Половина успеха в поиске новой работы — уверенность и позитивный настрой, которые присущи людям с нормальной самооценкой.
Кандидаты на должности в топ-менеджменте устанавливают желаемый уровень зарплаты, исходя из собственных представлений о своей эффективности и достижениях. Эта цифра может сильно расходится с предлагаемой на рынке, причем как в меньшую, так и в большую сторону. Всё зависит от того, занижена ли самооценка или она неадекватно высокая.
Рекрутерам и HR-сотрудникам тоже важно определить уровень самооценки кандидата, чтобы свериться с ожиданиями работодателя и понять, стоит ли ради этого руководителя искать золотую середину и менять под него условия вакансии. Никто не хочет платить больше за меньшие компетенции и терять время, пока это выяснится.
И даже если вам кажется, что вы поняли их намерения и ответили «как надо», не обольщайтесь — самооценка считывается сразу: по поведению, мимике, взгляду.
Поэтому, прежде чем приступать к продвижению на рынке труда, нужно суметь адекватно оценить себя.
Причины нарушения самооценки топ-менеджеров
Уровень оценки своих качеств — это не константное значение. В течение жизни человек обучается, развивается, с ним происходят события, меняющие его представления о себе. Многие психологи сходятся во мнении, что нормальная самооценка всего у 15-20% людей, у остальных она занижена или завышена.
Процесс формирования самооценки у всех одинаковый: мы получаем знания, работаем, преодолеваем препятствия и оцениваем результаты. Но интересно, что мнение человека о себе больше зависит не от его реальных достижений, а от того, какие оценки он ставит себе на своей внутренней «шкале».
На самооценку руководителей в гораздо большей мере влияют внешние факторы — восхищение окружающих людей, обстановка в компании, социальный статус, уважение.
1. Социальный вакуум.
Чем более высокую позицию занимает сотрудник в компании, тем реже слышит критическую информацию о себе и своих решениях. Нижестоящие сотрудники опасаются открыто указывать на недостатки начальника, а равным ему по статусу не до этого или они не видят в этом смысла. Во многих компаниях руководство работает обособлено от коллектива, за барьерами в виде офисов на верхних этажах, секретарей и заместителей.
2. Возрастная природа.
С точки зрения психологии возраст, когда наступает зрелость и человек становится осознанным, составляет примерно 35 лет. Как раз в этот период появляются семейные и финансовые обязательства, в профессиональной сфере сотрудники выходят на уровень руководящих позиций.
Момент психологического взросления может наступить позднее, и у таких людей еще можно встретить отголоски юношеского максимализма, как у подростков. Они склонны завышать свою самооценку. Тогда управленец не способен воспринимать критику, будет стремиться доказывать свою значимость, провоцировать конфликты.
3. Долгое отсутствие смены места работы.
Частая ситуация: руководитель долгое время работает в одной компании, выполняя узкий круг знакомых ему обязанностей. Он делает свою работу качественно, ответственно и это ценят. Проблема в том, что подобный функционал нужен только этой конкретной компании или в ней слишком специфичные бизнес-процессы, а другим организациям это попросту не нужно.
Вот и получается, что такой эффективный топ-менеджер совершенно не востребован на рынке труда.
Но он не может этого осознать, поскольку не видит всю обстановку. Его успехи внутри своей компании способствуют формированию высокого мнения о себе, ведь в его картине мира за 20 лет работы он отточил бизнес-процессы до идеала и получил бесценный опыт, который должен оплачиваться намного дороже.
Таких руководителей очень отрезвляет выход на открытый рынок и определенное количество безуспешных собеседований или полное отсутствие реакций на резюме.
Недооцененные звезды или переоцененные посредственности: две крайности кандидатов
Недооценивают себя чаще компетентные, умные и результативные руководители, чем те, кто менее квалифицирован.
Это известное явление — эффект Даннинга-Крюгера.
В 1999 году исследование двух профессоров психологии, Дэвида Даннинга и Джастина Крюгера, показало, что люди с низким уровнем квалификации сильно переоценивают себя и при этом не способны осознать свою истинную некомпетентность.
Синдром самозванца у руководителей проявляется намного реже, чем у рядовых сотрудников. Они уже занимают высокую позицию, наделены полномочиями и гораздо более прозрачно видят результаты своей работы.
Тем не менее один из факторов, способствующих безосновательному снижению самооценки у топ-менеджера, это длительный поиск работы.
Отсутствие офферов, неподходящие вакансии, неуспешные собеседования — это стресс для любого кандидата, особенно для руководителя высокого уровня. Считается, что если он успешен, то должен перебирать предложениями, а не дожидаться их.
С другой стороны, на рынке много кандидатов, которые громко заявляют о своих достижениях, красноречиво рассказывают о том, сколько полезного сделают в новой компании.
Они настолько убедительны и так выделяются в общей массе, что достаточно легко получают работу с высоким окладом. Но надолго в компании не задерживаются — или их некомпетентность становится очевидна для окружающих, или они быстро уходят, прежде чем это случится.
Таких кандидатов называют «летунами»: в течение десятилетий они меняют много мест работы, проводя в каждой компании не более 0,5-1 года. Это позволяет многим из них быстро строить карьеру в молодости, бравируя названиями известных брендов в резюме. Однако их будущее туманно — возрастного «летуна» вряд ли будут рассматривать в первую очередь.
Как вернуть адекватную самооценку
Для начала осознать, что есть проблема. Пересмотреть свой подход, проанализировать ошибки способны только действительно компетентные руководители.
У людей с раздутой самооценкой как раз и наблюдается эффект Даннинга-Крюгера — они лишены возможности осознавать свои ошибки. Кандидаты не признают проблем, продолжают настаивать на своей правоте и обвиняют обстоятельства, помешавшие им трудоустроиться:
- невнимательность HR при изучении резюме;
- злопамятность прошлого работодателя, предположительно давшего отрицательные рекомендации;
- недобросовестность службы безопасности, отклоняющей кандидатуру при проверке.
Второй шаг — получить объективную независимую оценку своего опыта, профессионализма с учетом современных требований рынка труда.
Это поможет понять, насколько ваше видение себя как профессионала вписывается в систему общих представлений работодателей, как вы выглядите на фоне других соискателей.
К клиентам компании TakeMyTime это понимание приходит на подготовительном этапе проекта по трудоустройству. Вместе с руководителем партнер по развитию карьеры подробно разбирает его профессиональный опыт, выделяет ключевые достижения, для наглядности переводит результаты работы в формат заработанных для компании денег.
Через наших специалистов каждый месяц проходят сотни резюме соискателей на топ-позиции, что позволяет нам моментально выявлять конкурентные преимущества и указывать на них кандидату.
Как мы знаем, самооценка человека может колебаться под воздействием негативных событий и внутренних переживаний.
Если руководитель потерял уверенность в себе после увольнения, из-за долгого периода безработицы, то проработка этих состояний со специалистом, равным по статусу топ-менеджером, очень эффективна. Она имеет эффект «два в одном»: кандидат получает оценку эксперта рынка труда и взаимоподдержку наставника, которая подкрепляет его уверенность в себе.
На третьем шаге он «примеряет» на себя свою новую карьерную историю.
Получив обновленное резюме, пройдя подготовку к собеседованиям, руководитель понимает и принимает свои сильные стороны, осознает свою ценность как профессионала.
Важный момент: этот период совпадает с началом этапа продвижения на рынке труда, чтобы кандидат в то же время получил позитивное закрепление своего самоощущения. Он успешно проходит интервью, получает приглашения на следующие этапы.
Каждое изменение повышает самооценку и постепенно возвращает его в ресурсное состояние, в котором уже находятся силы ставить себе смелые цели в карьере и достигать их.
Комментарии (4)
написал в резюме что могу и что делал
потом ещё пояснял это все руководителям …как что и почему в итоге не могу найти работу
а теперь как то не получается найти работу хотя мозги есть
недостаток свой знаю ..когда обьясняю человеку что надо сделать и как …он выходит и говорит (в мой адрес что ничего не понял )
делишься отдельные этапы ….потом человек говорит что он понял но время проходит 3 недели ,потом бегает везде и говорит как он это сделал ..сам .его другие опровергают…что критикавал это
как поступать в этом случае
не совсем согласен
порой мы сделав что то ..мощное почти не афишиуем это так чуть чуть а ведь надо как то создавать положительные эмоции о себе у других..а относился к этому спустя рукава сделал получилось …хотя все вокруг аж хлопали в ладоши и говорили не получится а это получилось и потом все ходили в унынии ,-говорили мы верили в тебя в глаза а за глаза говорили обратное и так было не раз и не два
потом начали ныть что просто повезло
три проектных института были против а у меня вышло