Карты стратегических групп ― один из методов сравнения и анализа конкурентных позиций компаний. Его используют для объективной оценки рисков и определения дальнейшего направления развития фирмы.
Чаще всего карту применяют совместно с комплексом других мер для исследования рынка, поскольку ее недостаточно для получения полной и достоверной информации.
Главные недостатки метода ― отсутствие анализа динамики, сильный акцент на текущем положении дел, но есть возможность коррекции за счет прогнозирования.
Карты стратегических групп конкурентов помогают рассортировать фирмы, схожие по предоставляемым услугам или выпускаемой продукции.
В процессе их объединяют в однородные блоки и наглядно определяют общий процент продаж в выбранной отрасли. Анализируют чаще всего 2 показателя для удобства отображения информации.
Карта стратегической группировки позволяет перейти от частного к общему. Ее применяют в том случае, когда конкурентов слишком много, из-за чего детальный анализ усложняется.
Благодаря карте удается сузить список фирм, требующих внимания. Дополнительно с помощью метода определяют свободные и занятые ниши на рынке.
Перед проведением исследования важно определить, какие компании вы будете анализировать. Найти конкурентов можно с помощью следующих методов:
Дополнительно при анализе и планировании необходимо учитывать еще несколько факторов.
Первый ― потенциальная сложность переключения потребителей между марками.
Если вы продаете повседневную одежду, то при вашем отсутствии на рынке покупатель просто перейдет на продукцию другого бренда. В случае с уникальными или редкими товарами и услугами конкуренция ниже, проще занять свободную нишу, оппоненты представляют меньшую угрозу, даже если находятся рядом с вами на графике.
Другой фактор, который обостряет конкуренцию, — высокая сложность выхода с рынка.
Например, при наличии завода компании редко уходят. В худшем случае ― передают производство, в результате чего конкуренция сохраняется.
Важно рассмотреть возможность появления новых фирм в вашей отраслевой нише. Если вы небольшой поставщик, который предлагает натуральную продукцию в местном маленьком магазине, скорее всего, других конкурентов не будет.
Однако производители закрытых лотков для крыс рано или поздно столкнутся с тем, что их идею возьмут на вооружение остальные фирмы, из-за чего борьба за потребителей внутри группы будет расти.
При построении карт стратегических групп необходимо соблюдать следующие правила.
1. Выбирайте переменные, которые не сильно взаимосвязаны друг с другом. В противном случае компании будут расположены по диагонали, а одна из характеристик не будет задействована, так как при ее анализе вы не получите никакой новой информации. Пример плохих пар переменных: цена и доступность, ассортимент и количество каналов распределения, время приготовления блюд и скорость обслуживания клиентов.
2. Желательно взять такие характеристики, которые описывают основные показатели или сильно отличают компании друг от друга. В первом случае вы выявите главных конкурентов. Во втором поймете, как сделать свой бренд более узнаваемым, уникальным и востребованным.
3. Используйте специальные обозначения, чтобы подчеркнуть долю продаж на рынке или сгруппировать фирмы. Это упростит анализ и поможет наглядно отобразить уже занятые ниши.
4. При необходимости составляйте несколько графиков. Это удобнее, чем пытаться отсортировать компании по 3-10 показателям. Экспериментируйте с сочетаниями характеристик, так вы сможете увидеть полную картину.
Стратегические карты конкурентов могут включать в себя компании, выпускающие товары-заменители ― субституты. Фирмы, продукция которых в действительности ничем не угрожает вам из-за их специфики, из исследования можно исключить.
Например, вы занимаетесь производством прохладительных напитков. Пик их продаж приходится на жаркое время года, когда людям хочется быстро освежиться.
В качестве субститута в этом случае выступает мороженое: оно тоже помогает охладиться. Кофе ― это напиток, производители которого никак не конкурируют с вами, поскольку его употребляют, чтобы взбодриться и согреться.
После изучения теории ожидаемо возникают вопросы о картах стратегических групп: как их построить, что использовать при оформлении, как распределить конкурентов.
Условно процесс делят на следующие шаги:
Сначала нужно создать заготовку и начертить систему координат. Ось с типами жилья следует разделить на 3 поля: типовые, улучшенной планировки, элитные. Цены можно взять с сайтов компаний, а выводы о качестве сделать, исходя из примеров работ и отзывов клиентов на сторонних ресурсах.
После анализа фирмы наносят на карту стратегических групп в соответствии с характеристиками. Их заключают в окружности, чтобы отобразить долю продаж, затем объединяют ближайшие друг к другу компании.
В результате получаются несколько групп. На такой системе координат отчетливо видны незанятые или, напротив, перенасыщенные ниши, а также монополисты и сферы их деятельности.
Построение карты стратегических групп конкурентов позволяет:
1. Определить барьеры мобильности. Это своеобразные границы между разными группами, которые препятствуют переходу фирмы из одного поля в другое. Например, посредники, не имеющие своего производства, вынуждены полагаться на поставщиков, что делает их зависимыми от цен изготовителя. Понимание барьеров мобильности помогает в прогнозировании.
2. Выявить маргинальные группы. Компании, которые занимают незначительную долю рынка, могут полностью выйти из отрасли или немного изменить специфику деятельности. Их переход в другое поле может повлиять на интенсивность конкуренции.
3. Определить направления стратегических изменений. С учетом последних новостей и тенденций вы можете спрогнозировать, в какую группу будет двигаться та или иная компания. Направления для наглядности желательно обозначить стрелками. Такая карта поможет спрогнозировать будущие изменения и подготовиться к ним.
4. Проанализировать тенденции. Они могут влиять на позиции отдельных компаний или даже угрожать существованию целых групп. В последнем случае существует вероятность перехода фирм в другие поля внутри отрасли. Анализ поможет составить план развития.
5. Спрогнозировать реакции. Фирмы, относящиеся к одной группе, в большинстве случаев действуют одинаково при появлении угроз. В некоторых ситуациях это открывает окно возможностей, в других ― требует срочных мер для сохранения имеющихся активов.
При комплексном подходе карта стратегических групп помогает определить перспективные ниши, спрогнозировать дальнейшие стратегические изменения у конкурентов и выбрать лучшую схему действий.
Это гибкий инструмент, который можно использовать для анализа разных показателей. Иногда его применяют для обзора нескольких наиболее крупных конкурентов и фирм, выпускающих товары-заменители.
Желательно использовать карту для прогнозирования и периодически обновлять ее, чтобы получить максимум актуальной информации.
Убыток «Газпрома» в 2023 году составил 629 млрд руб. против прибыли годом ранее «Газпром» по…
Cуд в Приморье взыскал 17,4 млрд рублей с рыбопромышленников Дальнего Востока Арбитражный суд Приморского края…
Этот веб-сайт использует файлы cookie
подробнее