Для успешной и эффективной работы организации менеджер должен выполнять определенные действия. Они направлены на повышение работоспособности персонала, увеличение прибыли компании, достижение поставленных целей.
Основные или общие функции управления были выделены еще в начале 20 века А. Файолем, но актуальны и сейчас, несмотря на стремительное развитие рынка и глобальные перемены в экономике. К ним относится 4 составляющих: планирование, организация, мотивация, контроль. Осуществляя их, можно стабилизировать состояние бизнеса, увеличить его рост, устранить кадровую текучку, получить в штат достойных специалистов.
Планирование ― это основная функция менеджмента. Она направлена на формирование ряда мер, необходимых для достижения целей компании. Позволяет ответить на важные организационные вопросы: что нужно сделать для достижения целей, какие для этого необходимы ресурсы, сколько времени будет потрачено.
Планирование в менеджменте представляет собой:
Из всех функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль), прогнозирование всегда будет на первом месте. Связано это с тем, что от него зависит результат и качество как управленческой деятельности, так и развития компании в целом.
Планирование предусматривает решение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных задач. Они решаются на разных уровнях руководства и влияют на весь результат.
Процесс планирования включает три направления.
1. Стратегическое. Это основная, общая стратегия, используемая компанией для достижения глобальных и небольших целей. Планирование на стратегическом уровне определяет поведение компании в своем рабочем сегменте.
2. Тактическое. Направлено на определение промежуточных целей и разработку планов по их достижению.
3. Оперативное. Определяет стратегию постановки повседневных задач для менеджеров.
Без планирования невозможно существование даже небольшой фирмы. Каждое предприятие должно иметь схему, согласно которой происходит развитие бизнеса в течение краткосрочных и долгосрочных периодов.
Организация направлена на рационализацию деятельности менеджеров и подчиненных. Она помогает из большого объема задач определить, кто должен выполнять конкретные задачи и в каком количестве.
Принципы функции:
Организация охватывает исполнительную и оперативную деятельности. Ее главная цель ― это формирование управляющей и управляемой подсистем, установление конкретных параметров и режимов работы филиалов предприятия. Благодаря ей формируется взаимодействие между объектами и субъектами управления.
Чтобы функции управления (планирование, организация, мотивация и контроль) работали правильно, нужно грамотно стимулировать персонал. Мотивация ― это побуждение к достижению определенных целей компании. Эта функция может применяться в отношении отдельного человека и группы людей, а еще тесно связана с двумя понятиями:
Мотивация необходима персоналу для достижения общих целей, поставленных руководителями. Она представляет ряд действий, направленных на появление и увеличение желания выполнять трудовую деятельность. Мотивация может быть материальной: премия за выполнение плана, 13-я заработная плата за хорошие показатели и другие надбавки к окладу. Также есть нематериальные поощрения в качестве мотивации: дополнительные выходные, бесплатные путевки в санаторий или абонемент в спортзал, курсы по повышению квалификаций.
Работают функции менеджмента только в комплексе. Нельзя мотивировать сотрудников, не спланировав правильно работу коллектива и не обозначив цели предприятия.
Какой именно способ мотивации выбрать, зависит от ситуации, особенностей работы компании и начисления заработной платы. Чаще всего ― это денежная компенсация за хорошие показатели в работе, премия за увеличение товарооборота, надбавки за стаж.
Благодаря философии современного менеджмента можно увидеть, что мотивация должна влиять не на самого человека, а на его интересы, жизненные ценности, реальные цели. Например, если он стремится к саморазвитию, то вместо денежной премии мотивировать его лучше оплатой курсов по повышению квалификации или доступом на закрытое мероприятие с известными бизнес-лидерами.
Если не мотивировать сотрудников, их продуктивность будет стремительно падать. Это отрицательно скажется на показателях компании в целом. Каждый специалист должен чувствовать свою важность и то, что он приносит пользу организации. Поэтому личная похвала менеджера, периодическое общение тет-а-тет, поддержка инициативы ― эффективные способы мотивации сотрудников.
Мотивация должна отвечать следующим требованиям:
Мотивация ― важная управленческая функция, от которой зависит лояльность сотрудников, благоприятная рабочая атмосфера в коллективе, успешность всей компании.
Контроль в менеджменте ― это завершающая стадия цикла управления. Она используется в качестве связующего элемента управляющей и управляемой системы. Дополняет функции управления (планирование, организация, мотивация), помогает достигать поставленных целей со строгим соблюдением сроков и показателей.
Контроль заключается в проведении замеров, анализе работы персонала с целью соблюдения соответствия выполняемых задач разработанному плану. Еще контроль можно определить как процесс наблюдения за тем, как компания продвигается к намеченной цели для своевременных корректировок. В цикле «планирование, организация, координация, мотивация, контроль» эта функция занимает замыкающую позицию, но по значимости им не уступает.
Контроль как функция менеджмента выполняет несколько задач:
Особая потребность в контроле возникает при неуверенности внешней и внутренней среды, сильном давлении со стороны конкурентов, необходимости поддержания имиджа компании и достигнутого успеха.
Как управленческая деятельность, контроль должен отвечать следующим требованиям:
В цикле «планирование, управление, контроль» различают три вида контроля в зависимости от времени проведения.
1. Предварительный. Осуществляется перед активной деятельностью компании. Его проводят, чтобы убедиться в том, что организация, ее персонал, система управления и другие элементы готовы к работе.
2. Текущий. Выполняется с использованием обратной связи в виде стратегического и оперативного контроля. Направлен на проверку эффективности использования ресурсов предприятия.
3. Заключительный. Направлен на оценку выполнения запланированных работ. Также этот вид контроля позволяет увидеть слабые и сильные стороны бизнеса.
В менеджменте планирование, организация, мотивация, контроль ― это четыре главные функции, направленные на правильную, эффективную работу системы управления. С ними работа предприятия и персонала выходит на новый уровень, появляется больше возможностей для реализации намеченных целей.
Cуд в Приморье взыскал 17,4 млрд рублей с рыбопромышленников Дальнего Востока Арбитражный суд Приморского края…
В России количество гостиничных номеров под управлением иностранных операторов с начала 2022 года сократилось почти…
Власти Якутии сообщили об остановке работы двух обогатительных угольных фабрик компании «Колмар» из-за переизбытка угля…
Этот веб-сайт использует файлы cookie
подробнее