Первое впечатление нельзя произвести дважды. Однако чаще всего при просьбе рассказать о себе мы автоматически выбираем неверный вариант:
болтаем без умолку, вспоминая детство в песочнице
или молчим, судорожно соображая, с чего начать
Итак, вот что вы можете сделать уже сейчас для создания ёмкой, понятной и убедительной самопрезентации.
Подготовка
Самопрезентация — это рассказ о себе кратко и ясно, однако в связи с конкретным поводом. Это может быть: собеседование на работу, встреча с партнерами, коллегами или выступление в качестве эксперта.
Идеальная самопрезентация занимает 3-5 минут. Чтобы случайно не уйти в сторону от темы и не затянуть её, напишите текст заранее.
Проговорите его вслух, чтобы понять:
нет ли неудобных фраз, на которых можно запнуться
логичен ли рассказ или вы прыгаете с темы на тему
понравится ли вам такая самопрезентация, если вы услышите ее от кого-то другого
Если вы не уверены в своих ораторских способностях, попробуйте «поиграть» с темпом речи, тембром голоса, акцентами. Выберите стиль, который будет комфортен и вам, и вашим слушателям.
Вопреки известной рекомендации, лучше не репетировать перед зеркалом, если вы не обучались ораторскому мастерству. Так вы не научитесь концентрироваться на содержании речи или слушателях, а только будете отвлекаться на то, как выглядите и искать недостатки в своей внешности.
Самопрезентация при приеме на работу — такая же продажа, как и в бизнесе.
И ее задачи:
донести, кто вы и какими навыками обладаете
показать ваши ключевые преимущества
объяснить выгоды от сотрудничества с вами (от найма на работу)
оставить как можно меньше вопросов
Тем не менее, к вопросам тоже стоит быть готовым. О возможных ответах на них мы уже писали в статье о собеседовании на должность руководителя.
Образ
У вас есть 30 секунд на то, чтобы сформировать положительное мнение о себе. Причем первое впечатление о человеке обычно складывается всего за 7 секунд. И чтобы не тратить оставшиеся 23 на спасение ситуации, продумайте заранее свой внешний вид.
Постарайтесь узнать о корпоративной культуре той компании, куда вы отправляетесь, и максимально придерживаться ее правил.
Наглаженный костюм за несколько тысяч евро может оказаться настолько же неуместным, как и спортивные штаны.
Именно по внешнему виду и стилю одежды мы подсознательно относим человека к категории «свой» или «чужой». Вот потому и не стоит слишком сильно выделяться на фоне собеседующих вас сотрудников со стороны работодателей.
Если вы не совсем уверены в своем выборе, руководствуйтесь простым правилом. Скромная и опрятная деловая одежда в спокойных тонах всегда лучше, чем показная роскошь.
Реальный статус всё равно невозможно скрыть за дорогим «фасадом», а аккуратная простота его не понизит.
Поведение
-
Ваш голос
Говорите так, как обычно. Следите за тем, чтобы голос не срывался и не хрипел. Если у вас пересыхает в горле, держите при себе небольшую бутылку минеральной воды без газа.
-
Доброжелательность
Как бы вы ни переживали, постарайтесь сохранить спокойное выражение лица и легкую улыбку. Если вы будете рассказывать о себе со слишком серьезным видом, то покажетесь напряженным.
-
Диалог
Сказав всё, что хотели, сами предложите слушателям задать вам вопросы. Это поможет расположить их к себе и показать, что вы готовы к общению.
-
Невербальные сигналы
Ваши жесты не должны быть слишком эмоциональными.
Некоторые подсознательно начинают втягивать в себя шею, чтобы «слиться с фоном». Держите спину прямо, когда сидите или стоите. Ваша уверенность должна быть заметна окружающим.
Избегайте «закрытых поз», например, со скрещенными ногами и руками в «замке».
Важные детали презентации руководителя
С первых же секунд постарайтесь привлечь внимание и заинтересуйте слушателей.
В этом могут помочь и приемы сторителлинга, и уместная цитата или метафора. Обратитесь к личному опыту людей, напомните им возможные ситуации или пережитые впечатления.
Когда внимание направлено на вас, спокойно расскажите всё, что запланировали. Будьте собой и не старайтесь показаться умнее или серьезнее.
Не игнорируйте метафоры — они запоминаются намного лучше, чем простые характеристики ваших качеств. Весь мир до сих пор помнит, как боксер Мохаммед Али описал свою скорость:
«Я настолько быстрый, что вчера ночью в своем номере я выключил свет, ударив по выключателю, и успел лечь в постель до того, как он погас.»
Важно найти уместное сравнение для деловой аудитории и не перегнуть палку.
Используйте простые и понятные слова и термины.
Многие люди в деловом сообществе не одобряют чрезмерное использование научных терминов, сленга и американизмов.
Даже если внутри компании вы постоянно общаетесь на жаргоне рекламщиков или айтишников, то во время своей самопрезентации лучше говорить «хорошо» вместо «окей».
Как мы уже говорили, самопрезентация при приеме на работу — это тоже продажа. Не перехвалите себя, но и не забывайте, что у каждого качества есть две стороны. Любой недостаток содержит в себе достоинство. Оберните это в свою пользу.
Для подготовки вы можете пройти ораторский тренинг, однако вам может не понадобиться большая часть материала.
В большинстве случаев для создания успешной презентации руководителя достаточно освоить базовые приемы и «фишки» из практического опыта. И над этим мы тоже работаем в проектах по трудоустройству клиентов «TakeMyTime».