Автопром — самая пострадавшая от санкций отрасль — TakeMyTime

Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»

«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»


Получить руководство


Нет, спасибо

Банк закрыли
Банки закрыли в стране 191 филиал
24.07.2023
газовая отрасль
Выручка газовой отрасли России по итогам 2023 года может снизиться более чем вдвое
07.08.2023
Лада гранта конвеер

Российский автопром признали нерентабельным, китайских машин может стать больше

После пандемии в российской автопромышленности наметилась положительная динамика, однако западные санкции вновь подкосили отрасль. Хотя в среднем после санкций производству удалось сохранить рентабельность на допандемийном уровне 2018–2019 годов, некоторые сектора экономики пострадали больше других. Кто понес убытки и есть ли у отстающих перспектива сократить разрыв — читайте в экспертном материале «Известий».

Неожиданные выводы

Автопром в период санкций оказался в числе главных аутсайдеров. По оценке аналитиков Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), падение составило порядка 11% по сравнению с 2019 годом. Меньше всего пострадали предприятия, работавшие с государственными заказами. Это железнодорожное машиностроение, авиа- и судостроение, военная техника. Чувствительными санкции оказались для производства компьютеров, электроники, оптических и металлических изделий.

Руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая находит данные исследования ЦМАКП интересными.

— Что касается аутсайдерских позиций по рентабельности (а фактически убыточности) таких отраслей, как автопром и деревообработка, и резкого спада в металлургии, такой результат, в общем, вполне ожидаем. Эти отрасли максимально ощутили влияние санкций и «добровольных санкций» в виде ухода из России крупнейших иностранных автоконцернов со сборочными производствами, — поясняет аналитик. Сократился выпуск продукции (в автопроме — критично), при выстраивании новых экономических связей выросли логистические и транспортные издержки. Всё это негативно сказалось на рентабельности, — пояснила она.

По мнению эксперта, не менее значим вывод исследования — что автомобилестроение и деревообработка, а также прочее транспортное машиностроение фактически пока работают «в режиме дефолта».

А вот выводы о низкой рентабельности в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий, производстве готовых металлических изделий и убыточность производства «прочих транспортных средств» — не столь ожидаемые, хотя и важные.

По мнению Ольги Беленькой, отчасти и в этом может проявляться влияние санкций на поставки оборудования и комплектующих.

— Но дело в том, что эти отрасли, а также производство электрооборудования, производство прочих транспортных средств (включая авиационную технику и судостроение) чаще всего связывают с гособоронзаказом. И именно эти отрасли уже достаточно длительное время показывают непропорционально сильный рост выпуска продукции, а также рост зарплат, — подчеркивает эксперт.

Так, по данным Росстата, в первом полугодии 2023 года при общем росте промпроизводства на 2,6% (к прошлому году) объем выпуска в отрасли производства компьютеров, электронных и оптических изделий увеличился на 30,4%, производства готовых металлических изделий — на 29,7%, производства прочих транспортных средств и оборудования — на 22%.

Аналитик также напоминает, что за январь–апрель 2023 года средняя зарплата в этих отраслях увеличилась на 21–23%, что значительно опережает среднероссийский прирост средней зарплаты за этот период (+11,4%).

— Это может означать, что отрасли, ориентированные на госзаказ, растут быстрее других и забирают больше ресурсов из экономики, — говорит собеседница. — Но при этом авторы указывают на их низкую рентабельность, то есть низкую экономическую эффективность. В перспективе это может привести к снижению эффективности всей экономики в целом. В частности, это может случиться из-за того, что стоимость ресурсов для частного сектора растет (а доступность снижается), а менее эффективные сектора увеличивают свою долю в экономике.

Но есть и позитивные стороны. Пока рентабельность российской экономики остается на доковидном уровне, при этом в кластере хорошей или растущей доходности оказались химия, производство резиновых и пластмассовых изделий, пищевая промышленность, производство мебели, стройматериалов, машин и оборудования, электротехника и т.д.

— Можно сделать вывод, что часть секторов достаточно успешно справляются с импортозамещением, а химическая промышленность, также столкнувшаяся с проблемами в прошлом году из-за экспортных ограничений, постепенно восстанавливается, — резюмирует Ольга Беленькая.

Большое будущее… для китайских партнеров

Что касается автомобильной промышленности, то хорошего мало, комментирует управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева.

— Автомобили зарубежных марок производят в России с иностранными компонентами. Своего производства для покрытия реального спроса не хватает, — поясняет эксперт.

По словам аналитика, после ухода зарубежных компаний на первый план вышел Китай. Пекин получил огромный рынок для развития автопрома. Заводы строят с нуля или покупают у уходящих с рынка компаний.

— Это огромные миллиардные инвестиции. Недостатка комплектующих эти предприятия не испытывают. Пример позитивного кейса — завод Haval в Тульской области. А вот многострадальный «Фольксваген» в Калуге наконец-то приобрел российский холдинг «Авилон», крупнейший автодилер страны. Цена сделки, согласно отчетности «Фольксвагена», составила 11 млрд рублей. Полноценное производство автомобилей (скорее всего, китайских брендов) после перенастройки линий планируют запустить в следующем году, — поясняет Екатерина Косарева.

В отсутствие конкуренции как таковой продажи китайских авто бьют рекорды. По данным Ассоциации европейского бизнеса, с января по май 2023 года россияне купили на 71% китайских машин больше по сравнению с тем же периодом прошлого года.

— В натуральном выражении это свыше 70 тыс. штук. В ближайшие годы прирост продаж, скорее всего, будет двузначным. При этом о развитии российских автомобилей, произведенных целиком из отечественных комплектующих, к сожалению, говорить не приходится, — считает эксперт.

«Отвертка» вредит доходности

Автомобильная отрасль в России никогда не была лидером по рентабельности именно по причине серьезной зависимости от иностранных комплектующих и высокой конкуренции бизнеса, утверждает эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артем Клюкин.

— Но последовавшие после начала СВО западные рестрикции в отношении России нанесли отрасли болезненный удар. Поставки многих автокомпонентов были остановлены, пришлось вносить изменения в комплектацию выпускаемых марок автомобилей, а некоторые модели и вовсе снимать с производства, — уточняет эксперт.

При этом автозаводы, принадлежащие компаниям из недружественных стран, совсем остановили производство, а это не могло не отразиться на рентабельности отрасли в целом. По мнению респондента издания, сейчас ситуация несколько выправляется.

— Российские автопроизводители начинают наращивать выпуск автомобилей, некоторые заводы ушедших компаний снова запускаются — уже с другими собственниками и другими моделями. Но тем не менее рентабельность еще долго будет оставаться на низких уровнях, — подчеркивает Артем Клюкин.

По его словам, новые модели — это преимущественно отверточная сборка, не дающая значительного прироста прибавочной стоимости. Кроме того, новые поставки комплектующих не всегда обеспечивают приемлемое качество деталей, а значит, растет списание запчастей. Также от закрытия западных рынков существенно пострадали деревообрабатывающая промышленность и металлургия.

Однако прогноз на будущее у эксперта скорее оптимистичный.

— По мере выстраивания логистики на новых направлениях негативные эффекты для промышленности будут снижаться, — прогнозирует Артем Клюкин.

0

Автор публикации

не в сети 2 дня

admin

0
Комментарии: 0Публикации: 683Регистрация: 23-09-2017
Поделиться:

Оставьте заявку, наш специалист свяжется с вами и ответит на вопросы

Размер файла не должен превышать 20mb

Заполняя форму, вы принимаете политику конфиденциальности Я ознакомился с информацией изложенной на сайте Я согласен на получение информационных и рекламных писем


Авторизация
*
*
Генерация пароля

Политика конфиденциальности

Наша компания уважительно относится к правам клиента. Соблюдается строгая конфиденциальность при обработки заявок. Сведения надёжно сохраняются и защищены от передачи. Согласием на обработку данных клиента, исключительно с целью оказания услуг, является размещение заявки на сайте. К персональным данным относится личная информация о клиенте: домашний адрес; имя, фамилия, отчество; сведения о рождении; имущественное, семейное положение; личные контакты (телефон, электронная почта) и прочие сведения, которые перечислены в Законе РФ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. Клиент вправе отказаться от обработки персональных данных. Нами в данном случае гарантируется удаление из наших баз всех персональных данных в трёхдневный срок в рабочее время. Подобный отказ клиент может оформить простым электронным письмом на адрес, указанный на странице нашего сайта.

Требования к формату заявки на продвижение по «Закрытым базам» контактов

1. Наличие актуального фото

2. Указан возраст

3. Прикреплён файл сопроводительного письма

4. Указан уровень текущего и желаемого дохода

5. Перечислены желаемые должности

6. Указаны наименования всех мест работы и занимаемых должностей

7. Указано образование

8. Указано знание иностранных языков

9. Указан город проживания

10. Перечислены регионы поиска работы

У меня есть пароль
Войти
Получите гостевой доступ

Бесплатный доступ к закрытым материалам сайта по коду, выданному на бесплатной встрече.

Записаться на встречу