Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»
«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»
Нет, спасибо
Каждый человек хочет добиться успеха. Кому-то это удается рано, кто-то достигает высот в зрелом возрасте. Какие факторы позволяют внедрить успех в жизнь? Качественное обучение? Связи? Отчасти да, но в большей степени ― общение с другими людьми, выстраивание отношений, влияние на них.
Полезно уметь находить общий язык со всеми, слышать собеседника, отстаивать собственную позицию. Известный российский бизнес-тренер В. К. Тарасов разработал уникальную методику для обучения, оценки, развития директоров и персонала ― управленческие поединки.
Это авторская технология, которая позволяет на основе реальной конфликтной ситуации понять, как разрешить спор между сотрудником и руководителем путем обоснованных доводов, продвигать свое мнение, умело проводить переговоры, не наживать врагов.
В. К. Тарасов ― основатель Таллиннской школы менеджеров. До создания управленческих поединков в таком виде, в каком они проходят сейчас, в 1982 году он проводил ролевую игру «Активный диалог».
Каждому участнику перед началом игры выдавали определенную роль: подчиненного или руководителя. Необходимо было увидеть решение конфликта с каждой позиции, предложить свой вариант, достичь конечной цели. Эта методика легла в основу управленческих поединков.
В плане обучения тренинг был построен грамотно. Единственное, что не удовлетворяло автора, ― это методика оценки деловых качеств участников.
На сцене подчиненные могли быть активными, независимыми, но в реальной жизни такая смелость и инициативность руководству могла не понравиться. Из-за отсутствия на тренинге этапа «потом» руководитель лишался возможности каким-либо способом воздействовать на подчиненного, а тот в свою очередь становился слишком самоуверенным.
Надо было «приземлить» эту технологию, сделать ее применимой в настоящих рабочих столкновениях. Проанализировав и доработав методологию, Тарасов в 1986 году запустил первый управленческий поединок.
Главное его отличие от активного диалога ― в самостоятельной смене ролей за один конфликт.
Участники по очереди контролировали время перехода роли оппоненту благодаря шахматным часам. У каждого было по 5 минут до очередной пересменки. Возможность одновременного пребывания в разных позициях позволила сделать игру максимально полезной и приближенной к рабочим реалиям.
После были доработки с судейством экспертов, добавление тренеров-секундантов, которые помогали подготовиться к поединку.
В 2001 году появилась межрегиональная общественная организация «Федерация управленческой борьбы», почетным президентом которой стал Тарасов. Сегодня в ее состав входит около 30 региональных отделений. Они регулярно проводят игры, чемпионаты, поединки на основе уникальной методики автора.
Управленческие поединки построены на реальных кейсах и примерах. Это позволяет не только понимать теорию, но и сразу применять полученные знания в рабочих процессах.
Чтобы всегда держать руку на пульсе, управленцы должны постоянно развиваться. Для этого существует ежегодный Чемпионат России по управленческой борьбе. Также такими поединками развлекаются внутри компаний, например, на корпоративах, бизнес-встречах.
Есть несколько вариантов соревнований.
1. Классические управленческие поединки.
Полноценные управленческие бои по ситуациям с разработанной стратегией, тактикой, решением сложных вопросов . За один конфликт роли участников поочередно меняются, каждому дается 5 минут на озвучивание своей позиции. Результат оценивают 9 экспертов.
2. Экспресс-поединок.
Здесь ключевую роль играет скорость принятия решений. За 1 минуту вы должны продемонстрировать умение вести быстрый и точный управленческий бой. В судействе 5 человек.
3. Парные управленческие поединки.
В игре участвуют по 2 пары. Правила такие же, как в классических управленческих играх.
Проходят игры в трех форматах: обучение, состязание, оценка персонала. Последний формат управленческих поединков нужен для оценки сотрудников на топовые должности путем создания и решения возможных конфликтных ситуаций.
Главные участники ― сами игроки, судьи, зрители, ведущий, тренер-секундант.
Судьи разделены на 3 категории, каждой из которой отведена своя роль:
Зрители следят за игрой, но активного участия не принимают.
Ведущий организовывает, контролирует поединок, следит за соблюдением правил.
Тренер-секундант выступает в роли помощника игрока, у каждого участника он персональный. Его основные функции: подготовка к поединку, пауза, протест.
Секунданты помогают участникам до поединка и находятся с ними рядом во время боя. Вступать в игровой разговор им нельзя, но они могут делать записи, чтобы при необходимости взять паузу и дать совет участнику, или опротестовать нарушение правил.
В начале классических управленческих поединков участникам представляется ситуация конфликтного характера. В ней указаны действующие роли и причины возникновения спора. У каждого действующего лица есть определенные интересы, но в ходе борьбы они могут обоснованно измениться.
Далее происходит жеребьевка, которая определяет очередность выступления игроков, и начинается соревнование.
Если секундант замечает какое-то нарушение, он может заявить протест. Также ему разрешено остановить борьбу 1 раз во время своего игрока, взяв паузу для помощи участнику. Продолжительность паузы 60 секунд.
Поединок заканчивается, когда время истекло или игрок, у которого еще осталось время, желает завершить соревнование. Пока судьи не огласили результаты, участники остаются на местах.
Следующий этап ― оценка судей. Каждая коллегия судей кратко обосновывает свои решения, поясняя, почему они отдали голос за этого участника.
На управленческих поединках используют реальные рабочие кейсы. Возможных управленческих ситуаций много, но для общего понимания сути приведем несколько примеров.
1. Пример для классического соревнования.
Два партнера на равных правах учредили компанию, где прибыль делится поровну. Старший из партнеров, с широким кругом связей, стал директором. Более молодой, но высококвалифицированный специалист занял пост заместителя.
Фирма два года работала успешно, слажено. Как-то в компанию обратился очень именитый клиент. Заместитель директора сделал ему предложение, которое тот принял. К тому же зам договорился о финансовой стороне дела, защищая интересы компании.
После того, как работы были выполнены, директор неожиданно решил, что их качество недостаточное. Он привлек лучшего стороннего специалиста за спиной напарника. Когда заместитель всё выяснил, то сначала недоумевал, а после сильно разозлился. Он говорит директору, что хочет выйти из учредителей фирмы, так как его имя как специалиста опозорено, да и вообще не хочет работать с человеком, который может его подставить.
Директор не хочет развала фирмы из-за потери квалифицированного партнера, но клиенту уже озвучено известное имя стороннего исполнителя, который к тому же с энтузиазмом взялся за предложенный проект. Сроки вышли, клиент ждет.
Как сохранить собственный авторитет? Как уговорить напарника остаться? Как не рассориться с подрядчиком и удовлетворить клиента?
2. Пример для экспресс-поединка.
Президент фирмы хочет видеть конкретного высококлассного специалиста в рядах своей компании. После долгих переговоров тот соглашается и занимает должность руководителя одного из подразделений фирмы.
Через два дня проходит важное совещание с перспективными партнерами. Когда речь заходит о решении деликатных финансовых вопросов, президент компании говорит новому сотруднику: «Слушай, подожди в приемной, нам поговорить надо».
Эти примеры хорошо показывают разницу в построении ответа. Первый вариант нужно обдумать, выстроить решение по двум направлениям: долгосрочную стратегию и быстрые тактические ходы. Необходимо глубоко проанализировать ситуацию, чтобы максимально снизить потери каждой стороны.
Второй вариант ― это блиц-ответ. Нужно коротко, но емко обозначить свою позицию. Не просто обидеться, уйти и уволиться, а выровнять свой авторитет, при этом не задеть президента компании. Можно, например, ответить так: «Работайте спокойно ― я буду у себя, так что если без меня никак, то позовите».
В этом и заключается идея решения неприятных ситуаций, ведь постоянно будут попадаться люди, которые хотят доминировать. От них не нужно бежать или начинать драться, необходимо разумно отстаивать свои позиции.
Сегодня управленческие поединки используются не только в качестве обучения, но и для эффективной оценки сотрудников внутри компании, сплочения коллектива.
Участники улучшают качество переговоров, обогащают собственный опыт, подготавливаются к любым жизненным ситуациям.
Совсем неудивительно, что эта управленческая технология стала самой популярной не только в России, но и в Прибалтике, Украине, Молдове, Беларуси. Почему она пользуется спросом?
Возникновение конфликтных ситуаций ― постоянный жизненный процесс. Они случаются везде: между студентами и преподавателями, между бизнес-партнерами, между двумя руководителями, друзьями, в семье.
Для успешной жизни необходимо понимание методики решения любых конфликтов. Чем выше мастерство руководителя их решать, тем более благоприятная атмосфера в компании, продуктивнее работа, лучше конечный результат. Опытный управленец сделает переговоры быстрыми, легкими, сохраняя хорошие отношения с подчиненными.
Минимум борьбы, максимум положительных изменений.
Хороший руководитель:
Не думайте, что мирно решать конфликты легко. Это большой стресс, тем более если есть «зрители». Именно в такие моменты проявляются истинные человеческие слабости, поэтому так важно собрать волю в кулак и не дать негативным эмоциям взять верх.
Быстрее всего учиться на практике, поэтому участие в управленческих играх так эффективно. Соперничая друг с другом, можно увидеть подход к конфликтной ситуации с разных сторон. Понять, кто более успешен в переговорах, как правильно выстроить стратегию, чьи решения перспективнее.
Обучаться можно не только в процессе поединка, но и по итогам соревнований.
В конце судьи оценивают участников, аргументируют свои позиции. Это может быть дополнительной мотивацией для работы над своими ошибками.
Надо понимать, что поединок ― это жесткая технология, которую нужно точно выполнять, иначе можно нанести вред себе и окружающим.
В процессе обучения участники проходят несколько этапов развития.
Поначалу их цепляет каждая мысль оппонента, они придираются к словам, готовы сразу ввязаться в драку и производят впечатление конфликтных людей. Это чревато неприятностями для всех.
Следующая стадия ― осторожность. После того как человек понимает, в чём сложность переговоров, он перестает стремиться к победе, он просто не хочет проигрыша. С такой позицией не стать успешным и речь не только про игру, а вообще про жизнь.
Только последний этап позволяет быть мастером. Когда вы спокойно воспринимаете оппонента, относитесь к нему дружелюбно, не нервничаете, чувствуете себя правым и уверенным, аргументировано отстаиваете свою позицию. Тогда, скорее всего, это будет похоже не на борьбу, а на разумный диалог.
Сопровождение при трудоустройстве для топ-менеджеров
Узнайте, как гарантированно получить работу в крупнейших российских и международных компаниях вместе с TakeMyTime и методикой от успешных руководителей высшего звена
Политика конфиденциальности
Наша компания уважительно относится к правам клиента. Соблюдается строгая конфиденциальность при обработки заявок. Сведения надёжно сохраняются и защищены от передачи. Согласием на обработку данных клиента, исключительно с целью оказания услуг, является размещение заявки на сайте. К персональным данным относится личная информация о клиенте: домашний адрес; имя, фамилия, отчество; сведения о рождении; имущественное, семейное положение; личные контакты (телефон, электронная почта) и прочие сведения, которые перечислены в Законе РФ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. Клиент вправе отказаться от обработки персональных данных. Нами в данном случае гарантируется удаление из наших баз всех персональных данных в трёхдневный срок в рабочее время. Подобный отказ клиент может оформить простым электронным письмом на адрес, указанный на странице нашего сайта.
Требования к формату заявки на продвижение по «Закрытым базам» контактов
1. Наличие актуального фото
2. Указан возраст
3. Прикреплён файл сопроводительного письма
4. Указан уровень текущего и желаемого дохода
5. Перечислены желаемые должности
6. Указаны наименования всех мест работы и занимаемых должностей
7. Указано образование
8. Указано знание иностранных языков
9. Указан город проживания
10. Перечислены регионы поиска работы