Стандарты бизнес-планирования

Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»

«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»


Получить руководство


Нет, спасибо

Бизнес-планирование: функции и стандарты

Татьяна Добрякова
Время чтения: 6 минут
0
5

Стандарты бизнес-планирования

Бизнес-план ― это документ, описывающий идею создания фирмы и пути ее реализации, все бизнес-процессы и операции. Для его разработки проводится совокупность мер, направленных на анализ прошедшего, настоящего и будущего состояния предприятия.

В теории бизнес-план необходим компании для формирования целей, задач, оценки перспектив действий. Но чтобы документ работал в полную силу на практике, составлять его нужно с учетом действующих в стране стандартов.

Функции планирования

Концепция бизнес-планирования заключается в том, что предприятие нуждается в анализе своих действий, а также в изучении перспектив развития.

Потребность в формировании стратегии возникает у фирм из разных сфер деятельности для реализации следующих функций.

  • Определение очередности выполнения мероприятий, направленных на реализацию стратегии компании. Планирование позволяет выявить логические связи между действиями, которые необходимо выполнить для достижения целей предприятия.
  • Оценка экономической эффективности выбранных тактических мер.
  • Организация контроля правильной реализации стратегии предприятия.
  • Оценка ресурсных возможностей компании, определение необходимости привлечения дополнительных ресурсов.
  • Улучшение управленческого процесса, необходимого для достижения целей.
  • Концентрация внимания над увеличением конкурентных преимуществ.

Основная функция планирования ― оценка возможностей реализации описываемой идеи. Также документ содержит информацию о том, какие выгоды получит организация при реализации этой идеи.

Типы бизнес-планирования

В зависимости от назначения, планирование подразделяется на несколько видов.

  • Коммерческо-производственный. Это вид планирования направлен на улучшение коммерческой и производственной деятельностей компании. Для такого плана свойственно внимание к формированию путей достижения целей с наименее возможными затратами.
  • Инвестиционный. Используется для привлечения инвесторов. Цель этого планирования ― строительство нового производственного объекта, изменение используемой технологии, закупка дорогостоящего оборудования. В документе прорабатываются такие вопросы как возвратность кредитов, своевременная уплата процентов за использование кредитных денег.
  • Финансовое оздоровление. Разрабатывается предприятием, которое на текущий момент находится в неблагоприятном финансовом состоянии. При составлении такого плана проводятся сложные процедуры согласования расчетов с кредиторами, чтобы фирма-банкрот смогла выполнить имеющиеся финансовые обязательства.
  • Получение кредита. Еще один вид планирования, направленный на улучшение финансового состояния. Главная цель ― создание хорошей репутации в глазах кредиторов. Необходимость в разработке такого плана возникает при потребности расширения видов деятельности для осуществления крупномасштабных целей.
  • Инновационный. Составляется с целью реализации сложной инновационной идеи и получения финансирования на решение задач.

Каждому виду бизнес-планирования соответствуют определенные уровни развития компании. Чаще всего создаются коммерческо-производственные планы, в американских фирмах ― инвестиционные.

Развитие бизнес-планирования в России

Российские компании планирование для развития используют реже, чем зарубежные. Разработка стратегии выполняется преимущественно в самом начале, когда предприятие только начинает работу.

Для сравнения: на Западе план составляется перед каждой крупной сделкой, в американских фирмах этап планирования ― обязательное условие успешного контракта.

В российском предпринимательстве бизнес-планирование имеет стандартное определение, но причины использования немного отличаются:

  • получение выгодных инвестиций, в том числе иностранных;
  • желание начать бизнес с большим объемом ресурсов, что требует привлечения капитала партнеров;
  • недостаточное количества опыта работы на рынке и стремление компенсировать его при помощи согласований запланированных
  • действий партнеров;
  • привлечение внимания властей к развитию бизнеса и получение субсидий на открытие и расширение фирмы;
  • подготовка к борьбе с конкурентами на рынке и доказательство, что предприятие готово к ней;
  • выявление реальных проблем, мешающих развитию организации.

Составленный бизнес-план требуется для получения крупного кредита. Компания и кредитор должны быть уверены в том, что бизнес имеет возможность ежемесячно вносить платежи, согласно графику.

Стандарты бизнес-планирования, используемые в России

Существует много стратегий планирования, которые популярны во всем мире, но только 5 из них активно используются российскими компаниями:

  • UNIDO;
  • TACIS;
  • EBRD;
  • Правительство РФ;
  • ФФПМП.

Каждый стандарт подразумевает разработку документа, состоящего из нескольких пунктов.

1. UNIDO (United Nations Industrial Development Organizations).

Стандарты бизнес-планирования, используемые в России

В соответствии с этим стандартом готовый документ должен содержать следующие разделы.

  • Резюме и введение. Чтобы читатель имел общее представление о компании и об окружающей ее среде. В этот раздел включаются основные цифры, показатели бизнеса, ключевые сведения о предприятии. Инвестор после прочтения резюме и введения должен составить первое впечатление о предприятии, иметь представление о его целях и задачах.
  • Информация о фирме. В этом разделе содержатся сведения об организационной структуре предприятия. Здесь также должны быть цифры, дающие представление об основных моментах: количество подразделений, предприятий, сотрудников. Может быть указана особенность, которая отличает компанию от конкурентов. В этом же разделе прописывают текущее положение организации на рынке, ее достижения, награды, выполненные и запланированные проекты. Читатель после изучения этого раздела должен понять, что работать с фирмой не рискованно и ее деятельность прозрачна.
  • Информация о продукции или услугах. В этом разделе содержится информация о текущих продуктах и услугах, которые предлагает компания. Услуги должны иметь краткое описание и четкую формулировку. Для повышения привлекательности в документ можно добавить ссылки на продукт или фотографии.
  • Маркетинговый анализ. Этот раздел включает основные данные о рынке ― объем, доля основных игроков, информация о клиентах и целевой аудитории. Желательно, чтобы в маркетинговый анализ входили возможные риски, перспективы, потенциальные клиенты. Благодаря этому разделу читатель должен понять, что руководство компании имеет четкое представление о позиции предприятия на рынке, конкурентах, будущих перспективах и целях.
  • Маркетинговая стратегия. Она разрабатывается на основе стратегии, задач и целей организации. Этот раздел включает сведения об основных рекламных направлениях. Информация дает представление о том, в каком сегменте работает фирма и кто ее клиент. Желательно указать в документе прошлые, настоящие и будущие маркетинговые ходы. Это дает уверенность, что компания имеет представление о том, как будет продвигаться товар и бренд, показывает стабильность предприятия.
  • Организационный план. В этом разделе указывается роль членов команды, чтобы показать, какой вклад каждого сотрудника в развитие компании.
  • Производственный план. В этом разделе содержится информация о шагах, которые должна сделать фирма для реализации проекта. Указываются основные параметры проекта и пути достижения поставленных целей. В идеале информация должна подаваться в виде таблиц, диаграмм и схем. Этот раздел дает понять читателю, что проект хорошо спланирован, имеет четкую схему реализации.
  • Финансовый план. Здесь содержатся сведения об инвестициях, запланированных доходах от проекта, а также описывается схема финансирования.
  • Анализ рисков. Заключительный раздел, который необходим для четкого представления имеющихся рисков и возможностей их контроля. Все риски оцениваются со стороны их вероятного возникновения и возможных последствий. Благодаря этому разделу читатель должен убедиться, что компания готова к рискам, знает способы их преодоления и предупреждения.

Этот стандарт считается самым распространенным в мире. Его популярность связана с универсальностью и информативностью.

2. TACIS (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States).

TACIS предлагается Европейским союзом с целью помощи странам СНГ. Стандарт разработан в Западной Европе в начале 90-х годов прошлого века, способствует развитию деловых взаимоотношений между странами Европы и СНГ, а также между Западной и Восточной Европой.

Главная цель программы ― создание сообщества, основанного на независимости и экономическом процветании стран-партнеров.

При использовании стандартов TACIS бизнес-план должен содержать следующие разделы:

  • титульный лист;
  • раздел, посвященный авторским правам на этот документ;
  • основные моменты бизнес-плана;
  • стратегия компании;
  • маркетинговые меры;
  • стратегия производства;
  • система управления фирмой;
  • финансовый план;
  • анализ рисков;
  • приложение.

Рассматривая все международные стандарты бизнес-планирования, TACIS выделяется тем, что учитывает специфику работы российских компаний.

3. EBRD (European Bank for Reconstruction and Development).

EBRD или российская аббревиатура ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) ― международная организация, одна из самых известных кредиторов для государств.

Предлагает собственный формат планирования, с помощью которого формируется документ, состоящий из следующих разделов:

  • титульный лист;
  • страница о правах;
  • резюме документа;
  • сведения о предприятии: краткая история, основная деятельность, собственники, наличие кредитов, финансовое положение;
  • проект: основные сведения, инвестиционный и финансовый планы, анализ рынка и конкурентов, особенности производственного цикла;
  • финансирование: графики кредитных обязательств, наличие поручительства и залогового имущества, оборудование, которое будет
  • куплено за счет кредитных средств, анализ рисков;
  • приложение.

В этом стандарте основной акцент делается на финансовом состоянии компании, другим разделам уделяется меньше внимания. Чаще всего такой план используется для получения крупного кредита, приобретения инвестиций.

4. Правительство РФ.

Правительством РФ утвержден универсальный бизнес-план, который можно использовать для любой компании. Состоит из следующих разделов:

  • титульный лист;
  • краткое представление проекта;
  • анализ основной деятельности компании;
  • намеченный план по производству;
  • план продвижения бренда и продукции;
  • финансовый раздел.

Этот план утвержден Постановлением Правительства РФ 1470. Его нельзя назвать идеальным. Эксперты часто считают документ социально-ориентированным, но международные инвесторы принимают его не всегда .

5. ФФПМП (Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

Стандарт используется для поддержки предпринимателей, помогает им получить финансирование для открытия и развития бизнеса. Каждый проект предполагает наличие определенных элементов риска: производственных, сбытовых, финансовых, правовых.

Чтобы получить финансирование от государства, предприниматель должен составить бизнес-план, который в последующем будет детально рассматриваться ФФПМП.

Структура плана следующая.

  • Резюме проекта: краткий обзор бизнес-плана.
  • Описание компании: список основных владельцев, цели и задачи на ближайшее время, события, которые повлияли на развитие предприятия, показатели финансовой эффективности.
  • Описание выпускаемой продукции или оказываемых услуг: функциональное назначение, целевая аудитория, стоимость с учетом объемов производства.
  • Анализ рынка: размеры, тенденции, динамика цен, независимые прогнозы.
  • Производственный план: методы эффективной работы, создания бесперебойного производства, обеспеченность сырьем и оборудованием, требования к производству.
  • План сбыта: стоимость продукции, запланированное время на сбыт, схема продажи товаров, размер и вид скидок.
  • Финансовый план: наличие достаточного количества средств для исполнения обязательств перед клиентами, партнерами и кредиторами, описание окружающей экономической среды.
  • Анализ чувствительности проекта: устойчивость к изменениям на экономическом рынке, к возможным негативным ситуациям.
  • Экологическая и нормативная информация: местонахождение производственных предприятий, цели исследования земли в прошлом, предлагаемые меры по защите окружающей среды.
  • Приложения: маркетинговые исследования, биография руководителей, лицензии, договоры аренды.

Стандарты бизнес-планирования

Статистика бизнес-планирования говорит о том, что при правильно составленном документе успешность проекта повышается в несколько раз. Поэтому важно разрабатывать план в соответствии с общепринятыми стандартами. Это поможет и при запуске бизнеса, и в процессе его развития.

0

Автор публикации

не в сети 8 месяцев

Татьяна Добрякова

0
Комментарии: 0Публикации: 242Регистрация: 08-02-2022

Понравилось?
Расскажите друзьям

Оцените статью
Оценка
[Всего: 0 Средний рейтинг: 0]

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Генерация пароля
У меня есть пароль
Войти
Получите гостевой доступ

Бесплатный доступ к закрытым материалам сайта по коду, выданному на бесплатной встрече.

Записаться на встречу