Карьерные возможности, высокий уровень жизни, большие зарплаты манят в столицу амбициозных руководителей. Но вместо легкой обеспеченной жизни большинство приезжих из регионов получают сломанную карьеру или перебиваются на кратковременных работах.
Лучшее для лучших
Статистика нашей компании показывает, что в последние годы доля приезжих топ-менеджеров сильно выросла.
Многие люди вдохновлены опытом одноклассников, друзей, которые когда-то решились на переезд и сейчас очень довольны жизнью. У них формируется некий шаблон построения карьеры по подобию пути, пройденного в то время соотечественниками. Если у них поиск работы занял полгода, а через 3 года доход вырос вдвое, то так будет у всех.
Однако 5-10 лет назад рынок труда сильно нуждался в профессиональных топ-менеджерах. Работодатели искали людей с нужными навыками и опытом, выкачивая специалистов из регионов. Есть данные исследований*, согласно которым в 2010 году 44,5% руководителей высшего звена были регионалами.
Современный рынок очень конкурентный — у работодателей большой выбор и другие запросы.
На высокие позиции берут кандидатов с почти стопроцентным совпадением по профилю должности и массе негласных критериев, которые выдвигают акционеры и собственники. Успехов достигают люди предсказуемые, удовлетворенные жизнью, а также те, кто способен прочувствовать тонкости политической жизни в компании и не лениться выполнять поставленные задачи.
Если переехал, то уже успешен
В действительности между переездом в столицу и успехом не стоит ставить знак равно.
Конечно, московские зарплаты выше, но, к сожалению, нет такого правила, что доход руководителя автоматически возрастает со 100 до 500 тысяч при смене физического места работы.
Многое зависит от исходных данных — размера компании, занимаемой позиции, предложенных условий работы. И еще больше от результативности руководителя: как он проявит себя, какую стратегию карьеры выберет.
Самая опасная ловушка для приезжих топ-менеджеров — «рваная карьера».
Не сумев построить карьеру в первой компании, через 6-12 месяцев они начинают перебирать варианты и «прыгать» по разным местам работы в поисках лучших условий.
Менеджеры среднего звена с подобным опытом даже бывают востребованы — некоторым компаниям нужны многостаночники, успевшие познакомиться со спецификой разных сфер. А вот для представителя высшего сегмента управления это скорее минус. На ключевых позициях нужны проверенные, лояльные люди, умеющие справляться с операционной работой и вести игру «вдолгую».
Это интересно: |
---|
Есть ли разница, кто откуда?
Казалось бы, прописка и место рождения не имеют значения — лишь бы руководитель решал задачи бизнеса. На деле же есть много отличий в поведении, привычках и отношении к работе, которые влияют на то, как у человека будут складываться отношения с коллективом и развиваться карьера.
Их замечают и обычные жители мегаполиса, а опытные рекрутеры и подавно видят приезжих кандидатов с точностью до региона, в котором они родились и выросли.
В первую очередь выдает коммуникация.
Российская федерация многонациональна. На нашей территории, вероятно, самое большое в мире языковое разнообразие — 37 языков имеют статус государственных, а всего в стране используется 150 языков.
В русской речи жителей разных областей и республик много заимствований из национальных языков. Например, в Северо-Кавказском регионе могут сказать «позвонить к Ивану» вместо «позвонить Ивану». В отдельных областях свой характерный говор, речевые обороты.
Местные используют слова, которые не встречаются в других частях страны, малая часть таких примеров:
- баклажка (бутылка) в Воронежской и Орловской областях;
- булка хлеба (батон), поребрик (бордюр) в Санкт-Петербурге и области;
- домотаться (придраться) в Тамбове и Рязани;
- убраться (поместиться) у нижегородцев;
- хмызня (училище) в Брянской области;
- копытить (тяжело работать) у жителей Хабаровского края;
- мультифора (папка-файл) в Сибири;
- заяснять (объяснять) в Кузбассе.
У жителей других городов ниже уровень владения иностранными языками, в частности английским, так как в Москве больше мотивирующих факторов для его изучения — много иностранцев, возможностей и методик.
Внешний вид — еще один маркер регионалов.
И дело не в стоимости вещей, а, скорее, в сочетании предметов одежды, стилевым предпочтениям. По наблюдениям, жители мегаполисов проще относятся к гардеробу. Высокий темп жизни заставляет выбирать простые и удобные вещи даже с корпоративным дресс-кодом, прически, не требующие долгой укладки.
Те, кто недавно переехал, часто выглядят более ярко, особенно женщины. Мужчины неудачно комбинируют вещи и подбирают аксессуры, переусердствуют с парфюмом, выбирают недостаточно хорошие костюмы и плохо ухаживают за обувью.
Менталитет, национальные и территориальные особенности также считываются в характере и поведении.
Естественную для сибиряка прямоту в высказываниях в центральном регионе воспримут как наглость. Представителей кавказских народов не любят за их излишнюю эмоциональность, агрессивное громкое поведение, обусловленное ярким темпераментом. Жителям Уральского региона присуща открытость, прямодушие, им непросто научиться лавировать в корпоративных играх, которые привычны для обитателей мегаполиса.
Конечно, эти качества свойственны не всем и менее явно выражены у статусных людей. На привычки влияет уровень образования, культура, воспитание. Большинство адаптируются и приспосабливаются к большому городу примерно за 3 года или быстрее, если внимательны и знают, над чем работать.
Эти обобщающие наблюдения помогут лучше понимать ход мыслей людей, которые будут оценивать ваше резюме и поведение на собеседовании. Чтобы пользоваться возможностями, которые открывает мегаполис, нужно принять его правила.
Это интересно: |
---|
Что мешает профессиональному успеху приезжих руководителей
Скрытность
Соискатели сами роют себе яму, пытаясь скрыть свою «не московскую» прописку: корректируют резюме, убирают наименование города из названия учебного заведения, указывают Москву в домашнем адресе, хотя проживают другом городе. Якобы сейчас не проблема за пару часов добраться в столицу из любого крупного города.
На рекрутеров это производит только отрицательное впечатление. Для них такое поведение давно пройденный этап: кандидат обещает, а как доходит до дела, начинаются бесконечные переносы встреч и задержки рейсов.
Самооценка сотрудника
В небольшом городе совсем другая структура личных связей. Влиятельных людей не так много и у них такой же небольшой круг близких знакомых. Достаточно иметь хорошее положение в обществе, работать в крупной компании, чтобы в кругу общения оказался кум, брат или сват кого-то из людей власти, а это всегда полезно для карьеры.
Подъем на уровень «звезды» в обществе регионального города здорово повышает самооценку. После смены города и окружения очень трудно осознавать себя рядовым соискателем. У некоторых кандидатов процесс приведения самовосприятия на адекватный уровень занимает годы. В ожидании лучших предложений они теряют время и навыки вместо того, чтобы нарабатывать опыт и репутацию.
Нерешенные бытовые вопросы
Когда речь идет не о релокации сотрудника, а о переезде по личному желанию, люди используют одну и ту же схему. Откладывают определенную сумму из расчета на 1-2 месяца проживания всей семьей, а потом стараются за это время найти работу.
Из-за ограниченного времени они трудоустраиваются в любую более-менее подходящую компанию. План такой: поработать пока там, где получается, встать на ноги, войти в привычный ритм жизни и уже потом искать хорошее место работы и развивать карьеру.
Руководители тоже люди, так что поначалу работа не ладится из-за тех же жизненных хлопот, что и у всех приезжих:
- вторая половина не работает и не вносит вклад в семейный бюджет;
- не решены вопросы с оформлением детей в сады и школы;
- постоянно приходится отвлекаться на оформление еще каких-то документов.
Или работодателя это не устраивает, или топ-менеджер сам решает, что готов к переходу, так или иначе на первой работе он не задерживается.
Отсутствие опыта работы в московской компании
В мегаполисах жизнь бежит гораздо быстрее и насыщеннее, чем в городах поменьше. Приезжему руководителю приходится преодолевать региональную расслабленность в работе и ускоряться в 10 раз, чтобы держать нужный темп.
Без привычки много и напряженно работать трудно уходить из офиса после 22:00, тратить по несколько часов на дорогу до работы и обратно, постоянно находиться в окружении большого количества людей, быстро учиться и на ходу принимать важные решения.
Каждый топ-менеджер представляет успех по-своему и едет в столицу за тем, чего желает: большими деньгами, быстрым карьерным ростом, профессиональным самосовершенствованием или признанием.
Поэтому каждому руководителю, стремящемуся в столицу, нужна индивидуальная стратегия достижения желаемого, основанная на опыте трудоустройства топ-менеджеров со всей России и подкрепленная успешными кейсами.
В компании TakeMyTime подготовка кандидата совмещается с продвижением в крупнейшие российские и международные компании.
Мы руководствуемся не только скоростью получения оффера, а осознанным подходом к выбору компании, где кандидат будет работать с удовольствием, мотивацией и достойным доходом.
В числе сотен трудоустроенных нами руководителей кандидаты из других городов, бывшие экспаты и те, кого ранее перевели в Москву. Период самоизоляции и пандемии дал новый опыт успешного удаленного поиска работы, который мы переосмыслили и адаптировали для иногородних клиентов.
Среди особенностей таких проектов — поддержка на этапе переговоров с работодателями, где наши юристы добиваются соблюдения норм трудового права и предоставления кандидату максимальной поддержки для быстрой адаптации: помощи в переезде, медицинского страхования для семьи и других дополнительных бонусов.
*Опрос кадрового центра «Юнити», 2010 г.
Комментарии (3)
Потрясающие и правильные исследования и немного анализ соискателей из регионов- в погоне за ??? Я это проходил и работал с контингентом из регионов всего советского союза и даже мира. Так что приммерно все правильно. Но я москвич, но работал в регионах и знаю лично этот контингент. Вот вы написали про язык-? Да это действительно очень актуальная тема и ее надо развивать на научном практическом уровне. Потому, что такого бизнес- языка на базе русского просто нет. Им никто и никогда не занимался, но проблемы и споры были. В 90-е. Но это закрытая тема. Могу вам поделиться, но вам с этой темой надо выходить на правительственный научный уровень например в ран, и раскроем это упущение и создадим единый русский бизнес-язык. А то действительно много путаницы. Даже среди журналистов и даже в сми_ тв и тем более интернетах, так что ищите. И еще- у вас-кто пишет статьи- очень хороший грамотный русский язык. Поздравляю и только развивайте научный язык. Литературный и спец и бизнес. Примеров могу массу привести словоблудья, что твориться в интернетах и сми. Тут неудобно писать, но тема нужная и полезная. Денин когда революция совершилась. Первым делом начал обучать людей и бороться с безграмотностью- ликбез- в старых фильмах это часто нам показывали. А сейчас что? Да тоже самое. Полная без-русских терминов. Одни англо=термины. Вот переведите все англицкие термины бизнеса и вы будете смеятся. Грустно становиться, но этому в школах и яслях и детсадовских гимназиях не учат с 90-х тогда начался застой в образовании и обучениях и причины уже установлены- смотрите тв. Там все рассказывают и правильно, только ученых слушайте, а не???Дилетантов, которых как неучей много развелось, как вы правильно указали в той статье. Кашмар. Да и что то делать и решать правильно надо. Я вам перечислю термины- есть знания, опыт, практика, навыки, компетенции, ремесло, учения и этим всем надо овладевать. Иначе-колапс. И это не мнение. Дилетантизм- рассматривал со студентами и дал научное определение. Так что наработки есть. Помогу. Начинайте внедрять новый- это и есть- инновационная деятельность- чем владею. От и до. Но проблема в правильной реализации инноваций и внедрении в ппроизводство и в реальную среду. В общем очень большая тема. Но для бизнеса нужен результат и реальная а не словесная вербальная и невербальная конкретная польза. Ощутимая. Все. Спасибо за интересные статьи. А вы сами откуда? Напишите и даты рождения напишите. Я вам еще одни методологии о кадровой маркетинговой политике и о кадрах напишу. Научные методики и инструментарии. Все. Жду новых актуальных статей. Сейчас это будет востребовано-там. Вы поняли, так что дерзайте. Инженеры нужны везде. И лично инженер и эксперт по инновациям, по технике, по организации бизнеса, старт-апов и правильном ведении и главное-развитии и определении бизнеса и бизнес-процессов-всех и рекламе и сайтах и рекламных носителях и каналах рекламирования и всех видов рекламы и пиар и имидже и брендам и брендингам и профессиональный менеджер по маркетингу инноваций- такой профессии вообщенет ни у кого. Раньше было инновационный маркетинг менеджмента инноваций, т.е. Выявления, поиска и внедрения-освоения инноваций. Сам в 90-х писал статьи в журнал один, но его название сейчас никто не помнит. Вот так к чему приводит отстутствие развития информации. И специалистов и языка бизнесов тематических и глобальных. И т.д. Много можно написать- это тема мне очень известна и практика есть и знания и опыт реальный и есть много антиопыта, что тоже опыт. Недавно узнал как испотльзуют ассы бизнеса в темео разведке конкурентов. Меня тоже этому учили. В 80-е и все пригодилось потом.все. Удачи и успехов и главное достижений. В росте и развитии. Ссср развалилась именно из за отсутствия возможностей свободного развития личности и человека. Того не было того не достать и т.д. Вот и так может быть. Исследуйте и рынки и рыночные ситуации и главное- закон бизнеса- делайте.
«Могу вам поделиться»… на этом можно и заканчивать читать комментарий. «Ссср развалиЛАСЬ»… — тоже сильно
Сама из Рязани, работала в Москве на позиции топ менеджера 3 года в одной компании. Вывод о московских сотрудниках: уступают региональным в трудоспособности очень сильно. Культурные особенности быстро нивелируются, а рабочие навыки только совершенствуются.