Человеческую мотивацию изучают на протяжении нескольких десятилетий. Ученые пытаются понять, какие факторы стимулируют человека к продуктивной деятельности и достижению результатов. Ответ на этот вопрос важен в любой бизнес-среде, поскольку отсутствие желания выполнять свои должностные обязанности уменьшает объем прибыли. Эффективные методы борьбы с прокрастинацией и низкой продуктивностью предлагает теория мотивации Герцберга.
Фредерик Герцберг — американский исследователь, социальный психолог, одна из значимых фигур в сфере управления бизнесом. В 1959 году он с коллегами провел ряд исследований, направленных на то, чтобы выяснить, почему люди недовольны или довольны своей работой, оценить, как их восприятие влияет на производительность.
В исследовании принимали участие 200 инженеров и других работников из разных сфер производства. Участники должны были рассказать о ситуациях, когда работа им нравилась и у них было желание продолжать свою трудовую деятельность, а когда совсем не хотелось выполнять рабочие задачи. Все факторы, которые назвали участники эксперимента, разделились на две большие группы — вызывающие удовлетворение и вызывающие неудовлетворение.
На основе полученной информации все факты сгруппировали в 2 категории: гигиенические и мотивационные факторы.
1. Гигиенические факторы мотивации.
В соответствии с теорией Герцберга гигиенические факторы являются основной причиной возникновения удовлетворенности или неудовлетворенности своей работой. И хоть они не могут в полной мере удовлетворить потребности и желания человека, но могут снизить усталость. Если условия организации труда находятся на высоком уровне, то это повышает производительность труда, сохраняет здоровье сотрудников.
Что включают гигиенические факторы Фредерика Герцберга:
Перечисленные факторы Герцберга — неотъемлемая часть рабочего процесса. При этом они не влияют на мотивацию персонала, а только позволяют чувствовать себя безопасно и уверенно на рабочем месте. Безусловно, хорошая заработная плата и премия за выполнение плана мотивируют, но являются факторами постоянными, поэтому практически не влияют на чувства персонала.
При этом при наличии этой группы факторов нет недовольства, но нет и полной удовлетворенности. Причины этого — низкая зарплата, сложные отношения с руководством, отсутствие отпусков и нормальных выходных. Но наличия чистого комфортного стола и достойной зарплаты недостаточно для того, чтобы работники начали трудиться более продуктивно и полюбили свои обязанности.
Двухфакторная теория мотивации Герцберга предполагает, что работодатель должен заботиться о гигиенических факторах, но не использовать их как средство мотивации.
2. Мотивационные факторы.
Двухфакторная теория трудовой мотивации Ф. Герцберга включает факторы, которые непосредственно связаны с сущностью и характером самой деятельности:
Главным мотиватором каждого работника является интересная работа. Если он получает моральное удовлетворение в процессе выполнения своих должностных обязательств, то продуктивность будет только увеличиваться.
Большинство работодателей заинтересованы в том, чтобы работники показывали хорошую продуктивность. И для этого им нужно правильно применять мотивирующие и гигиенические факторы теории Герцберга.
В каждом случае подход должен быть индивидуальным. Это позволит избежать многих распространенных ошибок. В процессе реализации теории могут быть задействованы не все факторы.
Сложность внедрения двухфакторной мотивации Герцберга заключается в том, что нужно достичь баланса гигиенических и мотивационных факторов. Работать они могут только в совокупности, в противном случае возможен обратный эффект.
Вот примеры влияния комбинации факторов.
Работодатель должен поддерживать на уровне обе составляющие. Баланс факторов положительно влияет на работу компании.
Если рассматривать двухфакторную теорию мотивации Герцберга кратко, то к ее достоинствам можно отнести то, что это легкая модель, не требует специальных условий для внедрения и подходит всем сферам бизнеса. Это отличный вариант для повышения продуктивности персонала.
Теперь о недостатках.
Теория Герцберга может применяться для мотивации персонала. Но в каждом конкретном случае требуется ее доработка, с учетом особенностей компании и коллектива.
Убыток «Газпрома» в 2023 году составил 629 млрд руб. против прибыли годом ранее «Газпром» по…
Cуд в Приморье взыскал 17,4 млрд рублей с рыбопромышленников Дальнего Востока Арбитражный суд Приморского края…
В России количество гостиничных номеров под управлением иностранных операторов с начала 2022 года сократилось почти…
Этот веб-сайт использует файлы cookie
подробнее