В последние десятилетие инновационный менеджмент стал ключевым аспектом экономического и научно-технического прогресса. Его успешно применяют и в меньших масштабах: на производствах, в компаниях, в сфере услуг.
Корпорация, «нащупавшая» тренд, может существенно разбогатеть за 1 день и диктовать правила на рынке. Однако на практике погоня за новшествами при неграмотной постановке целей и неправильном управлении может обернуться потерей времени, снижением продуктивности и непомерными расходами.
Задачи инновационного менеджмента ― отбор подходящих идей, организация их внедрения и минимизация рисков. Рассмотрим, чем это направление помогает в бизнесе.
Что такое инновационный менеджмент и зачем он нужен компаниям
Единого определения у термина нет. В учебнике А. П. Суриной и А. В. Молчанова так называют конечный результат творческих процессов по внедрению изменений.
Том Питерс в книге утверждает, что это не итог деятельности, а управленческие действия и решения, приводящие к введению инноваций в бизнес-процессы.
Некоторые эксперты трактуют определение как целый раздел науки, описывающий, как превратить концепт в товар.
В узком смысле инновационный менеджмент ― это управленческий процесс, в ходе которого человек собирает идеи, выявляет среди них перспективные инновации, проводит анализ и обработку, а затем внедряет их в бизнес.
После проведения реформ менеджер проводит контрольный этап для закрепления и проверяет результаты.
Главная цель управления инновациями в бизнесе ― наращивание выручки. Благодаря новшествам и отличительным чертам компания выделяется среди конкурентов, перестает быть безликой, улучшает узнаваемость бренда.
Инновационные технологии позволяют как создавать гибкие продукты и услуги, так и прогнозировать будущий спрос.
Дополнительное преимущество внедрения изменений ― привлечение специалистов. Эксперты, уделяющие внимание саморазвитию, охотнее идут в открытые к экспериментам компании.
Виды инноваций
О видах инноваций у экспертов нет единого мнения, но автор учебных пособий А. Шеметев условно делит их на 3 типа в зависимости от предназначения.
Он выделяет новшества, направленные на улучшение уже существующих процессов в компании, внедрение чего-то принципиально нового и создание идеи.
Экономист Йозеф Шумпетер использует другую классификацию. Среди возможных изменений он отмечает следующие.
1. Внедрение новых свойств в имеющиеся товары или создание уникального продукта. Пример: смартфоны с гибкими экранами.
2. Разработку нового метода производства. Пример: использование технических средств, выпускающих больше продукции за тот же период времени.
3. Применение нового вида сырья. Пример: разработка рецептуры грунтовки, которая более устойчива к влаге, чем аналоги от конкурентов.
4. Открытие принципиально нового рынка для товаров, ранее применяемых в других направлениях и отраслях. Пример: продажа уже устаревших и подешевевших серверных процессоров пользователям домашних ПК.
5. Формирование новых организационных структур. Пример: бирюзовые стили управления, основанные на принципах самоорганизации.
Важно понимать, что инновации не всегда связаны непосредственно с техническими новинками. Они могут затрагивать сырьевую базу, подход к обслуживанию клиента, принципы управления персоналом.
Инновации ― не всегда нечто уникальное и новое, иногда они основываются на чём-то старом. Поэтому не стоит воспринимать их как безусловно сложное явление. Иногда почва для изменений очевидна, а сопротивление со стороны персонала минимально.
Задачи и цели инновационного менеджмента
Общие цели и задачи инновационного менеджмента следующие.
- Выявление тенденций научно-технического прогресса в отрасли.
- Организация управления развитием компаний.
- Выявление перспективных направлений инновационной деятельности.
- Оценки эффективности и рисков, связанных с потенциальными нововведениями.
- Разработка проектов по внедрению изменений и их ведение.
- Создание системы управления инновациями.
- Формирование благоприятного для введения изменений климата и создание подходящих для адаптации компании условий.
- Обоснование инновационных решений даже при наличии рисков и неопределенности на рынке.
- Принятие решений, стимулирующих инновационную деятельность в компании.
- Контроль и закрепление изменений среди сотрудников, проведение разъяснительных работ.
- Глобальная основная цель инновационного менеджмента ― это усиление конкурентных позиций компании на рынке.
Внедрение новшеств обеспечивает развитие организации и повышение выручки. Изменения позволяют улучшить показатели сотрудников, привлечь внимание покупателей и клиентов, найти спонсоров и партнеров.
В узком смысле целью инновационного менеджмента может быть поиск технических решений, создание и продвижение продукта на рынке или организация серийного производства.
Этапы инновационного менеджмента
Основные этапы инновационного менеджмента: подготовка, осуществление, контроль и оценка результатов. Важно придерживаться порядка и не пропускать фазы.
Распространенная ошибка при внедрении новшеств ― недостаточно хорошая подготовка, которая влечет за собой ряд сбоев вплоть до частичной или полной остановки производства.
В первую очередь нужно определить проблему и понять, требуется ли введение инноваций. Уже на этом этапе может выясниться, что продолжение нецелесообразно.
Далее анализируют движущие и сдерживающие силы, определяют политику нововведения, ищут необходимые ресурсы и планируют график. Желательно создать площадку для экспериментов, чтобы минимизировать риски.
Новшества внедряют только после завершения подготовительного этапа. На этой стадии проводят реформы, вовлекают в процесс коллектив, подготавливают сотрудников и стараются убрать сопротивление с их стороны.
Важно вызвать у персонала ощущение причастности к изменениям. Можно использовать дополнительные мотиваторы.
Обязательно проводят контроль, в ходе которого оценивают, насколько хорошо сотрудники усвоили информацию. В процессе проверяют, используют ли работники внедренные инструменты и технологии.
Если выявляют недочеты или препятствия, повторно проводят анализ, заново оценивают, насколько новшество действенное, нужно ли его оставлять, почему оно не прижилось.
При необходимости проводят опросы среди сотрудников, организовывают программу закрепления и корректируют планы. Это может подразумевать посещение учебных курсов, геймификацию части производственного процесса, проведение презентаций.
Последний этап ― оценка результатов. В ходе него проверяют, были ли выполнены изначально поставленные цели инновационного менеджмента.
На этой стадии анализируют итоги, делают выводы и осуществляют обратную связь. На основе полученного опыта в дальнейшем принимают решения о введении других новшеств.
Как внедрять инновационный менеджмент в бизнес: основные методы и полезные советы
Упростить реализацию задач инновационного менеджмента помогут правильная подготовка и выбор наиболее подходящего метода введения новшеств.
Выделяют 5 правил, повышающих продуктивность за счет изменений. В ходе внедрения инноваций важно грамотно взаимодействовать с персоналом, чтобы минимизировать сопротивление, сохранить лояльность и добиться принятия нововведений.
Чтобы понять, есть ли необходимость в инновациях, в первую очередь нужно ответить на следующие вопросы.
1. Какую роль играет внедрение нововведений в организации и какие цели преследует. В одних отраслях инновации менее важны, чем в других. В сфере клининговых услуг изменения могут помочь обойти конкурентов, но в целом имеют не такое большое значение, как в разработке программ.
2. Какова задача инновационного менеджмента в конкретном случае. Например, использование альтернативных типов сырья позволяет удешевить продукцию, улучшить ее качества или наделить товар уникальными свойствами.
3. Готова ли компания работать с новыми идеями. Даже отлично проработанный концепт может привести к пустой трате ресурсов, если сотрудники и начальство негативно настроены или не имеют опыта. Также это может подорвать мотивацию персонала, что плохо скажется на показателях.
4. Как вы собираетесь преодолевать сопротивление сотрудников к изменениям. Большинство предпочитает работать по уже изученным схемам и отвергает всё новое. Чрезмерное давление усугубляет проблему. Если четкого понимания того, как справиться с сопротивлением и не снизить продуктивность, нет, то лучше избегать крупных нововведений.
Инновации чаще всего внедряют при ухудшении показателей. Чтобы определить спад, проводят анализ финансовой устойчивости предприятия и спроса на товары, услуги.
Эксперты прибегают к сложным методикам: оценивают коэффициенты обновления продукции и технологии, проверяют отношение расходов на инновации к затратам на производство. Нормативов для показателей нет, поэтому смотрят на динамику.
Методы внедрения инноваций
Самый очевидный метод введения новшеств ― принудительный. Он подразумевает силовое преодоление сопротивления персонала. Однако к нему обращаются в крайних случаях и только тогда, когда нежелание сотрудников очевидно.
Единственное преимущество метода ― экономия времени, взамен вы рискуете лояльностью работников и показателями.
Альтернативные варианты: метод адаптивных отклонений, управление кризисной ситуацией и сопротивлением.
Первый способ заключается в постепенном введении изменений, зачастую под руководством проектной группы.
Сопротивление возникает в любом случае, но ослабляется мягким подходом. Конфликты с сотрудниками разрешают с помощью компромиссов и переговоров.
Управление кризисной ситуацией ― аварийный метод, применяющийся в условиях резкого спада показателей.
Управление сопротивлением — гибкий способ. Его характерной особенностью считают наличие строгих временных рамок.
Если сроки начинают истекать, метод принимает принудительные черты. Если срочность теряет актуальность, подход смягчают, приближая способ к варианту с адаптивными отклонениями.
5 правил управления инновациями
Инновационный менеджмент упрощают следующие правила.
1. Правило 30%.
Минимум 30% от оборота компании должно уходить на новые продукты, выпущенные на рынок не более 4 лет назад.
Этот принцип позволяет не держаться за успешные, но старые схемы: они неизбежно теряют актуальность, что может привести к падению показателей. Устаревшие товары нужно заменять новыми, желательно раньше конкурентов.
2. Правило трех «С»: «слушай, смотри и спрашивай».
Оно распространяется на всю работу с информацией. Правило применяют при взаимодействии с покупателями, партнерами и сотрудниками.
Внимательность к клиентам позволяет разрабатывать востребованные услуги и товары. Деликатность по отношению к подчиненным дополнительно мотивирует их и делает более открытыми к изменениям.
3. Правило 15%.
Сотрудники, занимающиеся научно-техническими задачами, должны иметь 15% свободного времени, которое будут тратить на разработку собственных инициатив.
4. Правило количественных целей.
Давайте работникам свободу, но продолжайте ставить перед ними задачи, подлежащие измерению. В противном случае вам будет сложнее двигаться вперед.
5. Правило «терпеливых денег».
Не ждите быстрых результатов после внедрения инноваций. Иногда прорывы могут принести состояние за несколько дней, но в большинстве случаев разработки выходят на рынок только спустя 10-15 лет и обеспечивают умеренный, но стабильный прирост заработка.
Будьте готовы к тому, что не все нововведения оказываются удачными. На каждом этапе проводите анализ и спрашивайте себя о том, стоит ли двигаться дальше или лучше оставить идею. Даже если вы уже вложили в концепт ресурсы, умейте вовремя остановиться.
Основные принципы взаимодействия с персоналом
Чтобы сделать новшества более желанными и снизить сопротивление со стороны коллектива, создайте творческую группу и делегируйте ей разработку концептов. Сделайте попадание в нее престижным.
При таком подходе подчиненные будут стремиться участвовать в создании, проверке и внедрении нововведений, чтобы оказаться в творческой команде.
Вы можете внедрять изменения быстро, но давайте коллективу время на привыкание. Избегайте введения сразу нескольких новшеств подряд: это негативно скажется на качестве работы.
Уделяйте время обучению персонала. Ничто не демотивирует так, как требование сделать нечто непонятное и отсутствие четких технических заданий. Будьте открыты и доступны, уточняйте у подчиненных, нет ли у них вопросов.
Если вы полностью меняете схему работы или отдельные этапы, сначала донесите до персонала, что то, что вы делали ранее, уже не работает. В противном случае возникнет конфликт между старым опытом и новыми установками.
Ставьте перед сотрудниками немного завышенные, но достижимые цели. Люди, берущие на себя больше обязанностей, расширяют возможности своего профессионального роста и развития, лучше воспринимают нововведения.
Фиксируйте улучшение показателей, связанное с изменениями в работе, и сообщайте об этом сотрудникам.
Персонал будет понимать, зачем нужны новшества, и осознавать, что всё делает правильно. Это замотивирует команду на успех, даст прирост продуктивности и позитивный опыт.
Основные задачи инновационного менеджмента ― укрепление позиций компании на рынке и повышение выручки.
Нельзя относить к инновациям только технические новинки, это могут быть любые резкие изменения в организации. Часто они вводятся неосознанно и хаотично.
Инновационный менеджмент призван упорядочить этот процесс, определить необходимость внедрения новшеств, организовать их введение и оценить результаты изменений.