Categories: Статьи

Стратегический менеджмент предприятия

Успех развития компании во многом зависит от заранее разработанного плана действий. Стратегический менеджмент предприятия осуществляют посредством анализа внутренней и внешней среды. При помощи этого инструмента обеспечивают конкурентоспособность фирмы, ее ликвидность и доходность. Без действенного управления существование бизнеса находится под угрозой.

Стратегический менеджмент компании ― это совокупность способов, приемов, реализуемых с целью развития и успешного функционирования предприятия.

Его использование помогает приспособиться к изменениям условий окружающей среды, сделать бизнес более устойчивым и гибким. По сути это долгосрочный план, в котором прописаны цели, задачи организации, методы их достижения и инструменты, которые будут использованы в процессе работы.

Сущность стратегического управления заключается в составлении, пересмотре и модернизации выбранной долгосрочной стратегии. В процессе ее проработки важно не только поставить достижимую цель и определить методы ее выполнения, но и оценить риски, спрогнозировать поведение при появлении угроз.

План включает в себя несколько наиболее вероятных вариантов развития событий и подробный порядок действий в случае наступления каждой ситуации.

Стратегический менеджмент фирмы помогает достичь главной цели ― повысить доходность предприятия, найти и устранить риски, которые мешают компании развиваться.

Предмет, объект и субъект стратегического управления

Предмет стратегического управления ― это то, на что направлено воздействие менеджера в контексте выполнения задач. В качестве предметов часто выступают цели предприятия, планы, проекты, элементы окружающей среды.

Объектом стратегического менеджмента называют компанию в целом или ее структурные подразделения в зависимости от того, на что именно направлено управление.

Субъект ― это специалисты, которые разрабатывают план, выполняют мероприятия по его реализации: административный центр, органы местного самоуправления, сотрудники структурных подразделений, которые непосредственно участвуют в осуществлении поставленных задач.

Предмет, объект и субъект неразрывно связаны между собой и не могут существовать отдельно друг от друга. Их четко прописывают в плане, чтобы каждый понимал устройство выбранной или разработанной стратегии.

Функции и принципы стратегического управления

Определить функции и принципы стратегического менеджмента можно, опираясь на главную цель предприятия. Миссия любой компании ― максимизировать прибыль. В этом контексте разрабатывают детальный план:

  • анализ результатов деятельности фирмы;
  • постановка конкретных задач;
  • определение инструментов достижения целей;
  • распределение должностных полномочий;
  • разработка последовательности действий в тех или иных условиях.

Стратегический менеджмент в бизнесе строится на принципах полноты, достижимости, результативности, сегментации, многообразия.

Принцип полноты означает, что управление нацелено на весь предмет, а не на отдельную его часть. Нельзя сократить затраты на производство продукции без учета качества готового товара. Или невозможно оптимизировать штат без детального анализа трудовых ресурсов.

Предприятию нужно обладать достаточными средствами для выполнения поставленных целей. Задачи устанавливают таким образом, чтобы предприятие смогло их реализовать. Так объясняется принцип достижимости.

Любые мероприятия, проводимые в рамках стратегии, обязаны приводить к определенному результату. Идеальный итог ― выполнение задачи в полном объеме и получение запланированного показателя.

Принцип сегментации строится на распределении задач между структурными подразделениями, отдельными работниками. Делегирование полномочий осуществляется на административном уровне. Руководитель компании ставит перед менеджерами структурных подразделений задачи, начальник отдела дробит их и поручает своим подчиненным.

Организация стратегического менеджмента также базируется на принципе многообразия. В процессе разработки стратегий аналитик обязан подготовить план действий в разных условиях. Задача специалиста, работающего над планом, ― найти все возможные варианты событий и подготовить схему для каждого из них.

Структура стратегического управления

Представляет собой схематичное изображение порядка разработки долгосрочного плана развития. Структура основана на формулировке стратегии и составлении четкого инструментария. От ядра отходят структурные линии в виде крупных задач, которые определяют содержание стратегического управления:

  • постановка целей фирмы;
  • анализ результатов деятельности компании за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год);
  • оценка внешней среды;
  • определение сильных сторон предприятия и потенциальных угроз;
  • выбор типа стратегии;
  • определение организационной структуры;
  • назначение инструментов, которые понадобятся для достижения цели;
  • нахождение нескольких вариантов развития событий и разработка политики поведения в каждой ситуации;
  • обеспечение обратной связи;
  • оценка стратегии и ее совершенствование в случае необходимости;
  • контроль над выполнением плана.

Стратегическое управление в организации осуществляется посредством постановки задачи и контроля над ее реализацией. Обязанность руководителя ― правильно определить цели, которые приведут к положительному результату. Функции работника ― исполнять обязательства, используя доступные средства и методы.

Этапы управления

Стратегический менеджмент в системе управления организацией делится на несколько последовательных этапов: анализ среды, определение миссии, выбор стратегии, реализация плана, контроль над его выполнением.

Дополнительные шаги ― оценка результатов деятельности и внесение коррективов.

На первом этапе менеджер-стратег проводит полномасштабное исследование внутренней и окружающей среды. Это помогает понять, какими достоинствами перед конкурентами обладает компания, есть ли у нее нереализованный потенциал, что может навредить фирме.

Выявив риски и преимущества предприятия, специалист определяет главную миссию, на базе которой можно спланировать дальнейшие цели.

На следующем этапе важно выбрать тип стратегии и адаптировать ее под потребности организации. Менеджеры, отвечающие за разработку стратегии развития компании, обязаны учитывать условия внешней и внутренней среды.

Обязанность по реализации плана ложится на плечи административного корпуса. Сам процесс выполнения действий осуществляется путем сегментации крупных целей на мелкие и делегирования исполнения задач между сотрудниками.

Нельзя просто раздать поручения и ждать их выполнения. Менеджеру нужно контролировать работу подчиненных, а в случае необходимости корректировать их действия. Но контроль не должен быть пристальным и мешать сотрудникам.

Важно организовать такую систему надзора, при которой работник чувствует доверие, может проявлять инициативу. Однако руководитель все равно участвует в процессе, знает, что происходит в его зоне ответственности.

Управление стратегией бизнеса осуществляют посредством контроля и анализа. Менеджер следит за работоспособностью и действенностью плана. Оценка результатов деятельности ― это подэтап контроля. Анализ промежуточных показателей помогает понять, работает ли стратегия, правильно ли выбраны инструменты и справляется ли со своими задачами структурное подразделение или конкретный работник.

При помощи комплексного исследования находят слабые стороны плана и разрабатывают пути его улучшения.

Виды стратегий

Направления деятельности предприятия определяет стратегический менеджмент, а выбор стратегии происходит на основе миссии компании. Ее рассматривают как относительно краткосрочное выполнение целей или как долгосрочное развитие организации.

В менеджменте выделяют несколько видов стратегий.

1. Корпоративный план подразумевает создание и управление портфелем хозяйственной зоны. Он основан на определении приоритетных направлений развития и привлечении инвестиций.

2. Функциональная стратегия больше направлена на производство технических подходов поддержки бизнеса. Ее суть заключается в пересмотре практически всех линий: изготовление продукции, маркетинг, финансы, кадры.

4. Стратегия развития рынка в стратегическом менеджменте подразумевает выход компании на новый этап. План строят, основываясь на главной цели ― завоевать доверие и любовь аудитории. В таком случае фирма стремится к увеличению спроса, к повышению конкурентоспособности и завоеванию рынка.

4. Оперативная стратегия ― это краткосрочный план развития компании или поддержки бизнеса. Ее разрабатывают менеджеры каждого структурного подразделения и чаще всего реализуют в течение 1-3 лет.

Независимо от вида стратегии, ее структура всегда одинакова. Она состоит из анализа внутренней и внешней среды, постановки миссии, разработки плана действий, утверждения инструментов, процессов внедрения, контроля и модернизации.

Стратегический менеджмент как функция управления выражается не только в виде разработки долгосрочного плана поддержки или развития бизнеса, но и в качестве его плодотворной реализации на всех этапах.

Что нужно запомнить менеджеру по стратегическому менеджменту

Стратегическое управление бизнесом ― сложный, многоэтапный процесс. Его может осуществить только менеджер с аналитическим складом ума, гибким и высокоскоростным мышлением, развитыми навыками в разных областях деятельности.

Специалисту по стратегическому управлению важно запомнить два правила: не бывает чужой идеальной стратегии и любой план важно адаптировать под условия окружающей среды, потребности предприятия.

Чтобы создать оптимальную стратегию, важно оценить каждую отрасль, каждое направление. Без качественного анализа найти совершенную схему невозможно.

0

Автор публикации

не в сети 2 года

Татьяна Добрякова

0
Комментарии: 0Публикации: 250Регистрация: 08-02-2022
Татьяна Добрякова

Recent Posts

С рыбопромышленников Дальнего Востока взыскали миллиарды рублей

Cуд в Приморье взыскал 17,4 млрд рублей с рыбопромышленников Дальнего Востока Арбитражный суд Приморского края…

16 часов ago

Иностранные операторы сократили гостиничный номерной фонд в России на треть

В России количество гостиничных номеров под управлением иностранных операторов с начала 2022 года сократилось почти…

2 недели ago

В Якутии остановили работу угольных фабрик из-за проблем с вывозом

Власти Якутии сообщили об остановке работы двух обогатительных угольных фабрик компании «Колмар» из-за переизбытка угля…

2 недели ago

Выручка Apple в России в 2023 году упала более чем в 23 раза

Корпорация Apple отчиталась о снижении выручки в России более чем в 23 раза за 2023…

3 недели ago

Этот веб-сайт использует файлы cookie

подробнее