Синергический эффект ― это эффект от взаимодействия скоординированных, рекламных и маркетинговых действий, объединенных одной целью. Такие действия должны быть направлены на достижение определенного результата.
Синергизм ― один из эффективных способов продвижения товаров и бизнеса. Он активно используется в маркетинге и менеджменте, позволяет выстроить функционирование отдела так, чтобы все инструменты работали на пользу предприятия.
Синергетические эффекты ― термин, который можно услышать в любой современной компании. Чаще всего его применяют на крупных предприятиях, где требуется активная и постоянная реклама выпускаемой продукции.
Результат достигается благодаря правильному планированию и координации, грамотной организации взаимодействия инструментов и людей, участвующих в процессе. Важна корректно выстроенная работа людей и технических средств.
Термин «синергетика» появился на Западе в 1969 году благодаря профессору Герману Хакену. Он полагал, что синергетика ― это целая наука, изучающая системы, состоящие из большого количества людей, взаимодействующих между собой с определенной целью.
Изначально термин использовался в физике для изучения изменений, происходящих на микроуровне. Затем определение термина немного изменил И. Адизес.
Он считал, что синергичный эффект ― это процесс улучшения результатов за счет взаимодействия различных финансовых инструментов и деятельности организации.
Понять принцип эффекта можно на примерах из повседневной жизни.
Самый простой пример синергетического эффекта ― человеческий организм. Каждый орган выполняет определенную функцию, но только при совместной работе всех систем обеспечивается жизнеспособность организма.
Синергизм часто определяется в виде равенства: «1+1=3», «2х2=5». Если взаимодействие показало отрицательный результат, то результат называется «2х2<4».
Рассматривая синергизм как экономическое понятие, выделяют несколько видов.
В зависимости от взаимодействующих субъектов синергизм подразделяется на несколько видов:
В зависимости от места нахождения предприятия и субъекта, синергизм подразделяется еще на несколько видов:
Еще одно подразделение ― по результатам. Если субъекты взаимодействуют друг с другом, то результат положительный. При отсутствии взаимодействия факторов и элементов наблюдается отрицательный результат.
Положительный синергетический эффект в менеджменте достигается направлением в одно русло основных действии:
В маркетинге синергизм проходит три уровня развития.
1. На первом уровне эффект возникает при взаимодействии элементов коммуникативной системы одного вида, но воздействующих на разные каналы восприятия информации у человека.
К ним относится слух, зрение, обоняние и осязание. Например, телевизионная реклама работает лучше, чем радиореклама. Здесь наблюдается воздействие сразу на два органа чувств ― слух и зрение, в отличие от радиорекламы, где задействуется только слух.
Еще лучше работает реклама с дегустацией. Здесь задействуются все органы чувств. Потенциальный покупатель слышит запах, видит цвет и консистенцию товара, может попробовать его на вкус. Такая реклама максимально эффективна.
2. На втором уровне синергизм проявляется в комплексном использовании средств продвижения товаров или компании.
Так, даже самая эффективная реклама будет работать еще лучше при одновременном запуске с мероприятиями по стимулу сбыта. Здесь уже наблюдается синергическое взаимодействие разных элементов маркетинга.
3. На третьем уровне присоединяются другие методы продвижения товаров, задействуются все имеющиеся инструменты.
Достижение синергетического эффекта возможно только при взаимодействии маркетинговых инструментов и слаженной работы персонала.
Синергетический эффект бывает положительным или отрицательным. Результат зависит от опыта, мотивации персонала, профессионализма руководителей и качества оборудования. Слияние этих элементов формирует определенный потенциал.
Низкий потенциал возникает при нехватке оборудования или его неполном комплекте, увольнении сотрудников, приеме некомпетентного работника. Чем более элементов далеки до идеала, тем выше вероятность отрицательного эффекта.
Положительный эффект проявляется следующими характеристиками:
Но при оценке результатов трудно понять долю участия синергизма, поскольку задействуются и другие факторы.
Чтобы добиться положительного эффекта, нужно знать о существовании закона синергичности. О правилах его использования должны знать не только управленцы, но и подчиненные. Это необходимо для того, чтобы все процессы запускались вместе, без недовольства со стороны персонала.
Например, начальство покупает новое оборудование, но оно работает с перебоями, либо требует больше усилий, что вызывает негативные эмоции у работников. Такой эффект нельзя назвать положительным.
Еще один яркий пример неправильного использования закона синергии ― прием новых сотрудников с учетом только их знаний и опыта. Для положительного результата нужно рассматривать способность работать в коллективе, коммуникативные навыки.
Новый сотрудник должен уметь работать в команде, экологично взаимодействовать с другими, чтобы добиваться максимальных показателей и не нарушать рабочую атмосферу.
Наличие синергетического эффекта отражается в коллективе следующими признаками:
Получение синергетического эффекта ― это результат внедрения закона синергии. Отсутствие положительной динамики тоже считается результатом.
На синергетический эффект влияет три базовые среды:
Первые две среды можно изменить, чтобы они работали на пользу предприятию. Для этого используется закон синергии, который может быть реализован тремя способами.
1. Начальство и подчиненные не пользуются законом, либо не знают о его существовании.
Основа дисциплины и метод достижения целей ― прямое подчинение руководству, соблюдение установленных правил и требований. Руководство следит за работой и исправностью оборудования, личностными качествами подчиненных.
Выглядит это логично и правильно, поскольку полностью налажен производственный процесс. Но по факту устаревшее оборудование не может работать на полную мощность, сотрудники не умеют выполнять задачи в команде.
2. Руководство знает о законе, а подчиненные – нет.
В этой ситуации управленцы пытаются организовать работу так, чтобы добиться положительного результата от набора ресурсов. Акцент делается на оборудование и сырьё, персоналу уделяется меньше внимания.
Здесь положительный результат возможен, но маловероятен, поскольку отсутствует согласованность действий между руководством и подчиненными.
3. Руководство, подчиненные знают и активно используют закон синергии. Положительный результат обеспечен.
Работа строится на совместном выполнении задач, активном задействовании ресурсов компании. Команда работает слаженно, выполняет все предъявляемые требования.
Это позволяет рационально использовать сырье, уменьшать расходы и увеличивать доходы. При таком подходе присутствует благоприятный микроклимат в коллективе, персонал работает слаженно, учитываются желания друг друга.
В таких компаниях практически нет кадровой текучки, поскольку мало кто из персонала не удовлетворен работой. Добиться гармонии сложно, внедрение закона может потребовать много времени, но результат обычно долгосрочный, выгодный для всех сотрудников.
Для положительной динамики развития компании от руководства требуется организовать реализацию закона синергии. Предприятие можно назвать организмом, в котором только при совместной работе всех отделов возможно сохранение жизнеспособности.
Как это сделать правильно ― согласовывать покупки оборудования с работниками, нанимать новых сотрудников с учетом их способности работать в команде, не отказываться от помощи подчиненным.
Если управленцы не будут отворачиваться от штатных сотрудников, то такой подход покажет максимальную эффективность.
Cуд в Приморье взыскал 17,4 млрд рублей с рыбопромышленников Дальнего Востока Арбитражный суд Приморского края…
В России количество гостиничных номеров под управлением иностранных операторов с начала 2022 года сократилось почти…
Власти Якутии сообщили об остановке работы двух обогатительных угольных фабрик компании «Колмар» из-за переизбытка угля…
Этот веб-сайт использует файлы cookie
подробнее