Удвоение безработицы началось с кратного роста простоев

Показатели безработицы в РФ могут вырасти в два раза в ближайшие два года, прогнозируют независимые экономисты.

В феврале 2022 года отношение числа безработных к общей численности рабочей силы сизилось до исторического минимума в 4,1%. Но к концу года этот показатель может подняться до 8%, а в следующем году – увеличиться до 8,2%, ожидают в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). О вероятном сокращении рабочих мест говорит рост численности персонала, находящегося в простое. Почти 100 тыс. работников сегодня находятся в простое, сообщают в Минтруде. За месяц их число увеличилось в 2,5 раза.

«По текущим оперативным данным, 98 тыс. работников находятся в простое. Если говорить в абсолютных цифрах, это в 2,5 раза больше, чем на 1 марта», – рассказал в среду на заседании в Госдуме экспертного совета по вопросам совершенствования законодательства в социальной сфере замминистра труда и социальной защиты Андрей Пудов. При этом массовых увольнений в России не фиксируется, добавляет он. «Что касается цифр, заявленных к высвобождению, то это около 50 тыс. человек», – уточнил чиновник.

Рост числа работников, находящихся в простое, в Минтруде не считают критическим. «Несмотря на рост численности работников в простое и режиме неполного дня, на начало весны на работу принято, по данным ПФР… более 2,5 млн человек, это почти на 300 тыс. больше уволенных работников. На учете в центрах занятости сегодня состоят около 670 тыс. граждан, при этом в банке вакансий 1,9 млн позиций», – рассказал он.

При этом столичные власти признавали, что уход только из Москвы или приостановка в городе работы иностранных компаний грозит потерей работы примерно для 200 тыс. человек, то есть почти 1,6% от общего числа жителей, или 2,65% от официально занятого по состоянию на апрель 2022 года населения.

Российские власти пока не устают повторять, что ситуация на рынке труда стабильная. «Ситуация на рынке труда остается стабильной, роста регистрируемой безработицы не отмечается», – рассказывала вице-премьер Татьяна Голикова.

Заммминистра труда и социальной защиты Елена Мухтиярова сообщала, что российские работодатели заявили о планах уволить почти 60 тыс. сотрудников. Она уточнила, что заявленные «к высвобождению сотрудники составляют 0,11% от общего числа работающих по найму в РФ».

Российские чиновники в качестве фактора стабильности приводили в пример данные государственного портала по поиску работы «Работа в России». Так, Голикова две недели назад рассказывала, что за последний месяц число вакансий на портале увеличилось с 1,6 млн до 1,88 млн. На сегодняшний день на сайте сообщается всего о 715,9 тыс. открытых вакансий.

В рекрутинговой компании HeadHunter сообщали, что только за три недели с начала российской спецоперации в Украине база вакансий в РФ сократилась более чем на 122 тыс. позиций, до 905 тыс. Больше всего пострадал спрос на персонал страховых компаний, автомобильного бизнеса, на специалистов по HR и административный персонал, поясняли в компании.

Росстат пока что не публикует данные марта, по итогам же февраля уровень безработицы обновил многолетние минимумы. Так, по итогам февраля безработица в России понизилась до 4,1% – минимального значения за период наблюдений показателя с 1991 года. Для сравнения: годом ранее – в феврале 2021-го – уровень безработицы в РФ составлял 5,7%.

Чиновники допускают ухудшение показателей занятости летом. «Мы предиктивной аналитикой занимаемся для того, чтобы готовить соответствующие наши возможности устроить людей на работу. Мы совершенно не расслабляемся (предполагая. – «НГ»), что в июле не будет роста, понимаем это», – говорил в начале апреля премьер РФ Михаил Мишустин, отвечая на замечания депутатов, что текущие цифры по безработице не отражают реальности. Тогда же он сообщал, что правительство в этом году выделяет 24 млрд руб. на решение вопросов занятости населения, в том числе и на получение людьми новых профессий.

Российские и зарубежные экономисты прогнозируют существенный рост безработицы в стране по итогам года. Международный валютный фонд ожидает, что в текущем году будет на уровне 9,3%, в 2023 году – 7,8%. Аналитики Института ВЭБ.РФ прогнозировали рост безработицы до 6,2%.

Эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) прогнозировали два варианта развития ситуации на рынке труда. Первый сценарий предусматривал «сползание экономики в долговременный структурный спад, при котором повышенные уровни безработицы (до 6,4–6,5%) будут наблюдаться ближайшие несколько лет». В рамках второго они ожидают роста безработицы до 7,8% к концу года с потерей 2 млн рабочих мест. Впрочем, уже к лету 2023 года рынок труда начнет восстанавливаться, полагают аналитики. Но при любом из этих сценариев изменится структура занятости. Число рабочих мест сократится в отраслях, которые зависят от поставок компонентов из-за рубежа, а также в отраслях, которые из-за санкций потеряли внешние или внутренние рынки сбыта.

Некоторые экономисты ожидают более серьезного разрастания безработицы из-за санкций. Зам. научного руководителя Центрального экономико-математического института РАН Георгий Клейнер считает, что число безработных может быть в полтора раза больше озвученной ЦСР цифры.

«Проблема не только в том, что много людей отправлено в простой, но и в том, что выход западных компаний с рынка России повлек за собой проблемы с работой у тех предприятий, которые их обслуживали, а это еще несколько сотен тысяч потенциальных безработных», – говорит специалист департамента Total Research Михаил Оганезов. Эксперт допускает, что уровень безработицы может оказаться выше 7%.

«Часть компаний мгновенно среагировала на санкционное давление и сократила персонал. Но это небольшое число увольнений. Российский бизнес не спешит реагировать на прогнозируемый кризис массовым высвобождением. Рынок труда «поставлен на паузу», и существенная часть компаний приостановила наем новых работников», – замечает руководитель экспертного центра «Деловой России» по трудовым отношениям и охране труда, партнер компании SRG Виталий Федин

Он напоминает, что у российского бизнеса есть проверенные способы сохранения высокой занятости. «В 1990-е годы широкое применение находили вынужденные административные отпуска, когда люди формально числились работающими, но фактически не имели ни работы, ни заработка. Практика задолженности по заработной плате – такой же «условно антикризисный» инструмент, знакомый российским компаниям. Есть вероятность, что эти методы будут востребованы и сегодня», – не исключает эксперт.

Он прогнозирует структурное изменение экономики и соответствующую трансформацию рынка труда, когда одна часть российских компаний будет сокращать занятость, другая – наращивать численность персонала. «Люди будут вынуждены менять место работы, а зачастую и профессию. Этот процесс будет растянут во времени», – считает Федин.

Компании уже оптимизируют затраты, чтобы выйти из кризиса с наименьшими потерями, отмечает управляющий директор кадровой компании Unity Феликс Кугел. «Планы по расширению штата откладываются. Вместо того чтобы создать новое рабочее место, многие компании перераспределяют нагрузку в коллективе, пересматривают размер бонусов, отменяют стажировки и тренинги, на время отказываются от сотрудничества с фрилансерами», – рассказывает он.Сейчас появляется меньше вакансий, в том числе в IT и доставке – тех сферах, которые с начала пандемии активно развивались и требовали притока все большего количества новых кандидатов, продолжает эксперт. «Вместе с тем создаются новые рабочие места в сфере производства. Заводы остро нуждаются в сварщиках, токарях, специалистах по ремонту оборудования. Стабильно появляются свежие вакансии в сфере образования, индустрии гостеприимства, ретейле», – обращает внимание он.Кугел считает, что сокращения невыгодны самим компаниям. «В будущем нанимать новых людей и восстанавливать репутацию работодателя будет непросто», – рассуждает он. Эксперт также считает, что проблема дефицита кадров в РФ сохраняется, а значит, несмотря на кризис и общее снижение спроса, компании скорее всего быстро разберут новых кандидатов. Кугел полагает, что в ближайшие месяцы будет расти спрос на сезонных рабочих в строительстве, сельском хозяйстве, индустрии гостеприимства, увеличится число заявок на подбор специалистов, работающих вахтовым методом. Но, как и в пандемию, компании не будут спешить брать новых людей в штат, поэтому будет расти спрос на проектных, временных сотрудников, рассуждает он.Гендиректор кадровой компании Uteam Анна Крылова говорит, что количество вакансий постепенно уменьшается, а количество соискателей постепенно увеличивается. «При этом в ряде некоторых отраслей будет скоро наблюдаться избыток соискателей. Рынок будет неоднородным», — полагает она.

Эксперт также считает, что первая волна высвободившихся кандидатов снивелирует существовавший дефицит кадров на рынке. «Работники, которые сейчас находятся в простое, если политика их работодателей не изменится, выйдут на рынок и пополнят ряды безработных. Если сокращения/ увольнения будут носить более массовых характер, то уровень безработицы будет расти», — резюмирует она.

0

Автор публикации

0
Комментарии: 0Публикации: 713Регистрация: 23-09-2017
Поделиться:
admin

Recent Posts

«Газпром» впервые за 25 лет получил убыток по итогам года

Убыток «Газпрома» в 2023 году составил 629 млрд руб. против прибыли годом ранее «Газпром» по…

6 часов ago

С рыбопромышленников Дальнего Востока взыскали миллиарды рублей

Cуд в Приморье взыскал 17,4 млрд рублей с рыбопромышленников Дальнего Востока Арбитражный суд Приморского края…

5 дней ago

Иностранные операторы сократили гостиничный номерной фонд в России на треть

В России количество гостиничных номеров под управлением иностранных операторов с начала 2022 года сократилось почти…

2 недели ago

Этот веб-сайт использует файлы cookie

подробнее