утверждения, связанные с компанией: внутренний кодекс, слоганы, рекламные тексты. Перечитывайте их не по отдельности, а как связный текст. Если какая-то фраза не вписывается в общую концепцию, уберите ее или перепишите.

2. Игнорирование внутренних коммуникаций.

Внутренние коммуникации кажутся менее эффективными, чем внешние, так как они не обеспечивают приток клиентов напрямую. По этой причине при распределении бюджета им уделяют мало внимания.

В действительности такой подход приводит к отсутствию общих корпоративных ценностей, неправильному восприятию технических заданий и снижению мотивации. Это негативно сказывается в том числе на PR-кампаниях.

Приток клиентов не достигает максимально возможных показателей. Уходят даже старые лояльные потребители, так как сталкиваются с ухудшением качества продуктов, браком и некомпетентностью сотрудников.

3. Использование неподходящих каналов распространения информации.

Целесообразно оценивать каналы по емкости и назначению, затем распределять на них нагрузку.

Записки и стикеры лучше подойдут для простых или рутинных сообщений. Для передачи большого количества информации предпочтительнее физическое присутствие или интерактивные каналы.

4. Неправильное построение сообщений.

Если техническое задание будет неоднозначным, работник может не справиться с ним. Потребитель получит не тот результат, на который рассчитывал, и потребует возврат средств.

Это лишит вас выручки и клиента, повысит нагрузку на остальных сотрудников, отпугнет других покупателей.

Необходимо максимально четко доносить информацию до подчиненных. Желательно не только правильно формулировать требования, но и найти подход к сотрудникам, научиться их мотивировать, демонстрировать выгоду для них.

5. Отсутствие корпоративных целей.

Корпоративная цель ― своего рода финишная черта, ориентир и маяк. Если сотрудники не знают, на что им равняться, они выполняют свою работу механически, не всегда правильно понимая, что от них требуется.

Обозначение целей вовлекает в процесс, позволяет представить желаемые результаты и дает простор для умеренной инициативы.

6. Отсутствие обратной связи.

Важно сформировать отдел корпоративных коммуникаций или назначить человека, который будет собирать информацию от сотрудников и проводить опросы.

После анализа результатов можно выделить наиболее удобные инструменты коммуникации и устранить недостатки в уже существующих схемах.

Как наладить внутренние коммуникации в организации

Наладить такую систему можно самостоятельно или с помощью специалистов. Последний вариант предпочтительнее, так как эксперты уже обладают необходимым опытом в этой области, умеют выявлять недостатки в системе и знают, как их устранить.

На это придется выделить дополнительные средства из бюджета, но в большинстве случаев такое решение окупает себя.

1. Решение организационных проблем.

В первую очередь определитесь с тем, каким образом отдельные группы сотрудников получают информацию. Старайтесь передавать важные сведения через наиболее часто используемые каналы, если они для этого подходят.

Учитывайте время, в которое работник должен получить нужные ему данные: по возможности настройте отложенную отправку. Подберите привлекательный и понятный формат. При выборе стратегии подачи информации учитывайте цели, которые преследует общая задача.

2. Повышение лояльности работников.

Обращайте больше внимания на корпоративную культуру. Мотивируйте сотрудников, предлагайте им понятные и привлекательные для них цели, прислушивайтесь к мнению работников.

Если это возможно, общайтесь с ними, спрашивайте о том, как можно разрешить ту или иную рабочую ситуацию. Организуйте коммуникации так, чтобы любой сотрудник смог своевременно получить помощь или ответы на вопросы.

3. Услуги специалистов.

Существуют фирмы, которые специализируются на аудите корпоративных коммуникаций и каналов, занимаются оценкой их эффективности и реорганизацией.

Специалисты могут построить новую стратегию с учетом внутренних и внешних задач. Некоторые эксперты даже самостоятельно ведут внутренние коммуникации от лица работодателей, развивают корпоративные блоги и создают подходящие для компании мобильные приложения передачи информации.

Корпоративные коммуникации

От корпоративных коммуникаций в организации зависит многое, поэтому не стоит пренебрегать их периодическим аудитом и модернизацией.

Особенно внимательно следует отнестись к внутреннему общению между сотрудниками ― часто оно организовано неэффективно. Экспериментируйте с форматами и каналами для подачи контента, собирайте мнения работников и старайтесь вовлечь их в процесс.

0

Автор публикации

не в сети 2 года

Татьяна Добрякова

0
Комментарии: 0Публикации: 250Регистрация: 08-02-2022

Получайте новую статью каждую неделю

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Понравилось?
Расскажите друзьям

Оцените статью
Оценка
[Всего: 1 Средний рейтинг: 4]
Предыдущая статья
Следующая статья

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
У меня есть пароль
Войти
Получите гостевой доступ

Бесплатный доступ к закрытым материалам сайта по коду, выданному на бесплатной встрече.

Записаться на встречу