Стратегическое планирование ― это функция стратегического управления, направленная на формирование целей организации и путей их достижения. Она необходима для определения последовательности действий, необходимых для реализации задач, помогающих в развитии бизнеса. Планирование проходит в несколько этапов, на каждом из которых выполняются конкретные шаги.
Особенности стратегического планирования
Процесс стратегического планирования ― это инструмент, с помощью которого принимаются управленческие бизнес-решения. Его главная задача ― обеспечение нововведений и изменений в достаточной степени.
У стратегии планирования процессов есть свои особенности:
- разработка выполняется сразу на несколько лет;
- в процесс планирования могут вноситься корректировки из-за мобильности рынка;
- осуществляется постоянный анализ рынка;
- составляются документы, которые регламентируют взаимодействие с партнерами, клиентами, поставщиками;
- реалистичность главных целей планирования;
- учитывается полный объем ресурсов, которыми обладает компания;
- стратегия-план разрабатывается вышестоящим руководством, но для реализации привлекаются все или большая часть сотрудников организации;
- порядок действий должен обосновываться фактическими данными и обширными исследованиями.
Грамотно составленный стратегический план работы позволяет спрогнозировать достижение поставленных целей, наметить определенные работы. Он уменьшает финансовые риски и оптимизирует действия сотрудников, помогая равномерно распределять нагрузку.
Задачи стратегического планирования
Выработка определенной схемы действий позволяет бизнесу:
- повышать контролируемую долю рынка;
- обеспечивать согласованность сроков поставок;
- конкурировать с крупными игроками рынка;
- нарабатывать базу клиентов;
- рассчитывать на сотрудничество с хорошими партнерами;
- устанавливать цены наравне с конкурентами;
- улучшать имидж организации.
Планирование стратегии обеспечивает достижение поставленных целей. Их у компании может быть много, но сводятся они к основным:
- рост прибыли;
- уменьшение издержек предприятия;
- повышение узнаваемости бренда;
- увеличение доли рынка;
- улучшение социальной политики организации.
Стратегические планы разрабатываются с позиции компании, которой важны собственный рост и развитие, поэтому в расчет берутся самые худшие показатели за отчетный период.
Уровни стратегического планирования
В зависимости от задач, которые предприятию нужно решить, выделяют следующие уровни:
1. Корпоративная стратегия. Показывает деятельность организации, включая функционирующие филиалы в других городах. Этот уровень отвечает за формирование образа предприятия как единого механизма.
2. Стратегия предприятия. На втором уровне главная цель ― выявление основных конкурентов. От персонала требуется проведение исследований рынка, нахождение тенденций развития компании. Проводится сравнительный анализ для понимания того, нужно ли вносить изменения в работу организации, чтобы «догнать» конкурентов.
3. Функциональная стратегия. Здесь устанавливается взаимосвязь между отдельными процессами бизнеса и деятельностью всего предприятия.
На каждом уровне применяются определенные инструменты в зависимости от того, какова цель стратегического планирования. Поэтому важно понимать, какие именно задачи стоят перед компанией и как их можно достичь.
Составление стратегического плана: этапы
Стратегическое планирование проходит в несколько этапов, каждый из которых выстраивает фундамент для следующего:
1. Определение миссии и целей бизнеса.
2. Анализ и оценка внешней среды.
3. Исследование сильных и слабых сторон организации.
4. Анализ стратегических альтернатив.
5. Выбор одной или нескольких стратегий.
6. Реализация схемы действий.
7. Оценка выполненных процессов.
Миссия, цели организации
Стратегическое планирование компании начинается с определения миссии, целей и ценностей. Главная причина, по которой существует организация, ― это миссия. Основная, большая цель, для достижения которой реализуются менее значимые задачи.
Миссия ― это намерение предприятия двигаться в конкретном направлении. Например, стать одним из лидеров в своей отрасли (здесь нужна конкретика). В миссии обычно детализируется статус компании, принципы ее работы, намерения руководства. Она необходима для понимания будущего организации, позволяет увидеть предприятие через несколько лет, после выполнения определенного объема работ. При этом миссия не должна зависеть от текущего состояния бизнеса, на ней не отражаются имеющиеся финансовые проблемы.
Цель ― это нечто конкретное, то, что может быть реализовано в ближайшее время на пути к исполнению своей миссии. Цели должны быть:
- Функциональными. Каждая цель должна выполнять определенную функцию. Это помогает руководству адаптировать и делегировать задачи в нужном формате.
- Избирательными. Для достижения любой задачи предприятие использует конкретные ресурсы. Если их недостаточно, то важно определять приоритетность работ, куда именно будут направляться по максимуму все силы и ресурсы.
- Множественными. Стратегия и планирование включают цели, охватывающие разные сферы деятельности организации.
- Достижимыми. Если миссия кажется очень далекой, то цели должны быть достижимыми и реальными.
- Гибкими. В процессе реализации цель может быть скорректирована руководством, подстраиваясь под текущее состояние рынка и положение компании.
- Измеримыми. Сущность стратегического планирования и управления заключается в том, чтобы достигать конкретных задач. Это не «увеличение прибыли», а «увеличение прибыли за 12 месяцев на 15%». Цель должна измеряться: деньгами, временем, количеством клиентов или партнеров.
Составление стратегического плана организации всегда начинается с определения миссии и целей. Это первый этап, который обязательно должен быть задокументирован.
Анализ и оценка внешней среды
На втором этапе анализируется макро- и микросреда. В макросреду входит:
- экономика;
- правовое обеспечение;
- инфраструктура;
- политическая обстановка;
- социальная и культурная среда;
- состояние окружающей среды.
Микросреда включает:
- поставщиков;
- потребителей;
- фирмы-посредники;
- конкурентов;
- СМИ и другие организации, влияющие на имидж фирмы.
На втором этапе анализируется работа перечисленных компаний, составляется список организаций, которые как помогают в достижении целей, так и наоборот мешают в этом.
Исследование слабых и сильных сторон компании
Бизнес-процесс стратегического планирования невозможен без контроля слабых сторон и использования сильных. Это помогает в реализации поставленных задач.
При обследовании затрагивается пять областей:
- маркетинг;
- финансы и учет;
- производство;
- человеческие ресурсы;
- имидж компании.
Разработка альтернатив
Планирование и определение стратегии на следующем этапе предполагает разработку и анализ стратегических альтернатив. Они необходимы в ситуациях, когда выбранный к достижению цели путь оказывается неправильным или неэффективным. Альтернатива в данном случае помогает сохранить направление, не меняя конечную точку.
При выработке стратегической альтернативы определяется, какая деятельность организации будет прекращена, а какая ― продолжена, в каком бизнес-направлении двигаться для достижения целей.
Выбор стратегии
Для выработки конкретных действий нужен четкий план. На этом этапе важно определить, в каком направлении будет работать организация, чтобы реализовать свои задачи. До коллектива может доноситься обобщенная форма стратегии. Возможно, у персонала будут идеи по улучшению плана.
При выборе стратегии учитывается несколько факторов:
- возможные риски;
- эффективность прошлых стратегий;
- реакция членов правления на предоставленный план;
- доступные ресурсы.
Реализация стратегии
На этом этапе завершается планирование реализации стратегии и начинается ее внедрение в работу. Здесь важно сделать все качественно и грамотно, чтобы достичь поставленной цели.
Для реализации стратегии выполняются следующие действия:
- руководство сообщает персоналу о поставленных задачах и средствах их достижения;
- организация предоставляет ресурсы, которые необходимы для реализации стратегии;
- руководители действуют в рамках своих полномочий, раздавая указания подчиненным и контролируя их.
По мере работы выполняется оптимизация стратегического планирования. Она позволяет внести корректировки в общий план в зависимости от произошедших внешних или внутренних изменений.
Оценка реализуемой стратегии
В определенные временные промежутки или после прохождения каждого этапа работы выполняется оценка реализуемой стратегии. Анализ позволяет увидеть, насколько получится достигнуть поставленной цели, если продолжать двигаться в заданном направлении. Для этого рассматриваются промежуточные результаты. Если выбранная стратегия и стратегическое планирование оказываются неэффективными, то вносятся изменения.
Виды управленческой деятельности
В процессе планирования и реализации стратегии принимается ряд решений и выполняются действия, направленные на достижение поставленных целей. Управленческая деятельность ― важный инструмент в этой схеме.
Стратегическое планирование в системе стратегического управления осуществляется при задействовании следующих видов управленческой деятельности:
- Распределение ресурсов. Это процесс распределения ограниченных организационных ресурсов, требуемых для достижения целей.
- Адаптация к внешней среде. Это действие направлено на улучшение отношений компании с ее окружением. Организация должна адаптироваться к рискам и вовремя воспользоваться благоприятными внешними возможностями, которые присутствуют на рынке.
- Внутренняя координация. Определяет координацию стратегической деятельности, выявление сильных и слабых сторон предприятия.
- Стратегическое предвидение. Это своеобразный анализ, позволяющий предвидеть риски, возможные финансовые потери, ходы конкурентов.
Все базовые стратегии планирования включают вышеперечисленные виды деятельности. В зависимости от процесса реализации задач данный список можно расширить.
Стратегическое планирование в системе менеджмента ― это надежный инструмент, позволяющий правильно ставить задачи и эффективно их достигать. Грамотно выработанная стратегия обеспечивает точность действий, слаженную работу коллектива и положительный конечный результат.