Синергетические эффекты: суть, принцип действия, польза от использования

Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»

«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»


Получить руководство


Нет, спасибо

Синергетические эффекты

Татьяна Добрякова
Время чтения: 5 минут
0
2461

Синергетические эффекты

Синергический эффект ― это эффект от взаимодействия скоординированных, рекламных и маркетинговых действий, объединенных одной целью. Такие действия должны быть направлены на достижение определенного результата.

Синергизм ― один из эффективных способов продвижения товаров и бизнеса. Он активно используется в маркетинге и менеджменте, позволяет выстроить функционирование отдела так, чтобы все инструменты работали на пользу предприятия.

Особенности эффекта

Синергетические эффекты ― термин, который можно услышать в любой современной компании. Чаще всего его применяют на крупных предприятиях, где требуется активная и постоянная реклама выпускаемой продукции.

Результат достигается благодаря правильному планированию и координации, грамотной организации взаимодействия инструментов и людей, участвующих в процессе. Важна корректно выстроенная работа людей и технических средств.

Термин «синергетика» появился на Западе в 1969 году благодаря профессору Герману Хакену. Он полагал, что синергетика ― это целая наука, изучающая системы, состоящие из большого количества людей, взаимодействующих между собой с определенной целью.

Изначально термин использовался в физике для изучения изменений, происходящих на микроуровне. Затем определение термина немного изменил И. Адизес.

Он считал, что синергичный эффект ― это процесс улучшения результатов за счет взаимодействия различных финансовых инструментов и деятельности организации.

Понять принцип эффекта можно на примерах из повседневной жизни.

  • Одна рука хорошо перебирает струны на гитаре, но только при взаимодействии со второй рукой получается мелодия.
  • Программист, SEO-оптимизатор, дизайнер и копирайтер хорошо делают свою работу, но вместе они могут создать качественный и красивый сайт.
  • Кальций и витамин Д3 важны для организма, но вместе они лучше усваиваются, что повышает эффективность препарата.
  • Каждый музыкальный инструмент может сыграть мелодию. Если они сыграют все вместе, получится оркестр с более красивой музыкой.

Самый простой пример синергетического эффекта ― человеческий организм. Каждый орган выполняет определенную функцию, но только при совместной работе всех систем обеспечивается жизнеспособность организма.

Синергизм часто определяется в виде равенства: «1+1=3», «2х2=5». Если взаимодействие показало отрицательный результат, то результат называется «2х2<4».

Виды эффектов

Рассматривая синергизм как экономическое понятие, выделяют несколько видов.

  • Торговый. Применяется в тех случаях, когда товар проходит по одинаковым каналам распределения.
  • Операционный. Применяется при использовании более мощного оборудования и опытного персонала. Чтобы достичь положительного результата, для синергии задействуются самые мощные инструменты.
  • Инвестиционный. Эффект от совместной работы заводского оборудования, запасов сырья, задействование инженерных разработок на разных товарах.
  • Управленческий. Достигается при совместной работе высшего руководства и подчиненных.

В зависимости от взаимодействующих субъектов синергизм подразделяется на несколько видов:

  • бинарный ― взаимодействуют 2 субъекта;
  • тернарный ― взаимодействуют 3 субъекта;
  • тетранарный ― взаимодействуют 4 субъекта;
  • многофакторный ― возникает между организациями, которые имеют в своем составе систему связанных субъектов.

В зависимости от места нахождения предприятия и субъекта, синергизм подразделяется еще на несколько видов:

  • внутренний ― возникает внутри организации;
  • национальный ― возникает в пределах одной страны между компанией и субъектом;
  • международный ― возникает при нахождении компании или субъекта за пределами страны.

Еще одно подразделение ― по результатам. Если субъекты взаимодействуют друг с другом, то результат положительный. При отсутствии взаимодействия факторов и элементов наблюдается отрицательный результат.

Синергическое воздействие в менеджменте

Положительный синергетический эффект в менеджменте достигается направлением в одно русло основных действии:

  • наращивание доходов;
  • снижение расходов;
  • уменьшение потребности в получении инвестиций вне компании.

В маркетинге синергизм проходит три уровня развития.

1. На первом уровне эффект возникает при взаимодействии элементов коммуникативной системы одного вида, но воздействующих на разные каналы восприятия информации у человека.

К ним относится слух, зрение, обоняние и осязание. Например, телевизионная реклама работает лучше, чем радиореклама. Здесь наблюдается воздействие сразу на два органа чувств ― слух и зрение, в отличие от радиорекламы, где задействуется только слух.

Еще лучше работает реклама с дегустацией. Здесь задействуются все органы чувств. Потенциальный покупатель слышит запах, видит цвет и консистенцию товара, может попробовать его на вкус. Такая реклама максимально эффективна.

2. На втором уровне синергизм проявляется в комплексном использовании средств продвижения товаров или компании.

Так, даже самая эффективная реклама будет работать еще лучше при одновременном запуске с мероприятиями по стимулу сбыта. Здесь уже наблюдается синергическое взаимодействие разных элементов маркетинга.

3. На третьем уровне присоединяются другие методы продвижения товаров, задействуются все имеющиеся инструменты.

Достижение синергетического эффекта возможно только при взаимодействии маркетинговых инструментов и слаженной работы персонала.

Синергетические эффекты

Виды эффекта по результатам

Синергетический эффект бывает положительным или отрицательным. Результат зависит от опыта, мотивации персонала, профессионализма руководителей и качества оборудования. Слияние этих элементов формирует определенный потенциал.

Низкий потенциал возникает при нехватке оборудования или его неполном комплекте, увольнении сотрудников, приеме некомпетентного работника. Чем более элементов далеки до идеала, тем выше вероятность отрицательного эффекта.

Положительный эффект проявляется следующими характеристиками:

  • стабильное увеличение прибыли;
  • стабильное выполнение планов;
  • рост желания сотрудников повышать свою квалификацию;
  • прочные связи компании с внешним миров, международными предприятиями;
  • благоприятный психологический климат в коллективе.

Но при оценке результатов трудно понять долю участия синергизма, поскольку задействуются и другие факторы.

Чтобы добиться положительного эффекта, нужно знать о существовании закона синергичности. О правилах его использования должны знать не только управленцы, но и подчиненные. Это необходимо для того, чтобы все процессы запускались вместе, без недовольства со стороны персонала.

Например, начальство покупает новое оборудование, но оно работает с перебоями, либо требует больше усилий, что вызывает негативные эмоции у работников. Такой эффект нельзя назвать положительным.

Еще один яркий пример неправильного использования закона синергии ― прием новых сотрудников с учетом только их знаний и опыта. Для положительного результата нужно рассматривать способность работать в коллективе, коммуникативные навыки.

Новый сотрудник должен уметь работать в команде, экологично взаимодействовать с другими, чтобы добиваться максимальных показателей и не нарушать рабочую атмосферу.

Наличие синергетического эффекта отражается в коллективе следующими признаками:

  • хорошее настроение;
  • отсутствие или снижение заболеваемости в коллективе;
  • поддержка коллективной оплаты труда;
  • уменьшение времени технологического цикла;
  • использование замороженных ресурсов компании;
  • частичный отказ от услуг сторонних организаций;
  • активный выкуп акций своей компании;
  • улучшение организационной дисциплины;
  • выработка и поддержание традиций организации;
  • повышение интереса к профессиональному росту и обучению;
  • уменьшение усталости среди персонала;
  • осуществление благотворительной деятельности;
  • увеличение покупательского интереса к выпускаемому товару.

Получение синергетического эффекта ― это результат внедрения закона синергии. Отсутствие положительной динамики тоже считается результатом.

От чего зависит результат синергии

На синергетический эффект влияет три базовые среды:

  • глава организации, управленческий состав;
  • сотрудники компании;
  • внешние факторы.

Первые две среды можно изменить, чтобы они работали на пользу предприятию. Для этого используется закон синергии, который может быть реализован тремя способами.

1. Начальство и подчиненные не пользуются законом, либо не знают о его существовании.

Основа дисциплины и метод достижения целей ― прямое подчинение руководству, соблюдение установленных правил и требований. Руководство следит за работой и исправностью оборудования, личностными качествами подчиненных.

Выглядит это логично и правильно, поскольку полностью налажен производственный процесс. Но по факту устаревшее оборудование не может работать на полную мощность, сотрудники не умеют выполнять задачи в команде.

2. Руководство знает о законе, а подчиненные – нет.

В этой ситуации управленцы пытаются организовать работу так, чтобы добиться положительного результата от набора ресурсов. Акцент делается на оборудование и сырьё, персоналу уделяется меньше внимания.

Здесь положительный результат возможен, но маловероятен, поскольку отсутствует согласованность действий между руководством и подчиненными.

3. Руководство, подчиненные знают и активно используют закон синергии. Положительный результат обеспечен.

Работа строится на совместном выполнении задач, активном задействовании ресурсов компании. Команда работает слаженно, выполняет все предъявляемые требования.

Это позволяет рационально использовать сырье, уменьшать расходы и увеличивать доходы. При таком подходе присутствует благоприятный микроклимат в коллективе, персонал работает слаженно, учитываются желания друг друга.

В таких компаниях практически нет кадровой текучки, поскольку мало кто из персонала не удовлетворен работой. Добиться гармонии сложно, внедрение закона может потребовать много времени, но результат обычно долгосрочный, выгодный для всех сотрудников.

Для положительной динамики развития компании от руководства требуется организовать реализацию закона синергии. Предприятие можно назвать организмом, в котором только при совместной работе всех отделов возможно сохранение жизнеспособности.

Синергетические эффекты

Как это сделать правильно ― согласовывать покупки оборудования с работниками, нанимать новых сотрудников с учетом их способности работать в команде, не отказываться от помощи подчиненным.

Если управленцы не будут отворачиваться от штатных сотрудников, то такой подход покажет максимальную эффективность.

0

Автор публикации

не в сети 3 года

Татьяна Добрякова

0
Комментарии: 0Публикации: 250Регистрация: 08-02-2022

Получайте новую статью каждую неделю

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Понравилось?
Расскажите друзьям

Оцените статью
Оценка
[Всего: 2 Средний рейтинг: 5]
Предыдущая статья
Следующая статья

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
У меня есть пароль
Войти
Получите гостевой доступ

Бесплатный доступ к закрытым материалам сайта по коду, выданному на бесплатной встрече.

Записаться на встречу