Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»
«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»
Нет, спасибо
Практически каждый работник желает в своей компании дорасти до начальника. Руководящая должность ассоциируется у многих с мягким кожаным креслом, красивой секретаршей, горячим кофе, высокой зарплатой и возможностью срываться на подчиненных. Бытует мнение, что начальство ничем не занимается, болтает по телефону и раздает указания, одновременно набивая карманы деньгами.
Долой стереотипы. По факту, у руководящей должности недостатков больше, чем достоинств. И чтобы понимать, стоит ли расти по карьерной лестнице, нужно детально ознакомиться с функциями, обязанностями, определить плюсы и минусы.
Чем ниже должность, тем больше заблуждений о преимуществах руководящей должности. На перекурах и обеденных перерывах обсуждается, что каждый может быть начальником и для этого особых знаний не требуется. Для многих власть — это способ самовыражения. Но потребность в такой силе может возникать по вполне понятным психологическим причинам.
Быть хорошим боссом может не каждый.
Управлять персоналом тяжело: нужно уметь находить подход ко всем работникам, сдерживать эмоции, спокойно реагировать на проблемные ситуации, стараться не конфликтовать и не нарушать личные границы, быть в меру требовательным и строгим. Не всем удается найти «золотую середину», да и удержаться на своей должности совсем непросто.
Рассматривая особенности главенствующей позиции, выделяют следующие недостатки.
1. Потеря практических навыков.
Хороший пример: квалифицированный востребованный врач становится главврачом и оставляет практику. Больше он не принимает пациентов, а работает только с бумагами.
Это приводит к потере былых навыков, опыта и постепенно возвращение к привычной работе становится невозможным. А если нравилась именно практическая часть врачебной жизни, живое общение с пациентами, то переход к бумажным делам будет восприниматься негативно.
2. Нехватка времени.
У начальников практически не остается времени на личную жизнь и семью, особенно в первое время. Много дел и обязанностей заставляют отказываться от личных планов, что может привести к переживаниям, расстройствам, эмоциональному выгоранию. Часто звонки партнеров или встречи с генеральным директором происходят вне рабочего времени, да и форс-мажоры с поставщиками могут произойти в любой момент. А это все личное время руководителя.
3. Увеличение обязательств.
У руководителей всегда больше обязанностей, чем у линейных сотрудников. Много рабочих вопросов решаются по телефону, компьютеру, на встречах. Поэтому у персонала создается впечатление, что начальство ничем не занимается, а только разговаривает по телефону. На самом деле у нового руководителя в первое время чрезмерное количество задач и звонков. Нужно всем ответить, встретиться, побеседовать, прочитать договора, выслушать подчиненных.
4. Рост ответственности.
Начальство отвечает за доходы, расходы, жизнь сотрудников, эмоциональную атмосферу коллектива, документы и многое другое. Руководство несет ответственность за любой инцидент, произошедший на предприятии. А перед наступлением ответственности, которая может быть и уголовной, начальство ждут бесконечные проверки, общение с государственными органами.
Если компания несет материальную ответственность за жизнь и здоровье сотрудников, то несчастный случай потребует серьезных финансовых затрат, а еще повлияет на репутацию фирмы.
5. Одиночество.
В большинстве компаний руководитель — человек одинокий. Немногие подчиненные в период кризиса согласятся пойти за своим руководством, помогут ему в решении возникших проблем. Руководители редко дружат с персоналом — субординация не позволяет. Вне работы друзей тоже практически не остается, поскольку нет времени на встречи с ними. А еще друзья могут отказаться от общения из-за зависти к новой должности своего приятеля.
6. Отсутствие прав на открытое выражение мыслей.
Руководители из крупных компаний не могут открыто высказывать свое мнение в социальных сетях. Всю информацию нужно фильтровать, чтобы не сказать лишнего о своей компании или конкуренте. Неправильное слово в неподходящее время может стать причиной увольнения и испортить репутацию бренда.
7. Отсутствие права на ошибку.
Любая ошибка или нестандартное поведение будут долго обсуждаться в коллективе. Например, если рядовой сотрудник на корпоративе может станцевать и спеть в караоке, то аналогичные действия начальника будут высмеиваться и обсуждаться.
8. Многозадачность.
Этот недостаток особенно заметен в первые несколько месяцев в должности управленца. Работа строится в виде многозадачности: за короткий рабочий день нужно успеть сделать большое количество разнообразных дел, каждое из которых очень срочное. Это приводит к еще одному недостатку — ненормированному графику.
9. Нет замены.
Штатный сотрудник может уйти в отпуск или на больничный, зная, что его работу выполнит напарник или сменщик. С руководителем это работает далеко не всегда. Конечно, у начальства есть заместители, но они не обладают 100% полномочиями. Более того, допущенные ими ошибки отрицательно сказываются на работе всей компании. Поэтому руководитель всегда должен быть готовым покинуть теплую постель и приехать в офис даже с температурой.
10. Общение с разными людьми.
Это может показаться преимуществом — в работе появляются новые знакомства, на совещаниях и корпоративах встречаются влиятельные люди. Но обратная сторона медали в том, что очень часто эти люди — настоящие снобы, которые обсуждают только деньги и способы их заработка. Им чужды интересы собеседника, они могут вести себя неадекватно и постоянно кичиться своим статусом. Вне зависимости от того, нравится руководителю такой человек или нет, избежать общения с ним не получится.
11. Отсутствие наставника.
Рядовые специалисты при возникновении сомнений в выполнении какой-либо задачи могут попросить помощи и поддержки у человека вышестоящей должности, более опытного и знающего. У руководителя такой возможности нет, так как просто не у кого спросить совета, да и показывать слабость ему нельзя.
12. Необходимость руководить.
Есть руководители, которые не умеют отдавать приказы, а выговоры и наказания вообще не практикуют. Таких начальников сложно уважать, поэтому и отношения с подчиненными выстраиваются сложно и некорректно. Мягкотелые руководители не могут «держать» персонал, допускают вседозволенность. Это приводит к краху компании.
13. Деловой дресс-код.
Строгий костюм, укладка, макияж, стильная обувь ― это требования к внешнему виду руководителя крупной компании. Он не может игнорировать дресс-код, прийти в джинсах и рваной футболке. Конечно, во многих фирмах нет строгих правил к одежде и начальство может позволить себе вольность в гардеробе, но основные требования к внешнему виду ― лаконичность, официальность.
Это основные минусы руководящей должности, но можно найти и большое количество маленьких. Например, отсутствие полноценных выходных и праздников. Начальство не может нормально расслабиться и отдохнуть даже в свой отпуск. Ему постоянно звонят коллеги, клиенты, подчиненные, проверяющие. Ответственный руководитель не позволяет себе выпить на празднике, ведь в любой момент его могут вызвать на работу.
Обладая врожденными лидерскими качествами, можно рассчитывать на повышение. Желание занять должность начальника объясняется преимуществами позиции.
Перед тем, как соглашаться на руководящую должность, обязательно изучите все ее плюсы и минусы, чтобы сделать правильный и органичный выбор. Если вы не чувствуете сильного желания от предложенной позиции начальника, просто откажитесь от нее или дайте себе больше времени на размышления. Покинув занимаемый пост на любимой позиции, вы рискуете стать тем, кем никогда не хотели бы. Высокооплачиваемая работа при этом превратится в наказание, да и удовольствия от развития вы не получите.
Сопровождение при трудоустройстве для топ-менеджеров
Узнайте, как гарантированно получить работу в крупнейших российских и международных компаниях вместе с TakeMyTime и методикой от успешных руководителей высшего звена
Политика конфиденциальности
Наша компания уважительно относится к правам клиента. Соблюдается строгая конфиденциальность при обработки заявок. Сведения надёжно сохраняются и защищены от передачи. Согласием на обработку данных клиента, исключительно с целью оказания услуг, является размещение заявки на сайте. К персональным данным относится личная информация о клиенте: домашний адрес; имя, фамилия, отчество; сведения о рождении; имущественное, семейное положение; личные контакты (телефон, электронная почта) и прочие сведения, которые перечислены в Законе РФ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. Клиент вправе отказаться от обработки персональных данных. Нами в данном случае гарантируется удаление из наших баз всех персональных данных в трёхдневный срок в рабочее время. Подобный отказ клиент может оформить простым электронным письмом на адрес, указанный на странице нашего сайта.
Требования к формату заявки на продвижение по «Закрытым базам» контактов
1. Наличие актуального фото
2. Указан возраст
3. Прикреплён файл сопроводительного письма
4. Указан уровень текущего и желаемого дохода
5. Перечислены желаемые должности
6. Указаны наименования всех мест работы и занимаемых должностей
7. Указано образование
8. Указано знание иностранных языков
9. Указан город проживания
10. Перечислены регионы поиска работы