Операционный менеджмент компании: особенности, задачи, принципы функционирования

Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»

«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»


Получить руководство


Нет, спасибо

Операционный менеджмент компании: особенности, задачи, ключевые принципы функционирования

Татьяна Добрякова
Время чтения: 6 минут
0
6

Операционный менеджмент компании

Операционный менеджмент ― это раздел менеджмента, описывающий управление производством. В него входят все процессы управления, начиная от заказа и закупки материалов, заканчивая поставкой готовой продукции клиентам компании.

Операционные задачи предприятия тесно связаны с логистикой, поэтому часто их рассматривают как единую систему.

Определение и особенности

Операционный менеджмент отвечает за управление производством товаров и услуг. Он предполагает использование уникальных методов и приемов, способствующих достижению главной цели — удовлетворение запросов потребителей.

С помощью такого типа управления принимают решения о том, какое оборудование заказывать, с какими поставщиками работать, какие предлагать методы доставки товаров. В отличие от других сфер менеджмента, здесь результат работы виден сразу, его можно ощутить физически. Например: чтобы не завышать себестоимость продукции, было решено поменять поставщика. Решение визуализируется, работа менеджера видна.

Деятельность операционного управленца напрямую связана с продукцией, производственными мощностями, структурой, контролем выполнения поставленных задач.

Сфера продукции и производственных мощностей — это закупка сырья и оборудования, внедрение новых технологий производства. Продумывается каждая деталь, иногда даже территориальное расположение предприятия влияет на результат.

Структура подразумевает взаимоотношения управленцев и подчиненных. В рамках операционного менеджмента формируется система мотивации, выбираются способы управления персоналом для продуктивной работы. Контроль выполнения задач подразумевает проведение анализа работы предприятия и достигнутых целей. Важно, чтобы фактически достигнутые результаты соответствовали запланированным.

Этапы развития

Операционное управление прошло несколько этапов развития как одна из систем менеджмента. Теория появилась в начале 20-х годов прошлого века и получила название «тейлоризм» ― в честь основателя системы капиталистической организации производства Фредерика Тейлора. С этих пор операционный менеджмент стал применяться как самостоятельная часть управления.

Второй этап пришелся на 20-30-е годы XX века. Были разработаны инструменты менеджмента, систему управления начали изучать с позиции психологии. Однако полноценно использовать эти идеи удалось только спустя почти полвека.

На третьем этапе, который пришелся на годы Второй мировой войны, произошли серьезные изменения в области развития операционного менеджмента. Связано это было с усложнением проблем материально-технического снабжения предприятий.

Акцент был сделан на математические расчеты, что позволяло вывести компании из кризиса, сохранить ресурсы в тяжелое время. Чтобы найти решение проблем, стали создаваться группы, состоящие из математиков, психологов, экономистов. Специалисты занимались изучением структуры производственных проблем и анализом имеющихся ресурсов, что позволило найти оптимальные решения развития организаций.

Четвертый этап позволил выделить операционный менеджмент как самостоятельную науку. Это было непростое время для бизнеса — 50-60-е годы, когда требовалось максимально оптимизировать производственные процессы.

В начале 70-х годов появилась система MRP, которая быстро стала одной из наиболее популярных в сфере логистических концепций. Далее началось активное внедрение новых технологий. Бизнес стал использовать компьютерную технику, а также нашел широкое применение для модели производственных стратегий 5P, которая позволяла задействовать производственные мощности предприятия для развития конкурентных преимуществ. На этом же этапе была разработана система JIT, предусматривающая отказ от изготовления продукции крупными партиями.

Последний этап начался в 80-х годах и продолжается до сих пор. Его особенность ― в развитии процессного подхода к управлению. Система показывает хорошую эффективность, поэтому крупные предприятия, активно пользующиеся современными методиками операционного менеджмента, достаточно устойчивы на рынке.

Цели и задачи

Операционное управление организацией предназначено для создания продуктов, которые способны удовлетворить запросы потребителей. Для этого формируется определенная цель, основывающаяся на потребностях целевой аудитории, а система управления принимает меры по ее достижению.

Основная цель операционного менеджмента ― оптимизация выхода оперирующей системы посредством насыщения спроса потребителей. Система должна создать продукт, который удовлетворит запросы целевой аудитории по своему типу, характеристикам, качеству, стоимости и времени предоставления.

Вторая цель ― эффективное расходование ресурсов, поступающих на предприятие (так называемый «вход»). Организация должна оптимизировать использование сырья, оборудования, человеческих ресурсов, чтобы получать продукт хорошего качества и минимизировать материальные затраты.

Система операционного менеджмента работает с двумя целями: проработать «вход» и оптимизировать «выход». Достигая обеих миссий, компания может говорить об эффективной работе операционного менеджмента и стабильной позиции на рынке. Но на практике часто встречается конфликт целей.

Проблемы операционного менеджмента проявляются в том, что приходится жертвовать одной целью ради другой. Например, тратить больше сырья для получения продукта лучшего качества.

Достижение миссии организации требует выполнения следующих задач.

Сокращение сроков запуска нового продукта в производственный цикл. Решение этой задачи заключается в координации действий специалистов, участвующих в производственном процессе. От руководства требуется правильно мотивировать конструкторов, дизайнеров, технологов, механиков для слаженной и быстрой работы. Это позволяет сократить срок запуска нового продукта.

Формирование гибких систем производства для выполнения индивидуальных заказов. Сейчас практически все сферы промышленности предлагают персональные условия обслуживания. Это позволяет выполнять нетипичные заказы, повышая доверие к бизнесу и увеличивая конкурентные преимущества. При решении такой задачи важна тесная связь маркетологов со специалистами производственной линии.

Цели и задачи

Формирование глобальных производственных сетей. Операционное развитие компании предполагает контроль и управление предприятием в направлении глобальных производственных сетей. Создаются необходимые условия для создания продукта, который по качеству и характеристикам будет соответствовать требованиям потребителей той местности, где планируется продажа продукции. Также контролируется логистика товаров, чтобы транспортные расходы не сильно влияли на стоимость продукции, сохраняя ее ценовую доступность.

Разработка технологических процессов с их последующим внедрением в производственную систему. Операционный отдел компании отвечает за производственные технологии, следит за новшествами, чтобы в развитии не отставать от конкурентов. При этом отдел менеджмента должен грамотно внедрять инновации, чтобы безошибочно провести дорогостоящее оборудование по бухгалтерским документам, правильно использовать современную компьютерную технику.

Достижение высокого качества продукта и сохранение реализованного уровня. Чтобы обладать конкурентными преимуществами, организация должна в короткие сроки достигать высокого качества выпускаемых изделий и сохранять его, не сильно изменяя цены.

Соблюдение законодательных ограничений и требований. Задача касается ограничений в области охраны окружающей среды, экологической безопасности, этических норм. Современные предприятия внедряют так называемые «зеленые» стратегии, позволяющие безопасно для экологии производить свою продукцию.

В процессе работы у операционного отдела помимо основных задач возникают и другие обязательства, тесно связанные с главными целями организации.

Функции операционного менеджмента

Операционное управление компанией подразумевает выполнение четырех основных функций: планирование, организация, мотивация, контроль.

1. Планирование.

Первостепенная функция управления, реализация которой способствует развитию бизнеса и его перспектив. Для этого нужно разрабатывать планы, составлять необходимые документы, чтобы на их основе компания могла реализовывать свои задачи.

Главная цель планирования ― это устранение негативного аспекта в виде неопределенности. Если у предприятия нет плана дальнейших действий, то хаотичное управление производственными мощностями может привести к отрицательному результату.

Планирование в рамках операционного менеджмента дает:

● установление целей, к которым стремится компания;
● поиск ресурсов для производства и их грамотное распределение;
● формирование правильной организационной структуры управления персоналом;
● повышение работоспособности сотрудников за счет систем мотивации;
● контроль деятельности фирмы для предупреждения нарушений требований законодательства.

Правильное планирование — главный аспект эффективного темпа роста организации. Благодаря составленным планам можно предупредить многие ошибки, спрогнозировать неудачи, принять меры по их недопущению или быстрому устранению.

2. Организация.

Рассматривая, какие аспекты включает операционный менеджмент, важно отметить роль организации. Эта функция ― основа всего менеджмента и его главное определение. Организация направлена на формирование двух основных систем: управляющей и управляемой, а также на поддержание взаимоотношений между ними.

С целью реализации данной функции выполняется ряд основных задач:

● определение состава исполнителей и набора необходимых ресурсов;
● распределение задач между специалистами;
● координационная работа со специалистами, контроль соблюдения установленных сроков;
● обеспечение взаимного информирования.

Правильная организация позволяет быстро добиться поставленной цели, эффективно распределив материальные ресурсы и рабочую силу.

3. Мотивация.

Современная рабочая философия исключает воздействие на персонал методами принуждения. Сейчас для продуктивной работы применяется мотивация. Она позволяет правильно настроить персонал на работу, повысить его заинтересовать в достижении общих целей компании.

Операционные решения в менеджменте должны стимулировать сотрудников. От менеджера требуется создание мотивационного поля, в котором персонал будет продуктивно работать для реализации своих и общекомандных целей. Важно мотивировать только теми благами, которые интересны подчиненным. Это может быть не только финансовое вознаграждение, но и возможности роста социальной значимости, карьерного развития, обучения.

4. Контроль.

Функция предполагает оценку достигнутых результатов, их анализ для дальнейшей работы. Контроль нужен не для поиска виновных в плохих показателях компании или низком качестве работы, а для определения причины неудачи. Маловероятно, что в крупной организации виновными окажутся 1-2 человека. Как правило, отсутствие ожидаемого результата — показатель неправильно выстроенной системы управления.

Ключевые принципы

Операционное управление отделом затрагивает больше экономическую сферу предприятия. Но одна из важных ошибок менеджеров ― игнорирование социальных факторов. На развитие компании и достижение финансовых целей непосредственное влияние оказывают не только поставщики и покупатели, но и персонал. И если не выстроить положительные взаимоотношения в коллективе, игнорировать требования и желания сотрудников, то хороших и быстрых результатов ждать не стоит.

Управление процессами в операционном менеджменте должно выполняться с соблюдением ключевых принципов:

● наличие целей для всех видов управления;
● индивидуальная работа менеджера с командой (подчиненными);
● управление по принципу иерархии в строгом соответствии с общепринятой схемой, не допуская поступление указаний без учета очередности;
● заинтересованность персонала в достижении целей;
● создание принципа соревнований на всех ступенях достижения целей.

Сотрудники должны быть заинтересованы в развитии компании. Если персонал работает сообща с управленцем, достигать результатов становится намного проще.

Ответственность операционного менеджера

Операционное управление в менеджменте тесно связано с другими сферами бизнеса. Чтобы компания вышла на новый уровень, обрела стабильность и устойчивое место на рынке, ей нужен грамотный операционный менеджер. На эту должность назначают человека, умеющего анализировать, прогнозировать и предполагать разные исходы событий.

Обязанности специалиста заключаются в выполнении следующей работы:

● описывать, систематизировать и контролировать работу исполнителей;
● анализировать показатели, которые влияют на формирование рисков для исключения или уменьшения вероятности их возникновения;
● управлять себестоимостью услуг, которые оказывают узкие специалисты;
● оптимизировать производственные процессы на каждом уровне;
● планировать продажи;
● управлять проектами;
● оценивать эффективность бизнес-процессов.

Если работа специалиста выстроена правильно, то результат будет проявляться в виде эффективного достижения целей компании. При отсутствии положительной динамики стратегия пересматривается и вырабатывается новая с учетом внесения корректировок.

Ответственность операционного менеджера

Операционный менеджмент — важный раздел управления, отвечающий за оптимизацию бизнес-процессов предприятия. В крупных компаниях это отдел, благодаря которому вся работа выстроена грамотно для получения хороших результатов.

0

Автор публикации

не в сети 3 месяца

Татьяна Добрякова

0
Комментарии: 0Публикации: 148Регистрация: 08-02-2022

Понравилось?
Расскажите друзьям

Оцените статью
Оценка
[Всего: 0 Средний рейтинг: 0]

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Генерация пароля
У меня есть пароль
Войти
Получите гостевой доступ

Бесплатный доступ к закрытым материалам сайта по коду, выданному на бесплатной встрече.

Записаться на встречу