Коммерческий директор: должностная инструкция, права и обязанности

Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»

«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»


Получить руководство


Нет, спасибо

Коммерческий директор

Татьяна Добрякова
Время чтения: 5 минут
0
4

Коммерческий директор

Коммерческий директор ― это топ-менеджер, который в процессе выполнения должностных функций охватывает все сферы деятельности предприятия, прямо или косвенно воздействующие на увеличение прибыли.

Руководитель управляет производственным процессом, содействует закупкам и продажам, участвует в маркетинге и логистике. Его функции похожи на обязанности финансового руководителя или директора по продажам, но есть и отличия, касающиеся только этой должности.

Финансовый управленец отвечает лишь за денежные потоки и их распределение. Начальник по продажам контролирует реализацию продукции, налаживает линии сбыта и закупок.

Зона ответственности коммерческого директора шире. Он выполняет функции и финансового управляющего, и руководителя по реализации товаров. Его называют вторым человеком в компании после гендиректора, так как он вполне способен исполнять обязанности последнего.

Должностные обязанности

Устраиваясь на эту должность, кандидата знакомят с должностной инструкцией (перечнем обязанностей специалиста). Важно, чтобы человек мог справиться с каждой возложенной на него задачей.

Коммерческий руководитель должен уметь разрабатывать эффективную стратегию развития предприятия. Для этого он вместе со своими подчиненными проводит анализ рынка, конкурентов, маркетинга и других сфер.

Для обеспечения бесперебойного процесса производства и извлечения прибыли от деятельности компании коммерческий директор обязан в режиме 24/7 следить за текущей работой, проводить анализ ее продуктивности, а в случае необходимости в экстренном порядке вносить коррективы.

Коммерческий управляющий обязан:

  • управлять расходами бюджетных средств;
  • оценивать ключевые показатели деятельности предприятия для принятия управленческих решений;
  • составлять стратегический план развития и оперативного маркетинга;
  • контролировать выполнение стратегии компанией или ее отдельными структурными подразделениями;
  • разрабатывать перечень мероприятий по увеличению продаж, по выходу на новые рынки для повышения конкурентоспособности;
  • оценивать справедливость ценовой и маркетинговой политики, а в случае необходимости вносить в нее изменения.

Коммерческий директор управляет сотрудниками: подбирает, обучает, мотивирует. В процессе руководства он следит за рациональным распределением трудовых ресурсов, за правильностью построения бизнес-процессов.

Иногда управленец берет на себя часть обязанностей начальника по логистике. В таком случае он обязан организовать бесперебойную поставку сырья и материалов, запасных частей, а также других товаров, необходимых для производства продукции.

Он отвечает за сбыт готовых товаров, обязан наладить транспортную систему, выбрать оптимальные методы доставки, найти способы снизить затраты на транспортировку.

Образование и навыки

Коммерческий директор компании обязан иметь высшее образование в сфере экономики и финансов, маркетинга, управления бизнесом. Он должен обладать знаниями и навыками, необходимыми для плодотворного выполнения возложенных на него функций.

1. Правильно составлять бюджет, рационально распределять затраты и точно планировать доходы.

2. Руководить персоналом, определять потребности компании в трудовых ресурсах, подбирать людей, которые действительно принесут пользу организации.

3. Регулировать движение сырья, материалов и готовой продукции внутри предприятия и за его пределами.

4. Безошибочно проводить расчеты, работать в специализированных программах.

5. Вести переговоры, находить точки соприкосновения даже с самыми неконтактными людьми.

6. Разрабатывать рекламные проекты, управлять маркетинговым процессом.

Несомненное достоинство коммерческого директора ― наличие знаний в правовой области. Это помогает снизить риски компании от воздействия внешних негативных факторов.

Топ-менеджер должен знать все бизнес-процессы предприятия, как происходит производство продукции, ее реализация. Он обязан понимать специфику деятельности фирмы, особенности взаимодействия между структурными подразделениями, разбираться в ассортименте выпускаемых товаров.

Личностные качества

При рассмотрении кандидатов на должность обращают внимание не только на образование, опыт, навыки и умения, но и на личностные качества человека.

В резюме рекомендуется отразить коммуникабельность, высокоразвитую интуицию, умение управлять конфликтами и убеждать людей. При этом каждую характеристику лучше обосновать и подкрепить фактами.

Работодатели поощряют устойчивость к стрессам, контактность, общительность, стремление к самосовершенствованию. Также важен аналитический склад ума, хорошая память, умение объективно оценивать ситуацию.

Предпочтения отдают тем, кто знает, как настоять на своем, имеет собственное мнение и не идет «на поводу» у начальства.

Человек в обязательном порядке должен обладать лидерскими качествами, быть ответственным, аккуратным и целеустремленным.

Коммерческий директор требования к кандидату

Требования к кандидату

Коммерческий директор производственного предприятия обязан обладать достаточными знаниями и умениями, чтобы эффективно выполнять свои функции. Как показывает практика, нанимая на рассматриваемую должность человека, компания предъявляет требования к образованию.

Обращают внимание на тех кандидатов, которые обучались в вузе по смежной специальности:

  • экономика и финансы;
  • управление бизнесом и предпринимательство;
  • маркетинг;
  • менеджмент.

Кроме высшего образования у коммерческого директора должен быть релевантный опыт работы от 3-х лет. Без него редко принимают на должность. Подойдет работа, связанная с выполнением следующих обязанностей:

  • руководство предприятием;
  • управление персоналом;
  • координация отдела продаж;
  • ведение бухгалтерского учета (главный бухгалтер и финансист).

Будущий коммерческий директор обязан иметь опыт в области рекламы и маркетинга, переговоров и продаж, сильные коммуникативные качества.

Несомненным преимуществом будет знание иностранных языков, опыт работы на аналогичной должности, широкие познания в области построения бизнес-процессов, хорошие знания рынка и товара, который производит компания.

Права и ответственность

Директор коммерческого предприятия отвечает за правильность своих решений. Все его действия должны в конечном итоге приводить к увеличению доходности организации.

Управленец контролирует соблюдение трудовой дисциплины, обеспечение надлежащих условий труда и безопасности.

Он ответственен за организацию сбыта продукции, причем на всех этапах, от выпуска из производственного цеха до передачи конечному потребителю.

Топ-менеджер должен обеспечить сохранность конфиденциальной информации, в частности коммерческой тайны, следить за тем, чтобы рассматриваемые сведения не попали в руки третьих лиц, особенно конкурентов.

Коммерческий директор имеет право участвовать в выборе кандидатур на вакантные руководящие должности. Он единолично принимает решения, касающиеся развития предприятия, выбора стратегии по сбыту продукции, в рамках своей компетенции.

Управленец вправе участвовать в совещаниях, обсуждениях, которые проводят на высшем уровне, то есть в совете директоров или с акционерами. Он может самостоятельно поощрять эффективных подчиненных или накладывать санкции на нарушителей дисциплины, трудового распорядка.

Востребованность профессии

Директор по коммерческим вопросам ― достаточно востребованная профессия на рынке. Однако в вузе не обучают именно такой специальности.

Важно, чтобы кандидат на должность обладал знаниями и навыками в разных сферах, прежде всего в финансах, маркетинге и менеджменте. То есть руководитель должен уметь прогнозировать, считать, разрабатывать стратегию продвижения продукции на рынке, управлять персоналом.

Как показывает практика, коммерческим директором становятся после длительного карьерного роста в компании. Но бывают случаи, когда специалиста нанимают «со стороны».

Если опираться на объявления о поиске сотрудников на рассматриваемую должность, то коммерческому директору предлагают оклад от 90 тыс. рублей. Нужно учитывать то, что совокупная зарплата такого профессионала состоит из нескольких частей:

  • оклад;
  • премия за достижение ключевых показателей;
  • премии по итогам отчетного периода (квартала, года);
  • дивиденды в случае наличия доли фирмы у руководителя;
  • компенсационные и стимулирующие выплаты.

В среднем заработная плата специалиста варьируется на уровне от 150 до 300 тыс. рублей в месяц. Больше всего получают специалисты, работающие в ИТ-сфере.

Получить такую должность достаточно трудно. Кандидату необходимо не только обладать релевантным опытом, знаниями, но и иметь отличное резюме. Также важно убедить менеджера по подбору персонала в своих преимуществах среди остальных претендентов и доказать свою пользу для компании .

Достоинства и недостатки профессии

Руководитель по коммерческим вопросам обязан обладать достаточными знаниями и навыками в релевантной области. Без опыта устроиться на рассматриваемую должность практически невозможно.

Но если соискатель докажет, что он способен справиться с порученной ему работой, то есть вероятность рассмотрения его кандидатуры HR-специалистом.

Главные достоинства профессии ― в ее престижности и респектабельности. Специалисту, способному привести фирму к успеху, готовы платить высокую заработную плату.

Не менее важным считается и наличие возможности карьерного роста. От коммерческого директора можно вырасти до главного советника генерального по вопросам стратегического развития, коммуникаций и менеджмента.

Руководитель может прямо влиять на производственный процесс и уровень прибыли, что отражается на его личном доходе. К его мнению прислушиваются, а поручения выполняют.

У любой профессии есть и недостатки. В число минусов можно включить:

  • повышенную ответственность;
  • необходимость выполнения задач в напряженной обстановке;
  • ненормированный рабочий день.

Коммерческий директор

Управленцу приходится работать сверхурочно, проводить много времени в поездках, отрываясь от семьи и дома. Руководитель редко плодотворно отдыхает. Чаще всего даже во время отдыха он проводит переговоры с партнерами в неформальной обстановке.

Также к минусам профессии можно отнести и простую человеческую зависть, когда другие люди негативно оценивают успех высококвалифицированного, трудолюбивого руководителя. На этом фоне могут появиться проблемы со старыми друзьями или в семье.

0

Автор публикации

не в сети 8 месяцев

Татьяна Добрякова

0
Комментарии: 0Публикации: 242Регистрация: 08-02-2022

Понравилось?
Расскажите друзьям

Оцените статью
Оценка
[Всего: 0 Средний рейтинг: 0]

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Генерация пароля
У меня есть пароль
Войти
Получите гостевой доступ

Бесплатный доступ к закрытым материалам сайта по коду, выданному на бесплатной встрече.

Записаться на встречу