Бизнес-кейсы для руководителей: как правильно решать и презентовать

Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»

«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»


Получить руководство


Нет, спасибо

Бизнес-кейсы для руководителей

Татьяна Добрякова
Время чтения: 7 минут
0
193

Бизнес-кейсы для руководителей

Тем, кто претендует на должность руководителя или консультанта по вопросам управления, потребуется решить, как минимум, один кейс во время прохождения собеседования.

Такая практика может напугать новичков, хотя строгие требования к оформлению решений кейсов для руководителей есть только у консалтинговых компаний Big Four («Большая четвёрка»). В остальных случаях достаточно ясного, четкого и структурированного изложения мыслей.

Кейс-интервью используется для проверки аналитических и личностных навыков кандидата применительно к бизнесу. Лучший способ произвести хорошее впечатление и продемонстрировать свои компетенции на практике ― правильно решенный и презентованный кейс.

Задачи, которые на английском называются business case, обычно представляют собой реальные деловые ситуации, с которыми интервьюер сталкивался ранее или которые имеют отношение к должности, на которую проводится собеседование.

Кейсы на управленческие навыки работники HR-службы могут давать уже работающим сотрудникам для того, чтобы выявить и оценить потенциальных лидеров. Поэтому информация о подходах к решению подобных задач может пригодиться всем офисным работникам.

Проведение кейс-интервью

Во время кейс-интервью кандидату описывают возможную или реальную (уже случившуюся в прошлом) бизнес-ситуацию. В зависимости от задачи нужно решить проблему или продемонстрировать аналитические навыки.

Ситуации, представленные на кейс-интервью, обычно нетипичные. Первичные условия неполные и требуют от кандидата поиска «правильных» вопросов. Иногда претенденту, наоборот, выдают полные условия и ожидают, что тот сформулирует ответ без дополнительной помощи.

Интервьюер может наблюдать за ходом решения кейса, просить давать комментарии в процессе. Но часто бывает, что кейсы для оценки руководителей дают домой, и к назначенному сроку ждут от кандидата полноценную презентацию.

Основные цели

Подобные собеседования проводятся для того, чтобы наниматели могли лучше оценить способность кандидата решать проблемы и мыслить аналитически.

Например, претендентам на должность консультанта по вопросам управления, интервьюер может предложить больше задач на анализ представленной информации. Будущему руководителю компании или департамента, работающего в финансовой сфере, придется выполнять расчеты и решать логические задачи, находясь под психологическим давлением.

Если интервьюер просит решать кейс прямо перед ним, то скорее всего задача не имеет правильного ответа. Здесь важно продемонстрировать логику и последовательность мыслей, собственное видение ситуации.

Общие советы для успешного прохождения case-собеседования

Самый простой и очевидный совет ― заранее отыскать управленческие кейсы для руководителей с ответами и понять принцип их решения. Однако важно и то, как кандидат ведет себя в процессе.

1. Возьмите с собой ежедневник, ручку, калькулятор.

Многие компании не разрешают интервьюируемым делать заметки или даже использовать бумагу для подсчетов. Таким образом оценивают скорость мышления, способность к запоминанию. Иногда под запретом только смартфоны, а вот стандартные калькуляторы можно использовать. Бывает, что на собеседовании предоставляют все необходимое, но нередки случаи, когда разрешают использовать всё принесенное с собой. Поэтому лучше всегда иметь под рукой ежедневник и ручку.

2. Не бойтесь задавать уточняющие вопросы.

Часто управленческие кейсы для руководителей представляют собой ограниченный набор данных, на основании которых нужно сделать выводы. Но обычно о таких типах заданий предупреждают заранее. Иногда для того, чтобы понять поставленную задачу, необходимо просто правильно задать уточняющие вопросы. Главная цель ― полностью понять, чего именно интервьюер ожидает в результате. Уточняющие вопросы также помогают найти направление, в котором нужно двигаться при формулировании ответа.

3. Используйте отведенное время по-максимуму.

Не нужно спешить и демонстрировать свои способности к очень быстрому решению задач. Обычно составители заданий дают на решение кейса ровно столько времени, чтобы прийти к нужному ответу, но при этом находиться в напряжении. Если вы нашли решение очень быстро, прежде чем провести презентацию, лучше несколько раз проверить нет ли ошибок.

4. Анализируйте только полученные данные.

Если рассматривать кейсы для руководителей с решениями, можно заметить, что одна из самых больших ошибок ― делать предположения и основывать на них свои решения. Лучше изначально относиться к любой информации, которая не была представлена в первичных условиях или самим интервьюером, как к ложной. Желательно строить свои ответы фразами «на основе предоставленных данных», «по информации полученной от…». Это простой метод самоконтроля, который помогает держаться в рамках фактических данных.

5. Структурируйте ход рассуждений и результат.

Структурирование хода мыслей — важный шаг в общей презентации результата. Можно представить логику решения в виде дерева проблем или по принципу пирамиды. Главное убедиться, что все мысли изложены последовательно и понятно. Если необходимо, объясните устно, как именно вы пришли к результату. Интервьюеры хотят иметь возможность не просто оценить итог, но и понять ход размышлений. Поэтому объяснение иногда важнее, чем само решение.

6. Не демонстрируйте растерянность или панику.

Даже если вы пересмотрели все возможные кейсы для руководителей с ответами, работодатель всегда может предложить что-то действительно неординарное. Но и деятельность топ-менеджера редко проходит строго по учебнику. Как бы ни было сложно, нужно постараться демонстрировать энтузиазм или хотя бы интерес к решению поставленной задачи. Если вы зашли в тупик, то не стесняйтесь попросить предоставить дополнительные разъяснения.

Как оформить решение бизнес-кейса

Как оформить решение бизнес-кейса

Если бизнес-кейс был выдан в качестве «домашнего задания», то скорее всего интервьюер ожидает не простого письма с результатом, а графических таблиц, детальных презентаций.

Бесплатные примеры кейсов с решениями для руководителей обычно не содержат подобной информации. Лучше уточнить, в каком виде хотел бы увидеть результат интервьюер. Можно следовать следующему алгоритму решения кейса.

Шаг 1. Конкретные факты.

Далеко не всегда в условиях указана информация в структурированном виде. Иногда кандидату предоставляют кипу бумаг, переписки или даже пространные описания. Поэтому первоочередная задача ― собрать и скомпоновать все значимые факты. Чтобы помочь себе, запомните вопросы: «Кто? Что? Когда? Где? Почему?». И задавая их, можно каждую ситуацию разложить на конкретные исходные данные.

Шаг 2. Схема (дерево решения).

Следующий шаг ― описание процесса решения проблемы, хода аналитического исследования. Приоритетное внимание нужно уделять наиболее важным аспектам, прямо поставленным вопросам. Но дополнительным плюсом будет выявление скрытых проблем.

Единой формулы не существует, ведь тогда не потребовалось бы изучать разнообразные примеры кейсов для руководителей с ответами. Но можно следовать следующей структуре.

В основу дерева или пирамиды записать ответ на вопрос: «Какую проблему вы планируете решить в этом кейсе?». Особенно важно полно и четко заполнить эту графу тем, кто получил «задание без задания».

Далее пошагово необходимо подробно описать путь решения проблемы. Если, например, задача была «проанализировать», то необходимо продемонстрировать знание инструментов бизнес-анализа.

Шаг 3. Несколько примеров из практики.

В процессе работы над бизнес-кейсом желательно проводить параллели со своим опытом. Основную презентацию нужно оформить так, чтобы читатель быстро получил емкую информацию. Дополнительно можно оформить сопроводительное письмо, в котором описать собственный опыт, релевантный кейсу.

Важно! Не нужно превращать всю презентацию в описание своих достижений. Для этого есть резюме. Идеальный вариант ― презентация с графическими элементами и сопроводительное письмо на один лист.

Презентацию рекомендуется оформлять от третьего лица, а сопроводительную записку — от первого. Обязательно используйте глаголы с активным действием, можно добавить цитаты, ссылки.

Шаг 4. Форматирование, проверка ошибок.

Заключительный этап ― форматирование презентации. Важно позаботиться о читабельности документа. Рекомендуется разбить текст на блоки, выделить жирным шрифтом цитаты и убедительные аргументы.

Убедитесь, что заголовки, подзаголовки и основной текст различаются по размеру, цвету и шрифту, но при этом не отвлекают внимание читателя. Оформляйте презентацию так, чтобы всё было понятно без дополнительных разъяснений.

Перед отправкой нужно еще раз вычитать документ на предмет опечаток, грамматических ошибок. Помарки такого рода могут испортить первое впечатление.

Примеры кейсов для руководителей

Уважающие себя компании разрабатывают кейсы в индивидуальном порядке для каждой позиции. Поэтому изучать кейсы для управленцев с ответами стоит только для того, чтобы понять суть разных заданий.

Самые сложные варианты обычно предлагают компании BIG 4. Можно решить задания прошлых годов для того, чтобы чувствовать себя более уверенно.

Ниже представлены простые примеры разных типов бизнес-кейсов.

1. Клиент консалтинговой компании (или предмет руководства будущего топ-менеджера) ― отель, расположенный в столице страны. На данный момент клиентская база на 90% состоит из иностранных туристов. Какие дополнительные услуги может предложить отель, чтобы максимизировать прибыль? Стоит ли стремиться к уменьшению (или наоборот увеличению) процента «нетипичных» гостей и почему?

Этот тип кейса требует демонстрации понимания особенностей конкретного рынка и используется для определения способности кандидата прогнозировать направления развития.

2. Сколько автомобилей ежегодно продается в Москве (МО)?

Простой на первый взгляд вопрос касается оценки и понимания рынка. Обычно такой кейс в разных вариациях дают прямо на интервью и в лучшем случае разрешают «подсмотреть» в интернете количество жителей города. Далее кандидату приходится самостоятельно демонстрировать аналитические и логические способности, выстраивать причинно-следственные связи.

3. Владелец бизнеса недавно открыл несколько новых кафе (одно в проходном месте у ж/д вокзала, второе — в тихом спальном районе). В настоящее время собственник принимает решение о том, что лучше поставить в туалетной комнате, чтобы клиенты могли сушить руки. Рассматривается два варианта: электрические сушилки горячим воздухом и бумажные полотенца. Необходимо помочь владельцу принять решение и в дальнейшем масштабировать результат на сеть из 100 кафе.

Кейс этого типа обычно дают в качестве «домашнего задания» перед основным интервью. Кандидат должен отыскать цены, рассчитать затраты с учетом вводных данных. Необходимо подготовить презентацию с инфографикой, а также пояснительную записку.

Правильно выполненный бизнес-кейс ― залог успешного прохождения собеседования. Важно уделять достаточно внимания подготовке и оформлению ответа.

Книги для подготовки к case-интервью

Заучивать бизнес-кейсы для руководителей с ответами нет никакого смысла. Лучше уделить больше времени изучению бизнес-теорий и нюансов их применения в реальных жизненных ситуациях.

Хорошее пособие ― бестселлер «От хорошего к великому» Джеймса Коллинза.

Книга была продана тиражом более миллиона экземпляров по всему миру. На страницах можно найти реальные решения бизнес-кейсов, различные теории, а также информацию о крупных компаниях.

В этой книге по менеджменту описывается, как хорошая компания становится великой. Первое издание было впервые опубликовано в 2001 году. С тех пор бестселлер несколько раз переиздавался с учетом изменений стандартов современного рынка.

«От худшей к первой» ― не такая популярная, но не менее информативная книга.

Ее автор Гордон Бетьюн был руководителем авиакомпании Continental Airlines. В книге собраны различные тематические исследования историй успешных предпринимателей, а также реальные примеры из жизни самого Бетьюна.

В легкой и непринужденной манере описаны различные типы бизнес-стратегий, инновационных идей. Но самое ценное ― примеры из практики, которые помогут в решении бизнес-кейсов.

Книги для подготовки к case-интервью

Тщательная подготовка к интервью придаст уверенности, что в свою очередь поможет интервьюерам увидеть в кандидате лидера. Но слишком идеальные отрепетированные речи могут, наоборот, ухудшить впечатление.

0

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Татьяна Добрякова

0
Комментарии: 0Публикации: 249Регистрация: 08-02-2022

Получайте новую статью каждую неделю

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Понравилось?
Расскажите друзьям

Оцените статью
Оценка
[Всего: 0 Средний рейтинг: 0]
Предыдущая статья
Следующая статья

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Генерация пароля
У меня есть пароль
Войти
Получите гостевой доступ

Бесплатный доступ к закрытым материалам сайта по коду, выданному на бесплатной встрече.

Записаться на встречу