Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»
«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»
Нет, спасибо
Сопроводительное письмо ― необязательное, но полезное дополнение к резюме, помогающее заинтересовать потенциального работодателя. Наличие такого приложения считается признаком хорошего тона.
Письмо ― это шанс раскрыть коммуникативные навыки и упомянуть факты, которые не нашли должного отражения в резюме. Чем выше должность, на которую вы претендуете, тем важнее наличие грамотно составленного дополнения.
Рассмотрим структуру документа, общие правила его составления и примеры сопроводительных писем.
Документ раскрывает, дополняет и усиливает информацию, указанную в резюме. С его помощью вы косвенно подтверждаете экспертные знания. Хорошее письмо вовлекает работодателя в своеобразный диалог еще до того, как он открыл резюме.
Согласно статистике, примерно в трети случаев документ остается без внимания: отбор идет строго по критериям, перечисленным в резюме. Однако такой подход чаще практикуется при поиске младшего персонала.
Если должность подразумевает наличие редких умений или узкоспециализированных навыков, а также набор определенных личных качеств, работодатель захочет узнать о кандидате больше.
В этом случае на решение о том, приглашать человека на собеседование или нет повлияет сопроводительное письмо.
Директора и менеджеры советуют не пренебрегать приложением вне зависимости от должности. Дополнение может выгодно выделить вас на фоне конкурентов.
Сам факт наличия проработанного письма подчеркивает заинтересованность и вовлеченность в процесс. Однако важно правильно составить текст, иначе в лучшем случае вы оставите нейтральное впечатление.
В приложении присутствуют следующие разделы.
1. Шапка. Содержит ФИО получателя, его должность, название, адрес компании. Если часть информации отсутствует и корректно заполнить шапку не получается, перейдите сразу к приветствию.
2, Приветствие. Желательно указать имя и отчество рекрутера, чтобы сразу привлечь внимание и настроить на позитивный лад. Если не уверены в достоверности информации, ограничьтесь общим или обезличенным обращением. Можно упомянуть название компании.
3. Основная часть. Сообщите о том, как узнали о вакансии (это может иметь значение для организации). Если информация очевидная, уточнять источник не нужно. Можно кратко написать, что вы уже знакомы с компанией, знаете этапы ее развития, выпускаемые ею продукты. Объясните, почему заинтересовались вакансией. Причиной может стать соответствие миссии фирмы вашим ценностям или желание работать в развивающейся международной компании. Расскажите о своих навыках, о том, чем занимаетесь сейчас и чем можете быть полезны этой фирме.
4. Заключительная часть. В ней можно продемонстрировать нацеленность на результат, указать, что к документу приложено резюме, и предложить встречу или попросить перезвонить.
5. Прощание. В этом разделе поблагодарите за внимание, попрощайтесь в деловой форме и оставьте подпись.
6. Контактные данные. В конце добавьте телефон или e-mail для связи.
Большинство разделов носят формальный характер и занимают 1-2 строки. Наиболее информативной должна быть основная часть.
Некоторые работодатели также просят вставить в текст кодовое слово или фразу, чтобы убедиться в том, что вы прочитали их заявку до конца. Подобные ключи добавляйте ближе к началу, чтобы сразу продемонстрировать высокий уровень вовлеченности и подготовки, индивидуальный подход.
Чтобы повысить свои шансы на получение должности, при составлении документа придерживайтесь следующих правил.
1. Не пишите много. Оптимальный объем — не более 1 страницы. Сопроводительное письмо можно сравнить с рекламой: получасовой ролик не удержит внимание аудитории.
2. Соотносите требования в вакансии к содержанию письма. Например, если работодатель в заявке пишет, что нужны сотрудники со знанием английского языка, упомяните прохождение курсов, сотрудничество с зарубежными компаниями или свой уровень.
3. Используйте призыв к действию. Это распространенный прием маркетологов, применяемый во всех сферах жизни. Допишите в конце, что ждете звонка или готовы встретиться и ответить на все вопросы.
4. Не дублируйте информацию из резюме. Повторы в лучшем случае окажутся бесполезными, в худшем вызовут раздражение, создадут негативное впечатление.
5. Не вставляйте лишнюю информацию. Не стоит рассказывать о личной жизни или достижениях, не имеющих прямого отношения к вакансии.
6. Следите за стилистикой текста. Желательно скорректировать ее под автора заявки. Умеренный креатив допустим для творческих профессий, в остальных случаях он может вызвать отторжение.
7. Избегайте общих фраз. Максимально конкретизируйте информацию. Пишите, где проходили обучение и какую выгоду получит работодатель, а не просто упоминайте «сухой» навык. Если речь идет о достижениях, расскажите, на сколько процентов удалось перевыполнить план, какой конкретный результат в цифрах вы получили. Однако не забывайте о краткости.
Во время составления и редактирования текста важно помнить о цели написания текста. Ваша задача ― прорекламировать себя в качестве квалифицированного специалиста, показать свои преимущества среди остальных претендентов.
Нужно смотреть на документ глазами работодателя и стараться понять, что может его «зацепить».
Ниже представлены 3 примера сопроводительных писем для менеджеров и руководителей, по которым можно ориентироваться при написании своего. В случае с подобными должностями грамотное оформление имеет большое значение из-за высокой конкуренции и уровня ответственности.
Здравствуйте, уважаемая Надежда Владимировна.
На сайте по поиску работы hh.ru я увидела, что агентство Fian ищет менеджера по персоналу. Меня интересует эта вакансия, так как она является моей профессиональной сферой деятельности. Мне близки ценности вашей компании и интересны ваши проекты.
Мой опыт в должности рекрутера и менеджера по персоналу более 5 лет. Являюсь специалистом по поиску эффективных сотрудников, знаю трудовое законодательство, умею проводить собеседования и переговоры.
Понимаю специфику деятельности компании, поэтому смогу подобрать подходящий персонал. Умею работать с программами кадрового учета. Мои навыки подтверждает высокий коэффициент подбора сотрудников по заявкам работодателей.
Высылаю вам для ознакомления резюме и копии рекомендаций. Буду благодарна за отклик, готова ответить на все вопросы на собеседовании.
С уважением, Иванова Алиса Николаевна.
Скачать пример сопроводительного письма менеджера по персоналу можно здесь.
Уважаемый менеджер по подбору персонала кадрового агентства Phoenix, на сайте webresume.ru я узнал, что в компании Tower Building освободилась должность генерального директора.
Меня интересует эта вакансия, потому что я хорошо знаком с вашими проектами и хотел бы принять участие в них. На предыдущем месте работы отвечал за полный цикл управления строительством и реализацию собственных и партнерских объектов недвижимости.
Успешно реализовал множество проектов строительства. Под моим руководством построили более 500 тыс. кв. м жилья и 350 объектов. За время работы получил опыт комплексного управления проектами от идеи до сдачи. Обладаю экспертными знаниями в сферах юриспруденции, экономики, финансов. Есть навыки обеспечения цикла процессов закупок и управления цепочкой поставок.
Умею сочетать оперативный и стратегический опыт управления, предвидеть риски, анализировать тренды на рынке и конкурентов, быстро адаптироваться и вырабатывать компромиссные решения. Неоднократно способствовал успешному прохождению проверок со стороны государственных органов. Есть налаженные контакты с участниками рынка.
К письму прикладываю резюме. Благодарю за уделенное вами время и буду признателен за возможность рассказать о своих навыках подробнее во время собеседования.
С уважением, Кузнецов Николай Сергеевич.
Скачать пример сопроводительного письма генерального директора можно здесь.
Уважаемый специалист по подбору персонала компании V-Shop!
На сайте poiskkadrov.ru увидел, что в вашей организации открылась вакансия финансового директора. Меня заинтересовала ваша заявка, так как я ценю то, что вы предоставляете сотрудникам свободу в принятии решений и способствуете профессиональному развитию.
Имею опыт работы с кредитным профилем от 900 млн руб. Ранее работал финансовым директором в многопрофильных холдингах, в том числе в торгово-производственных компаниях с выручкой 7-25 млрд руб.
Отвечаю за весь цикл бюджетирования и контроля. Владею навыками в разработке методологии политик и прогнозировании. Веду управленческий учет и отчетность. Умею быстро вырабатывать сбалансированные решения по корректировке стратегий. Способен самостоятельно принимать действия, нацеленные на улучшение финансовых показателей компании.
Благодарю за внимание. Буду рад подробнее рассказать о своем опыте на собеседовании.
С уважением, Петров Максим Максимович.
Скачать пример сопроводительного письма финансового директора можно здесь.
К числу распространенных ошибок относят неинформативность, упоминание негатива, излишнюю амбициозность или, напротив, неуверенность. Иногда встречаются проблемы с оформлением или опечатки.
Рассмотрим основные ошибки, снижающие шансы на успех.
1. Неинформативность.
В этот раздел можно собрать несколько типов ошибок: повторы из резюме, использование общих фраз, отсутствие конкретики или полезной для работодателя информации.
Важно помнить, что рекрутер может не понимать термины и специфику вашей деятельности. Старайтесь объяснять всё максимально доступным языком, но не доходите до разговорного стиля с использованием жаргонной лексики.
2. Опечатки.
Ошибки и опечатки в тексте вызовут сомнения в профессионализме и внимательности, даже если ваша работа напрямую не связана с письменным русским языком.
Перечитайте письмо несколько раз перед отправкой. Если сомневаетесь в своих знаниях, попросите окружающих помочь или воспользуйтесь услугами редактора.
3. Чрезмерная амбициозность.
Не пишите работодателю, что вы именно тот, кто ему нужен. Избегайте штампов, косвенных или прямых указаний, сильного эмоционального давления. Обычно это отталкивает, а не убеждает.
4. Отсутствие сопроводительного письма.
Отсутствие приложения некоторые работодатели воспринимают как признак дурного тона. В таких случаях шансы на собеседование резко снижаются.
Если не можете похвастаться списком достижений и навыков, попробуйте продемонстрировать искреннюю заинтересованность, нацеленность на результат и желание учиться.
5. Отсутствие индивидуального подхода.
Некоторые кандидаты подготавливают шаблон и рассылают его всем, не меняя текст. Доходит до абсурда: в приложении может быть указано название другой компании.
Всегда переписывайте текст под каждого работодателя и упоминайте то, что заинтересует конкретно его.
6. Использование шаблонов.
Шаблоны рассеивают внимание и снижают шансы на успех. Необязательно заменять всё креативными фразами и перегружать письмо оригинальностью.
Вместо стандартной фразы «Заранее спасибо за ответ» напишите «Надеюсь на скорое собеседование». Заодно это будет звучать сильнее.
Подобный прием использован в сопроводительном письме к резюме финансового директора в примере номер 3.
7. Плохое оформление.
Используйте все уместные средства визуального оформления, чтобы сделать документ удобным. Отделяйте абзацы друг от друга, вставляйте маркированные списки, выделяйте жирным шрифтом важную информацию.
Благодаря этому вы расставите акценты и разделите текст на блоки. Рекрутеру будет проще вернуться к отдельным фрагментам при необходимости.
Однако не перегружайте оформление использованием неуместных символов, смайликов и нескольких видов шрифтов.
И помните, что перед отправкой письмо лучше дополнительно несколько раз проверить на наличие грамматических и орфографических ошибок.
Бумажный формат документа сейчас используют крайне редко, обычно ― по запросу работодателя. Чаще всего их отправляют в электронном виде. Текст документа вставляют в тело сообщения, а резюме прикрепляют в качестве вложения.
Сопроводительное письмо усиливает резюме и повышает шансы кандидата на успех. Однако это справедливо только в случае грамотного составленного текста.
Если работодатель не получит интересной для него информации, в лучшем случае он будет руководствоваться исключительно тем, что написано в резюме.
Чтобы не упустить шанс создать хорошее впечатление, тщательно подготовьте текст, руководствуясь рекомендациями и примерами сопроводительных писем.
Политика конфиденциальности
Наша компания уважительно относится к правам клиента. Соблюдается строгая конфиденциальность при обработки заявок. Сведения надёжно сохраняются и защищены от передачи. Согласием на обработку данных клиента, исключительно с целью оказания услуг, является размещение заявки на сайте. К персональным данным относится личная информация о клиенте: домашний адрес; имя, фамилия, отчество; сведения о рождении; имущественное, семейное положение; личные контакты (телефон, электронная почта) и прочие сведения, которые перечислены в Законе РФ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. Клиент вправе отказаться от обработки персональных данных. Нами в данном случае гарантируется удаление из наших баз всех персональных данных в трёхдневный срок в рабочее время. Подобный отказ клиент может оформить простым электронным письмом на адрес, указанный на странице нашего сайта.
Требования к формату заявки на продвижение по «Закрытым базам» контактов
1. Наличие актуального фото
2. Указан возраст
3. Прикреплён файл сопроводительного письма
4. Указан уровень текущего и желаемого дохода
5. Перечислены желаемые должности
6. Указаны наименования всех мест работы и занимаемых должностей
7. Указано образование
8. Указано знание иностранных языков
9. Указан город проживания
10. Перечислены регионы поиска работы