Как успешно пройти кейс-интервью

Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»

«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»


Получить руководство


Нет, спасибо

Как пройти кейс-интервью

Татьяна Добрякова
Время чтения: 6 минут
0
435

Как успешно пройти кейс-интервью

Кейс-интервью ― это тип собеседования при приеме на работу, во время которого кандидат должен проанализировать и найти пути решения проблемной ситуации.

Соискателю необходимо обсуждать с интервьюером ход своих мыслей, проговаривать процессы принятия решений.

Цель кейс-интервью не обязательно заключается в том, чтобы решить проблему (иногда у задачи изначально нет решения). Для интервьюера важно увидеть, может ли кандидат думать, как управленец, умеет ли четко и последовательно излагать свои мысли, презентовать конечный результат.

Что еще может увидеть рекрутер по результатам ситуационного собеседования

Менеджерам среднего и нижнего звена редко проводят полноценное ситуационное собеседование. Исключение составляют бизнес-консультанты, им необходимо уметь демонстрировать навыки решения кейсов, даже претендуя на позицию стажера.

Топ-менеджерам, управленцам высшего звена в обязательном порядке приходится проходить ситуационные интервью.

В качестве входных данных иногда используют реальные документы компании, а кандидату могут предложить решить существующую или уже решенную проблему.

В процессе прохождения кейса желательно продемонстрировать следующие навыки:

  • креативность и проницательность;
  • понимание основных бизнес-концепций (уметь анализировать доходы и расходы, сравнивать условия поставщиков и
  • требования клиентов, быстро определять структуру рынка);
  • аналитическое структурированное мышление;
  • коммуникабельность;
  • умение убеждать других.

Во многом процесс решения кейса практически полностью отражает работу, которую консультанты выполняют изо дня в день.

Советы по подготовке к кейс-интервью

Для подготовки к кейс-интервью не существует стандартного алгоритма, который можно применить в любой ситуации. Потребуется усидчивость, настойчивость и тяжелая работа.

Есть и общие советы, которые помогут «выжать» максимум из потраченного на подготовку времени.

1. Устроить «пробное» ситуационное интервью.

Во время этого типа собеседования рекрутер оценивает навыки речи, стиль общения, язык тела. Даже правильное решение, презентованное с заиканием и дрожью в голосе, вряд ли будет высоко оценено. Можно практиковаться перед зеркалом, с друзьями, но лучше заказать курс подготовки у профессионалов.

2. Изучить готовые вопросы и ответы на кейсы.

Большинство крупных консалтинговых фирм публикуют прошлогодние кейсы, использованные на реальных собеседованиях, в интернете. Стоит перечитать максимальное количество задач, чтобы понять суть. Многие из кейсов перекликаются между собой.

Также рекомендуется читать истории успеха и неудач в профильных финансовых журналах, ставить себя на место генерального директора, подбирая оптимальную стратегию.

Процесс проведения

Между разными фирмами существуют небольшие различия в процедуре проведения ситуационных собеседований, но в целом часть процесса найма, связанная с интервью, довольно стабильна.

На первых встречах обычно присутствуют только специалисты по подбору персонала. HR-рекрутеры задают вопросы, направленные на выявление мотивации, оценку лидерских качеств, общее соответствие политике компании.

Кейс-интервью проводят профильные специалисты (действующий топ-менеджер, финансовый специалист или представитель консалтинговой организации).

В крупных фирмах ситуационное собеседование разделяют на две части. Первая длится всего 20-30 минут. Кандидату дают на изучение финансовую (или проектную) документацию и предлагают оценить состояние компании, самостоятельно выявить проблемные зоны.

Примерный алгоритм работы:

  • структурировать и классифицировать данные;
  • рассчитать базовые показатели;
  • зафиксировать любые выявленные несостыковки, отклонения, проблемы;
  • сформулировать выводы в одной краткой, но емкой презентации.

Важно запомнить ключевое различие между первым и вторым этапом кейс-интервью.

На первом нужно лишь продемонстрировать аналитические навыки. Не нужно пытаться за 20 минут еще и найти пути решения выявленных проблем.

Интервьюеры обычно отклоняют 75% претендентов в первом туре только из-за того, что кандидаты не могут быстро, за короткое время выдать именно тот результат, который нужен.

На втором этапе от соискателя требуют более глубокого и тщательного анализа. Во время презентации может присутствовать топ-менеджер или даже собственник. Иногда кейсы отдают «на проработку» домой, поэтому спешить не стоит. Лучше тщательно и до мелочей продумать «защиту».

Чтобы выявить самых сильных кандидатов, интервьюеры могут давать потенциально вводящую в заблуждение информацию, противоречащие друг другу данные.

Фреймворки для кейс-интервью

Одного шаблона для решения сложных многокомпонентных кейсов нет. Изучение фреймворков позволит найти отправную точку для выполнения практически любой задачи.

Однако важно осознавать, что «запомнить» миллион различных сценариев, а затем применить «правильный» фреймворк к конкретной проблеме крайне сложно. Такие примеры только помогают понять суть любой задачи и построить определенный план действий.

Также решение многочисленных кейсов обязательно поможет избавиться от страха перед этим видом собеседования.

Придумать какие-то супер-оригинальные кейсы для собеседования достаточно сложно. По теории вероятности, 80% заданий будет относиться к одной из нижеприведенных тематик.

кейс-интервью

1. Оценка положения компании на рынке.

Представители консалтинговых фирм часто помогают клиентам решить выходить ли им на новые рынки. Кандидатов на высокие должности в сфере маркетинга могут попросить дать рекомендации по улучшению текущей позиции.

2. Оценка прибыльности и ее повышение.

Максимизация прибыли ― основная цель работы любой компании. От консультантов также часто требуют оценить результаты деятельности некоммерческих и государственных организаций. Стоит заранее подготовиться к тому, что многие вопросы на собеседовании будут касаться именно оценки и повышения прибыльности.

3. Оценка необходимости и целесообразности слияния (поглощения).

Крупным корпорациям очень важно понимать, что нанятый менеджер хорошо разбирается в вопросах слияния и поглощения компаний. Особенно часто с кейсами на эту тему сталкиваются консультанты, кандидаты на роль руководителя юридического департамента.

В рамках кейса обычно задают только один вопрос: «Должна ли одна фирма инвестировать в другую?». Иногда потенциальному сотруднику предлагают оценить ситуацию с позиции покупателя, а иногда со стороны поглощаемой компании.

Фреймворки существуют, чтобы заранее помочь найти подход к решению проблем. Принудительно подгонять ответ под какой-то шаблон нецелесообразно. Хотя заранее разработать предварительную стратегию ― хорошая идея.

Как не запутаться в вычислениях прямо на собеседовании

Задача интервьюеров: поставить будущего сотрудника в максимально стрессовые условия. Поэтому очень часто для подготовки ответа на кейс-вопросы запрещают использовать интернет, калькулятор и даже блокнот с ручкой.

Тем, кто работает над сложным случаем, достаточно легко потеряться в вычислениях. Однако можно заранее подготовиться, разбивая расчеты на несколько шагов.

1. Выделение данных для обработки.

Большинство кейсов предлагается решить устно. Некоторые люди хорошо разбираются в математике, быстро считают в уме, но только если перед глазами есть весь набор цифр.

Кейсы же могут содержать большое количество текстовых данных, далеко не все из которых пригодятся для подготовки ответа на вопрос.

Поэтому первый шаг ― рассортировать данные, вычленить те, которые действительно относятся к сути вопроса.

Весь процесс сортировки можно проговаривать вслух: это вселит в интервьюера уверенность, что кандидат мыслит последовательно и структурировано.

2. «Тестирование» логики расчетов.

Не нужно сразу же начинать слагать и вычитать числа, высчитывать проценты. Можно сначала в целом описать логику подсчетов (на забывая проговаривать вслух). Если интервьюер не будет иметь принципиальных возражений, то переходите к следующему шагу.

Пробный прогон логики тестирования позволит продемонстрировать интервьюеру, что вашей работе всегда будет предшествовать разработка методологии.

3. Непосредственные расчеты.

Рекрутеры признаются, что если логика расчетов правильная, то механические ошибки в расчетах не слишком повлияют на результат собеседования. Однако лучше несколько раз провести в уме математические операции, чтобы убедиться, что ответ верный.

4. Рекомендации.

Первых трех шагов достаточно для того, чтобы кейс был засчитан как успешно решенный. Но четвертый шаг (необязательный) отделяет лучших кандидатов от «средних» и на 100% обязателен для будущих топ-менеджеров.

Обязательно подумайте над тем, чтобы не просто решить кейс, но и дать интервьюеру какие-либо рекомендации.

Пример кейса с решением

Необходимо понимать, что существуют тысячи вариантов кейс-интервью, адаптированных для разных отраслей, должностей. Просчитать и заучить все бизнес-сценарии заранее невозможно.

Однако обязательно нужно изучать примеры кейсов, чтобы иметь представление о том, с чем придется столкнуться.

1. Описание кейса.

Наша консалтерская компания заключила контракт с сетью клиник в вымышленной африканской стране, по количеству населения и среднего уровня дохода похожей на ЮАР. Наша задача ― улучшить финансовые результаты клиник.

Дополнительные данные: клиники имеют право оказывать платные медицинские услуги всем желающим. Также правительство страны оплачивает лечение граждан, обратившихся за помощью с сертификатом государственного страхования.

Отказывать в неотложном лечении людям с сертификатом запрещено, однако в рамках плановых приемов разрешено устанавливать ограничения: не более 10 человек в день с сертификатом на одного профильного врача.

Необходимо помочь клинике разработать стратегию приема пациентов, чтобы максимизировать прибыль, но в то же время не нарушить государственных требований.

2. Пример решения.

Допускается задать до 3 уточняющих вопросов об организации, запросить дополнительные данные. Чтобы получить больше информации, каждый вопрос лучше начинать с мини-гипотезы.

Например: «Проводя аналогию с другими странами Южной Африки, я бы предположил, что в вымышленной стране проживает от 30 до 40 миллионов человек (имеет 30-40 крупных городов, где обычно размещаются госпитали). Могу ли я взять эти данные в качестве исходных?».

Затем необходимо задать приблизительную стоимость приема врача. Можно выбирать абсолютно простые условные цифры: 100$ за прием (эту же сумму берут и с частных лиц, и как возмещение по государственной страховке).

Можно подсчитать примерное количество врачей, исходя из средней длительности рабочего дня и средней длительности приема.

Не стоит пугаться, подобные задачи вряд ли дадут кандидату на роль менеджера металлургической компании. Для человека, который не один год проработал в сфере медицины не будет проблемой создать пул данных, основываясь на своем опыте.

Затем можно создать дерево проблем, очертить причинно-следственные связи. В слaучае с вышеописанным кейсом можно допустить, что недостатка в клиентах у больницы нет (ведь пациенты, которые имеют страховку, ничего не платят из личных средств).

Основная проблема, типичная для африканских стран: большая нагрузка на врачей. Большой поток пациентов приводит к тому, что врачи плохо обслуживают даже частных клиентов.

Путем подсчетов можно определить, насколько высока потребность в медицинских услугах, рассчитать целесообразность изменения бюджета для найма дополнительных специалистов и обустройства рабочих мест для них.

Постепенно углубляясь в детали, рассчитать потенциальный доход клиники и разработать стратегию изменений.

Как успешно пройти кейс-интервью

Некоторые интервьюеры любят дополнительно задавать нестандартные вопросы, начинают критиковать предложенные стратегии, чтобы оценить реакцию кандидата в стрессовых условиях.

Если это произойдет, главное не паниковать, а продолжать последовательно, спокойно и аргументировано защищать свою позицию.

0

Автор публикации

не в сети 2 года

Татьяна Добрякова

0
Комментарии: 0Публикации: 250Регистрация: 08-02-2022

Получайте новую статью каждую неделю

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Понравилось?
Расскажите друзьям

Оцените статью
Оценка
[Всего: 0 Средний рейтинг: 0]

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
У меня есть пароль
Войти
Получите гостевой доступ

Бесплатный доступ к закрытым материалам сайта по коду, выданному на бесплатной встрече.

Записаться на встречу