Маркетинговый план — это инструмент, предполагающий анализ состояния бизнеса, разработку и внедрение стратегии для развития организации. Он составляется с учетом текущего положения бизнеса, существующих рисков и конкуренции. Проект представляет собой документ, в котором подробно прописываются рыночные цели предприятия и пути их достижения.
Главная цель плана маркетинга — определить задачи бизнеса и наметить действия, которые должны быть выполнены. Поэтому он важен для любой компании, независимо от ее размеров и объемов продаж. В крупных организациях над составлением порядка действий работают целые отделы, ежедневно анализируя рынок и положение бизнеса.
Маркетинговый план выполняет пять основных функций:
1. Помогает определить место организации на рынке в текущий момент. Перед составлением документа проводится анализ, позволяющий увидеть слабые и сильные стороны бизнеса, оценить разность с конкурентами. Оценка эффективна всегда, но при составлении схемы она более глобальная, расширенная, иногда показывает те моменты, которые обычно упускаются из виду.
2. Показывает место предприятия в будущем. Если цели сформулированы правильно, то они задают направление движения компании. Составленная стратегия показывает, чего бизнес добьется в ближайшей перспективе и через несколько лет. Это важная функция, поскольку позволяет правильно сформулировать цели, определить конкурентоспособность организации.
3. Дает инструкции по достижению целей. Структура маркетингового плана включает пошаговый алгоритм достижения целей. Фактически это инструкция, следуя которой бизнес достигает своей основной цели.
4. Позволяет правильно спланировать бюджет и сроки. Без конкретного порядка действий сложно сказать, сколько времени и денег уйдет на достижение целей. Прописав эти параметры на бумаге, можно определить, какая сумма понадобится для реализации и сколько ждать результат.
5. Помогает увеличить конкурентоспособность. И здесь снова задействуется анализ. Он позволяет увидеть количество конкурентов на рынке, насколько они опасны. Зная собственную конкурентоспособность, можно оценить, как долго продержится организация на рынке и есть ли у нее угроза рисков.
План маркетинга является неотъемлемой частью бизнеса, который хочет собственного роста и развития. Причин, по которым следует составить такой документ, очень много. С его помощью можно систематизировать работу, увидеть причины снижения объема продаж или чистой прибыли, уменьшить расходы и т. д.
План маркетинга — это руководство к действию, которое составляется после тщательного анализа бизнеса. И это главное преимущество. Данное руководство не просто указывает на порядок действий, а помогает зарабатывать и эффективно достигать поставленные цели.
Составленный план позволяет:
Из минусов ― необходимость в денежных вложениях. Маркетинговый план обходится дорого для крупных предприятий, что в период кризиса или серьезного снижения прибыли существенно ухудшает положение бизнеса. Есть и другие недостатки:
Важно понимать, что план маркетинга включает только рекомендации и не является панацеей. Он должен быть гибким, чтобы иметь возможность меняться в зависимости от текущей ситуации и произошедших изменений.
Планом маркетинга называют руководство, которое определяет порядок действий организации. Но изначально необходимо подумать над целью. Она должна быть четкой и достижимой. От владельца бизнеса или руководства требуется определить — на какой уровень нужно вывести компанию, каких показателей требуется достичь.
Если цель есть, то можно приступать к подготовке. Она включает следующие действия:
Маркетинговый план продаж должен иметь сроки, недостаточно просто указать цели и задачи.
1. Определить цель по системе SMART. Расписать, какие цели должны быть достигнуты в ближайшие год или несколько лет.
2. Оценить текущее состояние бизнеса. Для этого нужно рассмотреть рынок с позиции организации, оценить конкурентов, каналы продвижения.
3.Описать целевую аудиторию. Это позволяет понять, кто больше всего заинтересован в продукте.
4. Охарактеризовать компанию. Описать преимущества перед конкурентами, особенности сервиса, продукта.
5. Провести SWOT-анализ. Описать сильные и слабые стороны.
6. Расписать план действий. Оценить собранную информацию, составить алгоритм дальнейших действий.
План маркетинга состоит из следующих разделов:
Основное назначение маркетингового плана — выстроить последовательность действий по достижению поставленных целей. Для этого следует подробно расписать каждый пункт и пошагово им следовать. Можно включать не все вышеперечисленные этапы.
Не существует общепринятых видов маркетинговых планов, подразделяются они условно, в зависимости от количества стратегий и их особенностей.
Методика SOSTAC — самая распространенная модель marketing plan. Она состоит из шести компонентов:
Этот вид планирования используется давно и показывает хорошую эффективность.
Для организаций всех видов деятельности подходит классическая маркетинговая схема. Она подразумевает проведение следующих мероприятий:
Для малого бизнеса и стартапов подходит маркетинговый документ на одну страницу. Он подразумевает развитие клиента по воронке продаж:
Выбирать маркетинговый план нужно по своим целям. Чем они крупнее и труднее, тем больше параметров должно быть задействовано.
План разрабатывается на определенный срок. Он зависит от того, с какой скоростью развивается бизнес, как быстро происходят изменения.
При составлении документа задачи и цели могут быть поделены по времени достижения:
Крупным предприятиям рекомендуется разрабатывать три схемы — по одной на каждый временной период. Это позволит работать одновременно с несколькими задачами, параллельно достигать целей от самых простых до сложных.
При маркетинговом планировании могут быть допущены ошибки, которые помешают дальнейшей реализации задач и достижению целей. К ним относятся:
С маркетинговым планом, если он составлен правильно, можно достигать практически любых целей. Если фирма находится на первой стадии развития, разработать его бизнесмен может самостоятельно. Средним предприятиям лучше провести профессиональный анализ с привлечением специалистов. В крупных корпорациях за планирование отвечает маркетинговый отдел. От него требуется не только разработка стратегии, но и ее корректировка в зависимости от состояния рынка, экономики в стране и самого бизнеса.
Убыток «Газпрома» в 2023 году составил 629 млрд руб. против прибыли годом ранее «Газпром» по…
Cуд в Приморье взыскал 17,4 млрд рублей с рыбопромышленников Дальнего Востока Арбитражный суд Приморского края…
Этот веб-сайт использует файлы cookie
подробнее