Менеджер проекта: должностные обязанности, функции, особенности профессии

Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»

«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»


Получить руководство


Нет, спасибо

Менеджер проекта

Татьяна Добрякова
Время чтения: 5 минут
0
2

Менеджер проекта

Проектный менеджер ― это профессионал, который организует, планирует и курирует реализацию определенных крупных задач, работая в рамках финансовых и временных ограничений.

Специалисты отвечают за руководство командой, общение с заинтересованными сторонами, сопровождение проджектов от начала и до полного закрытия. Направление деятельности может быть любым: проведение рекламной кампании стартапа, строительство небоскреба, разработка мобильной игры, запуск ракеты в космос.

Профессиональные координаторы нужны везде. Ошибочно менеджеров проекта относят только к группе ИТ. Однако такие специалисты востребованы практически во всех отраслях.

Обязанности и функции

Все функциональные обязанности проектного менеджера напрямую связаны с этапами жизненного цикла проекта. По охвату и сферам влияния профессию можно сравнить с уровнем топ-менеджера.

Директор управляет большой компанией и контролирует несколько направлений сразу, тогда как проджект-менеджер должен разбираться в закупках, технологиях, человеческих ресурсах, бюджетировании, экономическом эффекте в рамках своей задачи.

Проще всего рассмотреть основные функции и обязанности проект-менеджера через призму каждой фазы жизненного цикла организации.

1. Инициация:

  • разработка паспорта проекта;
  • организация работы команды;
  • построение дерева взаимосвязей.

2. Планирование:

  • сбор требований к результату;
  • структурная декомпозиция работ (WBS);
  • разработка плана-графика выполнения;
  • оценка материальных и нематериальных ресурсов;
  • предварительная оценка затрат;
  • определение бюджета;
  • выявление потенциальных рисков, включая проведение качественного и количественного анализа потенциальных негативных факторов;
  • определение необходимых закупок.

3. Выполнение:

  • посильное участие в реализации по своему основному профилю;
  • развитие и поддержка команды;
  • координация всех коммуникаций;
  • своевременное изменение задач в соответствии с запросами заинтересованных сторон.

4. Мониторинг:

  • своевременное выявление и предотвращение потенциальных проблем;
  • контроль содержания работ;
  • соотношение выполняемых действий с изначальным планом и конечной целью;
    контроль затрат.

5. Завершение:

  • закрытие всех этапов;
  • соотношение фактических и планируемых затрат;
  • анализ результатов.

Обязанности менеджера по проектам не ограничиваются вышеперечисленными пунктами, ведь работа во многом творческая и непредсказуемая. В реальной жизни именно на руководителя возлагается обязанность решать проблемы, быстро перенастраивать действия команды в соответствии с вновь появившимися вводными.

Необходимые навыки для работы

Определение менеджера проектов во многом сходится с описанием роли руководителя компании. Действительно, для того, чтобы попасть на подобные должности требуется в совершенстве овладеть как soft, так и hard skills. Очень часто топ-менеджеры «вырастают» именно из руководителей проектов.

Тем, кто только начинает карьерный путь, но хочет развиться в сфере проектного управления, рекомендуется обратить внимание на следующие навыки. Именно эти компетенции работодатели чаще всего указывают в вакансиях.

  • Лидерство. Нужно не только возглавить команду и привести ее к цели, но и поддерживать веру в положительный результат в самые кризисные времена.
  • Коммуникабельность. Часто проджект-менеджер ― единственное связующее звено между членами команды и высшим руководством, внешними заинтересованными лицами (поставщиками, конечными клиентами). Очень важно производить хорошее первое впечатление, не только слушать, но и слышать собеседника, правильно реагировать на неоднозначные ситуации, уметь сглаживать конфликты.
  • Собранность. Способность расставлять приоритеты и работать в режиме многозадачности.
  • Критическое мышление. Непредвзятый анализ и оценка ситуации помогают предотвратить проблемы еще до того, как они возникнут.

Неформально любой проектный менеджер с опытом скажет, что для работы понадобится еще и чувство юмора. Позитивный настрой поможет снять стресс, зарядить энергией команду.

Руководитель, который воспринимает каждую ошибку как провал, а любое отклонение от графика или бюджета как трагедию, быстро изматывает и себя, и подчиненных.

Менеджер проекта - выбор рабочей методологии

Выбор рабочей методологии

В обязанности менеджера проекта IT обычно входит применение на практике различных элементов Agile, Scrum или Waterfall. Тем, кто работает в производственной сфере, больше пригодится знание Канбан, 6 Сигм, 5С.

Выбор конкретной методологии (или комбинации нескольких методик) ― одно из первых решений, которое принимает любой руководитель проекта. Решение во многом будет зависеть от определенной отрасли и типа задач.

Например, если команда планирует заниматься разработкой программного обеспечения, то однозначно лучше использовать методы Agile, Scrum. На языке нанимателя это звучит как: «Я буду проводить ежедневные встречи с работниками и короткие «спринты» для быстрой и эффективной коммуникации».

В сфере промышленности наиболее понятна система бережливого производства, разработанная компанией Toyota в 1970-х годах. Методология направлена на максимизацию ценности и минимизацию потерь. Она по-прежнему широко используется в производственных корпорациях.

Также придется изучить специальное программное обеспечение или онлайн-инструменты, специально разработанные для оптимизации процессов руководства. Конкретные программы зависят от сферы деятельности компании, но обычно включают в себя возможность отслеживать время и бюджет, создавать планы и отчеты.

Что нужно, чтобы стать проджект-менеджером

Профессия менеджера проектов не из тех, которым обучают в ВУЗах. Однако для начала можно получить высшее образование в сфере менеджмента.

Далее необходим практический опыт, чтобы посмотреть на жизненный цикл проектов «изнутри». Достаточно активных участников привлекают к частичному руководству.

Чтобы попасть на работу в крупную корпорацию, потребуется предоставить официальное подтверждение своего уровня. Документ, признанный на международном уровне, ― сертификат PMP (Project Management Professional).

Наличие документа означает, что специалист имеет многолетний опыт работы, а также прошел профильный курс обучения и сдал экзамены. Новичок не может подать документы на РМР. Перед началом курса обучения необходимо предоставить комиссии собственные, успешно завершенные проекты.

При сдаче экзаменов, кроме тестирования, требуется решить реальный кейс, в котором нужно продемонстрировать умение планировать ресурсы, составлять и контролировать бюджет, а также решать конфликтные ситуации.

В чем разница между PMP-сертифицированным менеджером и обычным руководителем

В российских реалиях проджект-менеджером могут назвать любого человека, который взял на себя функции контроля выполнения глобальных многокомпонентных задач.

По сути, любого начальника отдела или департамента можно причислить к таким руководителям, ведь очень часто они занимаются и бюджетированием, и ведением планов-графиков.

В западных корпорациях работа выстраивается иначе. Отдел бюджетирования занимается планированием бюджета во всех департаментах компании, а отдел контролинга беспристрастно оценивает расходы. Вот почему специалисты с сертификатом PMP высоко ценятся, занимают лучшие должности.

Перспективы как у сертифицированных, так и несертифицированных специалистов этой сферы просто отличные, так как любой бизнес нуждается в хорошем руководителе конкретной направленности.

Интересно, что многие задаются вопросом: «Как правильно называть должность: менеджер проектов или проекта?». Ответ прост ― всё зависит от формы занятости.

Если работника нанимают на разовую задачу, то в договор ГПХ вписывают название должности «менеджер проекта». Обычно даже дописывают направление и основную задачу. Если же сотрудника нанимают на постоянную работу, то в трудовой книжке указывают «руководитель проектов» без конкретизации.

Что изучить для саморазвития

Каждый управленец должен постоянно развиваться, узнавать о новых тенденциях и методиках в отрасли. Лучше всего для реализации этой цели подходят практические занятия, курсы, тренинги. Дополнительно можно читать книги.

Настоящая энциклопедия ― «Управление проектами» Кори Когона, Сюзетт Блейкмор, Джеймса Вуда. Бестселлер рекомендован в первую очередь начинающим специалистам, которые только планируют перейти на руководящую должность.

На страницах книги подробно описаны все этапы жизненного цикла с примерами из реальной жизни, различными альтернативными сценариями. Несколько глав посвящены так называемым «неформальным лидерам», которые вынуждены координировать выполнение задач кросс-функциональных команд по собственной инициативе, или потому, что от успеха проекта зависит показатель KPI или повышение.

Авторы дают советы, применимые в российской реальности, о том, как организовать рабочее время, совместить неформальное лидерство и основную занятость.

Менеджер проекта

Для многих должность проектного менеджера ― вершина карьерной цепочки. Профессия стрессовая, но высокооплачиваемая и интересная. Многие опытные работники говорят о том, что даже после нескольких лет практики, не могут назвать свою работу скучной и рутинной.

0

Автор публикации

не в сети 6 месяцев

Татьяна Добрякова

0
Комментарии: 0Публикации: 194Регистрация: 08-02-2022

Понравилось?
Расскажите друзьям

Оцените статью
Оценка
[Всего: 0 Средний рейтинг: 0]

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Генерация пароля
У меня есть пароль
Войти
Получите гостевой доступ

Бесплатный доступ к закрытым материалам сайта по коду, выданному на бесплатной встрече.

Записаться на встречу