Стратегическая карта ― это инструмент, с помощью которого можно визуализировать цели предприятия для дальнейшего обсуждения и реализации.
Чтобы инструмент действительно работал, нужно ответственно подходить к созданию документа. Следует изучить предназначение стратегической карты, пошаговый алгоритм ее составления, возможные ошибки, а также условия реализации прописанных целей.
Для чего составляется карта стратегических целей
Разработка стратегической карты компании ― действенный способ определить миссию, цели организации и наглядно продемонстрировать их на листе бумаги. Делается это для того, чтобы сосредоточить внимание на самых существенных показателях и не терять фокус на пути к получению результата.
Три причины заняться составлением стратегического документа:
● визуализация стратегии с обозначением целей, задач и перспектив;
● обсуждение с сотрудниками вопросов, связанных с развитием организации;
● реализация планов с акцентом на основных задачах.
Некоторые руководители возлагают большие надежды на составление стратегической карты компании, считая, что она может помочь эффективной работе и развитию. Другие уверены, что не стоит чрезмерно на нее опираться ― документ не оказывает влияние на результаты деятельности фирмы. Тем не менее многие эксперты считают карту универсальным управленческим инструментом, который нужен для достижения целей организации, в том числе труднодостижимых.
Концепция системы сбалансированных показателей
Стратегическая карта предприятия формируется на основе концепции BSC (Balanced Scorecard или системы сбалансированных показателей ― СПП), разработанной гарвардскими исследователями в 1990 году.
Дэвид Нортон и Роберт Каплан тогда задавались вопросами, почему перспективные и на первый взгляд обдуманные стратегии различных корпораций терпят крах. Ученые провели исследование и вывели концепцию системы сбалансированных показателей. Ее идеи стали основой для разработки стратегических карт.
● Ошибка предприятий, которые терпят неудачу, заключается в чрезмерной фокусировке на финансовых показателях. Нужно больше думать не о том, ЧЕГО достичь, а КАК это сделать.
● Для разработки эффективного плана развития необходимо проанализировать работу подсистем, а не только системы в целом
● В документе учитываются условия, влияющие на достижение целей.
Важно понимать, что компания может начать оформление документа только после того, как будет разработана и утверждена стратегия.
Составление стратегической карты: пошаговое руководство
Сначала необходимо подробнее остановится на теоретических аспектах, чтобы избежать ошибок.
1. Определение ценностей и перспектив.
На первом этапе нужно обозначить миссию организации. Если тут есть недоработки, дальше продвинуться не удастся. Топ-менеджмент совместно с разработчиками прописывают миссию предприятия, определяют ценности и перспективы.
В концепции системы сбалансированных показателей перспективы ― это четыре зоны, на которые разделяется стратегическая карта организации:
● персонал и развитие;
● процессы внутри компании;
● рынок, клиенты;
● финансы.
На основании этих перспектив создают дерево целей, которое поможет получить желаемые рыночные и финансовые результаты. Реализация планов начинается снизу вверх.
2. Расстановка приоритетов.
Модель стратегической карты чаще всего включает три главных направления: оптимизация бизнес-процессов внутри предприятия, улучшение сервисного обслуживания, работа над качеством продукта или услуги. Расстановка приоритетов поможет выявить и зафиксировать более маленькие оперативные цели.
3. Утверждение целей и обоснований.
Необходимо определить и обозначить цели, объединенные причинно-следственной цепочкой. Ключевой момент, который нужно учитывать, ― цели должны быть взаимосвязаны. Стратегическая карта ССП заполняется сверху вниз: с блока «Финансы» к блоку «Персонал и развитие».
Помогают в этом следующие вопросы:
● Сколько денег мы хотим заработать? (Финансы).
● Что и кому нужно для этого продать? (Рынок или клиенты).
● Как мы это сделаем? (Процессы внутри компании).
● Какие компетенции и системы нам для этого необходимы? (Персонал и развитие).
Также желательно обосновать, почему была определена та или иная цель. Разработчики должны обязательно сделать соответствующие пометки в документе.
4. Определение метрик и инициатив.
Следующий шаг ― утвердить метрики, с помощью которых предприятие будет измерять результат или действия сотрудников. Эти показатели дадут возможность сравнивать, вести учет, определять близость к желаемому результату. Одна цель может иметь несколько метрик.
Вместе с утверждением метрик разработчики обсуждают и фиксируют инициативы ― высокоуровневые задачи, отвечающие на вопрос: «Как будет реализовываться стратегия?».
Как оформить стратегическую карту проекта
У любой компании, вне зависимости от вида деятельности, может быть только одна общая стратегическая карта. Сотрудники должны четко видеть свое место в отделе и компании в целом, понимать поставленные задачи. Желательно создать «местные» стратегии, где подробно прописать цели, задачи, метрики и действия подсистемы. Конечно, они не должны противоречить общему документу.
Жестких регламентов, касающихся оформления стратегического документа, не существует. Однако есть рекомендации, помогающие в этом процессе. Разрабатывается карта по алгоритму сверху вниз: финансы ― клиенты ― бизнес-процессы ― персонал. А исполнение идет в обратном порядке.
Цели заключаются в овалы, метрики в прямоугольники. Стрелками показывают причинно-следственные связи целей, а для соединения их с показателями (метриками) используют пунктир.
Важно при оформлении придерживаться двух правил.
1. Примерно одинаковое количество целей и метрик в каждой из четырех зон (в разделе «Финансы» может быть меньше).
2. Метрики должны быть и «жесткие» (конкретные величины), и «мягкие» (индексы, рейтинги).
Распространенные ошибки при составлении документа
В некоторых организациях специалисты, отвечающие за стратегическое планирование, утверждают, что знают, как построить стратегическую карту, но при этом всё равно совершают ошибки.
Распространенные недочеты:
● цели размещены в разрозненном виде (важно указывать причинно-следственные связи);
● нет обоснования включения цели в перспективу (следует объяснить, для чего она нужна);
● фокусировка на оперативных задачах в ущерб целям высокого уровня;
● внедрение метрик результата, но исключение показателей действия;
● разработка карты организации, но отсутствие стратегии подразделений;
● слишком большое количество целей (в идеале в каждой перспективе не больше 10);
● злоупотребление терминами.
Каждый сотрудник должен понимать суть и предназначение документа, в котором описываются бизнес-процессы компании. Важно писать понятным языком, не усложняя восприятие.
Пример стратегической карты предприятия
Чтобы закрепить информацию, рассмотрим пример построения карты стратегических целей торговой организации. Топ-менеджмент определяет миссию и цели ― это увеличение прибыли и повышение эффективности деятельности.
1. Финансовая составляющая.
Для обеспечения роста прибыли в этой перспективе разработчики ставят следующие задачи: оптимизация использования активов, повышение рентабельности продаж, минимизация издержек, увеличение объемов продаж собственного производства.
2. Клиентская составляющая.
Сначала нужно определить потребительскую ценность для клиента. Согласно концепции ССП, можно включать низкую себестоимость, инновации, комплексное обслуживание и другие преимущества. В торговой компании это качество товара, выбор (разнообразие ассортимента), доставка в срок.
Разработчики определяют цели: предоставление широкого выбора продуктов, обеспечение высокого качества и доступности услуги или товара, организация оперативной доставки, запуск послепродажного обслуживания.
3. Внутренние бизнес-процессы.
Примеры целей: внедрение лин-технологий, оптимизация логистических процессов, организация ремонта, определение бюджета, развитие системы маркетинга.
Внутренняя составляющая выполняет важнейшую функцию в общей системе стратегических перспектив. Она отвечает за разработку ценности и предложение ее клиенту, сокращение издержек и внедрение инструментов, повышающих эффективность.
4. Обучение и развитие персонала.
Стратегическая карта компании на примере торгового дома включает такие цели: повышение лояльности сотрудников, внедрение программного обеспечения для работы с клиентской базой, проведение обучающих мероприятий.
5. Условия реализации.
Разработка такого документа имеет множество очевидных плюсов. Составить его очень просто, не нужно использовать специальные программы. Схема с четырьмя перспективами, как правило, наглядна и понятна персоналу. Поток достижения целей стремится снизу вверх: персонал ― бизнес-процессы ― клиенты ― финансы.
Чтобы реализовать запланированное, необходимо выполнить несколько условий:
● взаимодействие руководства с сотрудниками;
● доведение до сведения каждого работника информации, оформленной на бумаге;
● разработка системы вознаграждения за достижение целей и показателей;
● учреждение системы контроля над происходящими процессами.
Создание стратегической карты значительно облегчает достижение корпоративных целей. Разрозненные составляющие собираются в единый механизм, в котором каждый сотрудник понимает свою роль и предназначение. Четкое видение миссии и ценностей компании помогает эффективнее выполнять свои обязанности.
Преимущества разработки стратегической карты неоспоримы, но эксперты акцентируют внимание на том, что этот инструмент не панацея и не волшебная палочка. Важно, чтобы организация была готова к внедрению составляющих стратегической карты. Причем эта готовность должна быть на всех уровнях: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, сотрудники.