Как неадекватная самооценка мешает искать работу

Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»

«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»


Получить руководство


Нет, спасибо

Как неадекватная самооценка мешает руководителям искать работу

Алена Исаева
Время чтения: 5 минут
4
1924

Как неадекватная самооценка мешает руководителям искать работу

Половина успеха в поиске новой работы — уверенность и позитивный настрой, которые присущи людям с нормальной самооценкой.

Кандидаты на должности в топ-менеджменте устанавливают желаемый уровень зарплаты, исходя из собственных представлений о своей эффективности и достижениях. Эта цифра может сильно расходится с предлагаемой на рынке, причем как в меньшую, так и в большую сторону. Всё зависит от того, занижена ли самооценка или она неадекватно высокая.

Рекрутерам и HR-сотрудникам тоже важно определить уровень самооценки кандидата, чтобы свериться с ожиданиями работодателя и понять, стоит ли ради этого руководителя искать золотую середину и менять под него условия вакансии. Никто не хочет платить больше за меньшие компетенции и терять время, пока это выяснится.

И даже если вам кажется, что вы поняли их намерения и ответили «как надо», не обольщайтесь — самооценка считывается сразу: по поведению, мимике, взгляду.

Поэтому, прежде чем приступать к продвижению на рынке труда, нужно суметь адекватно оценить себя.

Причины нарушения самооценки топ-менеджеров


Уровень оценки своих качеств — это не константное значение. В течение жизни человек обучается, развивается, с ним происходят события, меняющие его представления о себе. Многие психологи сходятся во мнении, что нормальная самооценка всего у 15-20% людей, у остальных она занижена или завышена.

Процесс формирования самооценки у всех одинаковый: мы получаем знания, работаем, преодолеваем препятствия и оцениваем результаты. Но интересно, что мнение человека о себе больше зависит не от его реальных достижений, а от того, какие оценки он ставит себе на своей внутренней «шкале».

На самооценку руководителей в гораздо большей мере влияют внешние факторы — восхищение окружающих людей, обстановка в компании, социальный статус, уважение.

1. Социальный вакуум.

Чем более высокую позицию занимает сотрудник в компании, тем реже слышит критическую информацию о себе и своих решениях. Нижестоящие сотрудники опасаются открыто указывать на недостатки начальника, а равным ему по статусу не до этого или они не видят в этом смысла. Во многих компаниях руководство работает обособлено от коллектива, за барьерами в виде офисов на верхних этажах, секретарей и заместителей.

2. Возрастная природа.

С точки зрения психологии возраст, когда наступает зрелость и человек становится осознанным, составляет примерно 35 лет. Как раз в этот период появляются семейные и финансовые обязательства, в профессиональной сфере сотрудники выходят на уровень руководящих позиций.

Момент психологического взросления может наступить позднее, и у таких людей еще можно встретить отголоски юношеского максимализма, как у подростков. Они склонны завышать свою самооценку. Тогда управленец не способен воспринимать критику, будет стремиться доказывать свою значимость, провоцировать конфликты.

Как неадекватная самооценка мешает руководителям искать работу

3. Долгое отсутствие смены места работы.

Частая ситуация: руководитель долгое время работает в одной компании, выполняя узкий круг знакомых ему обязанностей. Он делает свою работу качественно, ответственно и это ценят. Проблема в том, что подобный функционал нужен только этой конкретной компании или в ней слишком специфичные бизнес-процессы, а другим организациям это попросту не нужно.

Вот и получается, что такой эффективный топ-менеджер совершенно не востребован на рынке труда.

Но он не может этого осознать, поскольку не видит всю обстановку. Его успехи внутри своей компании способствуют формированию высокого мнения о себе, ведь в его картине мира за 20 лет работы он отточил бизнес-процессы до идеала и получил бесценный опыт, который должен оплачиваться намного дороже.

Таких руководителей очень отрезвляет выход на открытый рынок и определенное количество безуспешных собеседований или полное отсутствие реакций на резюме.

Недооцененные звезды или переоцененные посредственности: две крайности кандидатов


Недооценивают себя чаще компетентные, умные и результативные руководители, чем те, кто менее квалифицирован.

Это известное явление — эффект Даннинга-Крюгера.

В 1999 году исследование двух профессоров психологии, Дэвида Даннинга и Джастина Крюгера, показало, что люди с низким уровнем квалификации сильно переоценивают себя и при этом не способны осознать свою истинную некомпетентность.

Синдром самозванца у руководителей проявляется намного реже, чем у рядовых сотрудников. Они уже занимают высокую позицию, наделены полномочиями и гораздо более прозрачно видят результаты своей работы.

Тем не менее один из факторов, способствующих безосновательному снижению самооценки у топ-менеджера, это длительный поиск работы.

Отсутствие офферов, неподходящие вакансии, неуспешные собеседования — это стресс для любого кандидата, особенно для руководителя высокого уровня. Считается, что если он успешен, то должен перебирать предложениями, а не дожидаться их.

С другой стороны, на рынке много кандидатов, которые громко заявляют о своих достижениях, красноречиво рассказывают о том, сколько полезного сделают в новой компании.

Они настолько убедительны и так выделяются в общей массе, что достаточно легко получают работу с высоким окладом. Но надолго в компании не задерживаются — или их некомпетентность становится очевидна для окружающих, или они быстро уходят, прежде чем это случится.

Таких кандидатов называют «летунами»: в течение десятилетий они меняют много мест работы, проводя в каждой компании не более 0,5-1 года. Это позволяет многим из них быстро строить карьеру в молодости, бравируя названиями известных брендов в резюме. Однако их будущее туманно — возрастного «летуна» вряд ли будут рассматривать в первую очередь.

Как вернуть адекватную самооценку

Как вернуть адекватную самооценку


Для начала осознать, что есть проблема. Пересмотреть свой подход, проанализировать ошибки способны только действительно компетентные руководители.

У людей с раздутой самооценкой как раз и наблюдается эффект Даннинга-Крюгера — они лишены возможности осознавать свои ошибки. Кандидаты не признают проблем, продолжают настаивать на своей правоте и обвиняют обстоятельства, помешавшие им трудоустроиться:

  • невнимательность HR при изучении резюме;
  • злопамятность прошлого работодателя, предположительно давшего отрицательные рекомендации;
  • недобросовестность службы безопасности, отклоняющей кандидатуру при проверке.

Второй шаг — получить объективную независимую оценку своего опыта, профессионализма с учетом современных требований рынка труда.

Это поможет понять, насколько ваше видение себя как профессионала вписывается в систему общих представлений работодателей, как вы выглядите на фоне других соискателей.

К клиентам компании TakeMyTime это понимание приходит на подготовительном этапе проекта по трудоустройству. Вместе с руководителем партнер по развитию карьеры подробно разбирает его профессиональный опыт, выделяет ключевые достижения, для наглядности переводит результаты работы в формат заработанных для компании денег.

Через наших специалистов каждый месяц проходят сотни резюме соискателей на топ-позиции, что позволяет нам моментально выявлять конкурентные преимущества и указывать на них кандидату.

Как мы знаем, самооценка человека может колебаться под воздействием негативных событий и внутренних переживаний.

Если руководитель потерял уверенность в себе после увольнения, из-за долгого периода безработицы, то проработка этих состояний со специалистом, равным по статусу топ-менеджером, очень эффективна. Она имеет эффект «два в одном»: кандидат получает оценку эксперта рынка труда и взаимоподдержку наставника, которая подкрепляет его уверенность в себе.

На третьем шаге он «примеряет» на себя свою новую карьерную историю.

Получив обновленное резюме, пройдя подготовку к собеседованиям, руководитель понимает и принимает свои сильные стороны, осознает свою ценность как профессионала.

Важный момент: этот период совпадает с началом этапа продвижения на рынке труда, чтобы кандидат в то же время получил позитивное закрепление своего самоощущения. Он успешно проходит интервью, получает приглашения на следующие этапы.

Каждое изменение повышает самооценку и постепенно возвращает его в ресурсное состояние, в котором уже находятся силы ставить себе смелые цели в карьере и достигать их.

0

Автор публикации

не в сети 4 месяца

Алена Исаева

0
Комментарии: 0Публикации: 132Регистрация: 24-09-2021

Получайте новую статью каждую неделю

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Понравилось?
Расскажите друзьям

Оцените статью
Оценка
[Всего: 19 Средний рейтинг: 4.2]

Комментарии (4)

  1. Александр:

    написал в резюме что могу и что делал
    потом ещё пояснял это все руководителям …как что и почему в итоге не могу найти работу

    0
  2. Александр:

    а теперь как то не получается найти работу хотя мозги есть
    недостаток свой знаю ..когда обьясняю человеку что надо сделать и как …он выходит и говорит (в мой адрес что ничего не понял )
    делишься отдельные этапы ….потом человек говорит что он понял но время проходит 3 недели ,потом бегает везде и говорит как он это сделал ..сам .его другие опровергают…что критикавал это
    как поступать в этом случае

    0
  3. Александр:

    не совсем согласен
    порой мы сделав что то ..мощное почти не афишиуем это так чуть чуть а ведь надо как то создавать положительные эмоции о себе у других..а относился к этому спустя рукава сделал получилось …хотя все вокруг аж хлопали в ладоши и говорили не получится а это получилось и потом все ходили в унынии ,-говорили мы верили в тебя в глаза а за глаза говорили обратное и так было не раз и не два
    потом начали ныть что просто повезло
    три проектных института были против а у меня вышло

    0
  4. маркетолог е эксперт по бизнесам:

    ПРОЧИТАЛ ВСЕ СТАТЬИ ПРО НЕДОСТАТКИ И т.д. все правильно написано, особено психология и слабые стороны кандидатов и лействительно такое есть в ? да и есть такой ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ_ Смотрел бизнес-тренинг. и если директор мне позвонит, то внесу несколько корректив. для повышения качества статей. но это- ваш выбор. да по вашим статьям сделал вывод, что проблемы не в компетенциях кандидатов, а именно в компетенции работодателей и по практике- особено эйчаров- а точнее эйчарих. и какой работный сайт вы используете- по ссылке по звездочке- не нашел. лучше в тексте указывайте. а то не вериться в их полезность и правдоподобность, нужность и ????. и процессы любого бизнеса устроены в каждом виде- по своему. эти процессы и определяют востребованность любого кандидата. особено специфичного и компетентного. такое было, когда интернет появлялся, а компьютерщиков и програмистов не было. но спроса не было. работодатели пользовались старыми способами и СМИ. помню- директ мейл, затем сменил спам и пошло поехало. но те, кто хорошо владел директами, почему то не мог правильно позиционировать свои рдкие в то время и позже- компетенции. вот как решить эти задачи бизнеса???? СПАСИБО ЗА УМНУЮ И ПРАВИЛЬНУЮ ХОРОШУЮ ПОЛЕзную статьи. удачи. все комп заглючил. сори.

    0

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
У меня есть пароль
Войти
Получите гостевой доступ

Бесплатный доступ к закрытым материалам сайта по коду, выданному на бесплатной встрече.

Записаться на встречу