Краудсорсинг: вспомогательный инструмент, который помогает бизнесу

Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»

«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»


Получить руководство


Нет, спасибо

Краудсорсинг

Татьяна Добрякова
Время чтения: 6 минут
0
77

Краудсорсинг

Термин «краудсорсинг» придумал Джефф Хоу в 2006 году. В статье американский политик описал новый способ поиска волонтеров, готовых работать над проектом бесплатно или за небольшую плату, удаленно, без официального оформления.

Недорогая рабочая сила практически со всего мира с появлением интернета стала доступна каждому. Но важно понимать, что технология краудсорсинга подходит для небольших, не слишком ответственных задач, провал которых не ударит по бизнесу.

Если необходимо решить действительно серьезную проблему, то стоит рассмотреть вопрос аутсорсинга (передачи определенных функций другой компании, с оформлением официального договора, определением четких сроков и ответственности за невыполнение).

Итак, crowdsourcing ― это процесс получения идей, информации, мнений, контента, услуг или даже финансов от группы не связанных между собой людей.

Виды краудсорсинга

Несмотря на то, что crowdsourcing появился недавно, подобная методика использовалась не один год в разных форматах.

Например, приглашение всех желающих на бета-тестирование видеоигры — это тоже форма краудсорсинга. Разработчик разрешает скачать практически готовую версию игры ограниченному количеству желающих. В обмен на бесплатное приложение тестировщики должны написать отзывы, отчеты о багах, внести предложения об улучшении.

Википедию также можно отнести к категории краудсорсинга: энциклопедия предоставляет бесплатный доступ к информации в обмен на работу энтузиастов (людей, готовых писать, проверять и модерировать статьи).

Краудсорсинговые проекты характерны для интернет-среды. Кто-то работает фрилансером за деньги, а кто-то на добровольных началах. Можно выделить несколько направлений сотрудничества.

1. Краудфандинг.

Основатель стартапа представляет свою идею интернет-сообществу и просит финансирование. В отличие от акционерных обществ, где в обмен на вложения инвесторы в долгосрочной перспективе могут получить дивиденды, краудфандинговые проекты больше похожи на благотворительные.

Kickstarter ― отличный пример платформы, где генерируются миллионы идей, спонсируемые обычными людьми со всех концов планеты. В обмен на финансовую поддержку проекта можно получить символическое вознаграждение в виде футболки, кепки, значка или условного статуса спонсора с определенными привилегиями.

2. «Мудрость толпы».

Любой пользователь может задать вопрос большому количеству людей, готовых ответить абсолютно бесплатно. Пример площадок: «Ответы Mail.ru», «Яндекс.Кью». Более серьезный вариант ― англоязычная платформа InnoCentive.

Крупные корпорации публикуют технические или научные проблемы, которые не могут решить своими силами либо не хотят нанимать для этого отдельную команду. В обмен на решение проблемы можно получить финансовый бонус.

Метод краудсорсинга использовала и известная корпорация Netflix, предложив всем желающим улучшить алгоритм формирования подборок видео по интересам и установив вознаграждение в размере 1 миллиона долларов.

Плюсы и минусы метода

Использование труда фрилансеров, поиск идей среди людей с «незамыленным» взглядом и мышлением дают реальные преимущества как компаниям, так и частным лицам.

Главное преимущество краудсорсинга ― это возможность привлечь работников со всего мира за более низкую стоимость труда (отсутствие необходимости оформлять трудовые отношения, платить налоги). В большинстве случаев фрилансерам даже не выплачивают зарплату как таковую, а устанавливают условные вознаграждения.

У краудсорсинга есть и недостатки. Главный минус вытекает из главного плюса. Отсутствие договорных отношений и фиксированной оплаты приводит к негарантированному результату.

Вот почему опытные бизнесмены, топ-менеджеры рекомендуют для важных задач нанимать профессионалов, а краудсорсинг использовать для поиска идей и прочих второстепенных заданий, даже полный провал которых никак не повлияет на основную деятельность.

Нужно помнить, что отсутствие контракта приводит к тому, что любой работник может исчезнуть в любой момент времени. Также поданные идеи без оплаты нельзя назвать интеллектуальной собственностью. Это значит, что предложенный логотип, вариант использования оборудования может использовать условный конкурент.

Использование краудсорсинга в бизнесе

Неопытным бизнесменам, стартаперам идея использования бесплатной или относительно бесплатной рабочей силы может показаться очень привлекательной. Однако надежды на экономию могут обернуться полным крахом всего бизнеса.

Использование платформы «мудрость толпы» позволяет получить отзывы и критику уже готового продукта. Даже если никто не отзовется, товар будет выпущен на рынок, не неся никаких дополнительных потерь.

Аналогичным образом можно найти человека, который бы перерисовал уже существующий логотип бесплатно или за небольшое вознаграждение.

С одной стороны, если задание не будет выполнено, ничего страшного не случится ― работа продолжится со старым логотипом. С другой стороны, есть шанс получить что-то действительно стоящее и необычное бесплатно.

Компаниям, которые только выходят на рынок, и хотят сразу же запомниться потенциальным клиентам, лучше нанять профессионального дизайнера, чтобы получить желаемый результат в оговоренные сроки.

Поняв и приняв негласное правило краудсорсинга «никто никому ничего не должен» можно действительно извлечь выгоду для бизнеса.

Опытные краудсорсеры также советуют перед тем, как оформлять техническое задание, задать себе вопросы. В чем заключается проблема? Готовы ли вы заплатить за ее решение? Каковы будут убытки, если проблему не решить?

При отсутствии ущерба из-за нерешенной задачи можно смело задуматься о краудсорсинге.

Существуют лайфхаки, которые позволяют максимизировать результаты использования crowdsourcing платформ.

1. Конкретизировать задачу.

Нужно помнить, что исполнителями могут быть как профессионалы, понимающие, что в конечном итоге хочет получить заказчик, так и новички, готовые работать «за рекомендацию».

Например, требуется собрать отзывы о новом дизайне интернет-магазина. Лучше выложить опросник, как для опытных тестировщиков сайтов с конкретными вопросами: «Насколько читаемый текст? Нашли ли вы какие-либо ошибки в процессах поиска и заказа товаров? Насколько быстро загружались страницы?».

2. Установить хотя бы минимальное денежное или нематериальное вознаграждение.

Краудсорсинг позволяет найти работников, которые выполнят задачу полностью бесплатно. Но в целом подход работает по той же формуле, что и обычный рынок труда: чем больше вы просите у людей, тем больше должны дать взамен.

Найти работников, которые выполняют сложную задачу бесплатно, за отзыв в портфолио, в реальности могут лишь крупные, всемирно известные корпорации, рекомендательное письмо от которых в перспективе позволит построить успешную карьеру.

Отзыв от никому неизвестного стартапера мало что значит и стоит. Поэтому лучше задуматься о каком-либо вознаграждении. Если финансовой возможности оплатить чужой труд нет, всегда можно предложить альтернативы в виде возможности бесплатно использовать сервисы компании.

Краудсорсинг

3. Разработать критерии отбора кандидатов и оценки результатов.

Одна из проблем краудсорсинга ― низкий профессионализм потенциальных работников. С одной стороны, нельзя требовать многого от тех, кто планирует работать «за идею» или «за значок». С другой стороны, можно извлечь выгоду и из массовой подачи предложений.

Для этого необходимо нанять модератора или самостоятельно отсеивать неподходящие варианты еще до внимательного и подробного изучения присланного результата.

Краудсорсинговые платформы не единственный вариант поиска сотрудников, готовых работать без контракта. Тем, кто хочет действительно получить результат, а не в последний день узнать, что кандидат решил бросить задание и исчезнуть, рекомендуется зайти на профильные форумы.

К примеру, заказать проверку работоспособности сайта бесплатно можно у недавнего выпускника профильных курсов. Такой человек будет готов выполнить задание в обмен на сопровождение и коучинг опытного работодателя. Небольшие задачи можно поручить студентам.

Какие задачи можно разместить на краудсорсинговых платформах

Профильные краудсорсинговые платформы используют в качестве альтернативного варианта финансирования стартапа. Вместо того, чтобы обращаться к инвесторам или подавать заявку на кредит в банк, можно описать свою идею, например, на Kickstarter.

Конечно, такой формат подходит только для чего-то инновационного, интересного большому количеству разных людей. Необходимо быть готовыми к тому, что нужная сумма будет закрыта тысячами пожертвований по 10-15$, а значит придется заинтересовать действительно большое количество людей.

Лучше всего использовать краудсорсинг-платформы для сбора идей, отзывов. Новые предложения, критику люди часто готовы давать либо полностью бесплатно, либо за условное нефинансовое вознаграждение. Но и отсутствие обратной связи вряд ли сильно повлияет на бизнес.

Крупным компаниям даже не нужно использовать профильные сайты. Достаточно разместить просьбу в социальных сетях или прямо на упаковке продукта.

Беспроигрышный вариант ― компания получает необходимую обратную связь, а клиенты чувствуют, что их мнение важно и услышано.

HR-специалисты используют краудфандинговые платформы для поиска молодых и перспективных сотрудников. Большинство интернет-ресурсов дают уникальную возможность проверить порядочность кандидата, а также его навыки.

Например, можно заказать оформление одной конкретной страницы сайта. Но если выбранный работник справится отлично, предложить ему постоянную работу с оформлением.

Профильные интернет-платформы также дают возможность проведения мозгового штурма, если владельцу небольшого бизнеса не с кем поспорить, обсудить потенциальные возможности. А если сфера, в которой работает компания, не слишком популярная, то можно найти аудиторию «на одной волне».

Краудсорсинговые платформы ― отличное место, чтобы делиться идеями и получать критику, советы. Иногда можно решить проблемы, которые казались неразрешимыми, просто создав тему на форуме.

Примеры успешного использования краудсорсинга всемирно известными компаниями

У всемирно известных корпораций гораздо больше возможностей использовать бесплатных, но действительно профессиональных фрилансеров. Ведь отзыв или рекомендательное письмо от такой компании гораздо ценней, чем минимальная оплата.

1. LEGO.

Крупнейший производитель конструкторов создал собственную краудфандинговую платформу LEGO Ideas, на которой пользователи предлагают свои идеи новых наборов. Другие посетители могут голосовать, оставлять критику и отзывы о выставленных идеях.

Любое предложение, набравшее более 10 000 голосов, рассматривается маркетологами LEGO. Если идея участника одобрена, то ее воплощают в жизнь, а затем выплачивают проценты с продаж.

Краудфандинговая платформа не только поддерживает генерацию новых идей, но и позволяет компании-производителю оценивать спрос на набор еще до его выпуска. На сегодняшний день один из самых продаваемых наборов из предложенных простыми пользователями ― Beatles «Yellow Submarine».

2. Unilever.

Крупная торгово-производственная компания запустила «План устойчивого развития» в 2010 году, цель которого заключалась в сокращении углеродного следа при одновременном улучшении благосостояния и здоровья людей.

В результате Unilever запустила свою платформу The Unilever Foundry, которая позволяет новаторам и стартаперам вносить предложения, направленные на улучшение окружающей среды и получать финансирование на их реализацию.

Скауты-фрилансеры просматривают заявки, отбирают самые перспективные и пересылают команде Unilever. После личного выступления перед комиссией победители получают финансирование и совместно с представителями Unilever создают пилотные проекты.

В России проект трансформировался в GenerationS, платформу, где все заинтересованные фирмы могут «купить» стартап.

3. PepsiCo.

Компания время от времени запрашивает отзывы потребителей о различных продуктах, а также просит предложить новые направления развития. Известный краудсорсинговый проект «Создай свой вкус» чипсов Lay’s помог компании удержать лидерство на рынке снеков без особых финансовых затрат.

Абсолютно бесплатно пользователи (и потенциальные покупатели) делились своими вариантами новых вкусов. Было набрано ошеломляющее количество заявок (около 14 миллионов). Победителем стал вкус «Сырный чесночный хлеб».

Согласно отчету PepsiCo, акция по сбору идей повысила интерес к продукции Lay’s и привела к увеличению продаж на 8%.

Краудсорсинг

Краудсорсинг как дополнительный бизнес-инструмент имеет право на существование. Главное, правильно его применять и не ожидать многого от бесплатных или условно бесплатных работников.

0

Автор публикации

не в сети 2 года

Татьяна Добрякова

0
Комментарии: 0Публикации: 250Регистрация: 08-02-2022

Получайте новую статью каждую неделю

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Понравилось?
Расскажите друзьям

Оцените статью
Оценка
[Всего: 0 Средний рейтинг: 0]
Предыдущая статья
Следующая статья

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
У меня есть пароль
Войти
Получите гостевой доступ

Бесплатный доступ к закрытым материалам сайта по коду, выданному на бесплатной встрече.

Записаться на встречу