Стратегическое планирование ― это функция стратегического управления, направленная на формирование целей организации и путей их достижения. Она необходима для определения последовательности действий, необходимых для реализации задач, помогающих в развитии бизнеса. Планирование проходит в несколько этапов, на каждом из которых выполняются конкретные шаги.
Процесс стратегического планирования ― это инструмент, с помощью которого принимаются управленческие бизнес-решения. Его главная задача ― обеспечение нововведений и изменений в достаточной степени.
У стратегии планирования процессов есть свои особенности:
Грамотно составленный стратегический план работы позволяет спрогнозировать достижение поставленных целей, наметить определенные работы. Он уменьшает финансовые риски и оптимизирует действия сотрудников, помогая равномерно распределять нагрузку.
Выработка определенной схемы действий позволяет бизнесу:
Планирование стратегии обеспечивает достижение поставленных целей. Их у компании может быть много, но сводятся они к основным:
Стратегические планы разрабатываются с позиции компании, которой важны собственный рост и развитие, поэтому в расчет берутся самые худшие показатели за отчетный период.
В зависимости от задач, которые предприятию нужно решить, выделяют следующие уровни:
1. Корпоративная стратегия. Показывает деятельность организации, включая функционирующие филиалы в других городах. Этот уровень отвечает за формирование образа предприятия как единого механизма.
2. Стратегия предприятия. На втором уровне главная цель ― выявление основных конкурентов. От персонала требуется проведение исследований рынка, нахождение тенденций развития компании. Проводится сравнительный анализ для понимания того, нужно ли вносить изменения в работу организации, чтобы «догнать» конкурентов.
3. Функциональная стратегия. Здесь устанавливается взаимосвязь между отдельными процессами бизнеса и деятельностью всего предприятия.
На каждом уровне применяются определенные инструменты в зависимости от того, какова цель стратегического планирования. Поэтому важно понимать, какие именно задачи стоят перед компанией и как их можно достичь.
Стратегическое планирование проходит в несколько этапов, каждый из которых выстраивает фундамент для следующего:
1. Определение миссии и целей бизнеса.
2. Анализ и оценка внешней среды.
3. Исследование сильных и слабых сторон организации.
4. Анализ стратегических альтернатив.
5. Выбор одной или нескольких стратегий.
6. Реализация схемы действий.
7. Оценка выполненных процессов.
Стратегическое планирование компании начинается с определения миссии, целей и ценностей. Главная причина, по которой существует организация, ― это миссия. Основная, большая цель, для достижения которой реализуются менее значимые задачи.
Миссия ― это намерение предприятия двигаться в конкретном направлении. Например, стать одним из лидеров в своей отрасли (здесь нужна конкретика). В миссии обычно детализируется статус компании, принципы ее работы, намерения руководства. Она необходима для понимания будущего организации, позволяет увидеть предприятие через несколько лет, после выполнения определенного объема работ. При этом миссия не должна зависеть от текущего состояния бизнеса, на ней не отражаются имеющиеся финансовые проблемы.
Цель ― это нечто конкретное, то, что может быть реализовано в ближайшее время на пути к исполнению своей миссии. Цели должны быть:
Составление стратегического плана организации всегда начинается с определения миссии и целей. Это первый этап, который обязательно должен быть задокументирован.
На втором этапе анализируется макро- и микросреда. В макросреду входит:
Микросреда включает:
На втором этапе анализируется работа перечисленных компаний, составляется список организаций, которые как помогают в достижении целей, так и наоборот мешают в этом.
Бизнес-процесс стратегического планирования невозможен без контроля слабых сторон и использования сильных. Это помогает в реализации поставленных задач.
При обследовании затрагивается пять областей:
Планирование и определение стратегии на следующем этапе предполагает разработку и анализ стратегических альтернатив. Они необходимы в ситуациях, когда выбранный к достижению цели путь оказывается неправильным или неэффективным. Альтернатива в данном случае помогает сохранить направление, не меняя конечную точку.
При выработке стратегической альтернативы определяется, какая деятельность организации будет прекращена, а какая ― продолжена, в каком бизнес-направлении двигаться для достижения целей.
Для выработки конкретных действий нужен четкий план. На этом этапе важно определить, в каком направлении будет работать организация, чтобы реализовать свои задачи. До коллектива может доноситься обобщенная форма стратегии. Возможно, у персонала будут идеи по улучшению плана.
При выборе стратегии учитывается несколько факторов:
На этом этапе завершается планирование реализации стратегии и начинается ее внедрение в работу. Здесь важно сделать все качественно и грамотно, чтобы достичь поставленной цели.
Для реализации стратегии выполняются следующие действия:
По мере работы выполняется оптимизация стратегического планирования. Она позволяет внести корректировки в общий план в зависимости от произошедших внешних или внутренних изменений.
В определенные временные промежутки или после прохождения каждого этапа работы выполняется оценка реализуемой стратегии. Анализ позволяет увидеть, насколько получится достигнуть поставленной цели, если продолжать двигаться в заданном направлении. Для этого рассматриваются промежуточные результаты. Если выбранная стратегия и стратегическое планирование оказываются неэффективными, то вносятся изменения.
В процессе планирования и реализации стратегии принимается ряд решений и выполняются действия, направленные на достижение поставленных целей. Управленческая деятельность ― важный инструмент в этой схеме.
Стратегическое планирование в системе стратегического управления осуществляется при задействовании следующих видов управленческой деятельности:
Все базовые стратегии планирования включают вышеперечисленные виды деятельности. В зависимости от процесса реализации задач данный список можно расширить.
Стратегическое планирование в системе менеджмента ― это надежный инструмент, позволяющий правильно ставить задачи и эффективно их достигать. Грамотно выработанная стратегия обеспечивает точность действий, слаженную работу коллектива и положительный конечный результат.
Власти Якутии сообщили об остановке работы двух обогатительных угольных фабрик компании «Колмар» из-за переизбытка угля…
Корпорация Apple отчиталась о снижении выручки в России более чем в 23 раза за 2023…
Перевозки по российским железным дорогам падают Погрузка на железных дорогах РФ в первом квартале заметно…
Этот веб-сайт использует файлы cookie
подробнее