Анализ деловой активности предприятия: понятие, суть, показатели

Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»

«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»


Получить руководство


Нет, спасибо

Анализ деловой активности предприятия

Татьяна Добрякова
Время чтения: 6 минут
0
4721

Анализ деловой активности предприятия

Деловая активность предприятия — это любой вид деятельности, связанный с производством товаров или предоставлением услуг. Компании (например, благотворительные общества), цель которых не получение прибыли, а другие задачи, также могут иметь деловую активность. Однако в большинстве случаев расчет показателей и коэффициентов необходим именно для коммерческих предприятий.

Виды деловой активности

В бухгалтерском учете выделяют 3 группы деятельности: операционную, инвестиционную и финансовую. Экономисты могут анализировать бизнес-процессы, разбив их по секторам, в соответствии с этапом в производственной цепочке.

Первичный сектор экономики включает в себя добычу и обработку природных ресурсов. При планировании деловой активности на уровне государства также учитывается несколько подсекторов: горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, рыболовство и т.д.

Продукция первичного сектора обычно поступает во вторичный для дальнейшей переработки в конечные товары. Во вторичный сектор входят производство и строительство. Производители превращают сырье в полуфабрикаты или готовую продукцию. Затем полуфабрикаты отправляются другим производителям для обработки конечной продукции. Таким образом, вторичный сектор производит конечные товары.

Третичный сектор включает деятельность, связанную с предоставлением услуг предприятиям, домашним хозяйствам или другим организациям. К нему относятся: торговые, банковские, страховые, гостиничные и транспортные услуги.

Иногда в отдельный сектор выделяют интеллектуальные услуги, связанные с исследованиями и разработками, вычислительной техникой, информационными и коммуникационными технологиями.

Виды деловой активности также можно распределить по цепочке создания стоимости. Основные типы деятельности состоят из следующих элементов.

  • Входящая логистика ― транспортировка материалов на производственные объекты и ряд других, связанных с этим, действий: складирование, хранение.
  • Операционная деятельность ― преобразование входящих ресурсов в исходящие.
  • Исходящая логистика ― включает в себя доставку продукции клиентам, включая промежуточное складирование и соответствующие информационные потоки.
  • Маркетинг и продажи ― продвижение продуктов компании, а также развитие долгосрочных коммуникаций, отношений с партнерами и клиентами.
  • Сервис, послепродажное обслуживание ― включает в себя все действия по обслуживанию клиентов после получения ими продукта.

При анализе деловой активности учитываются вспомогательные мероприятия. Например, можно проанализировать деятельность, связанную с финансами, правом, страхованием. У кадровых агентств ― это найм, развитие, обучение и трудоустройство кандидатов.

Анализ показателей деловой активности организации

Это процесс выявления всех регулярных процессов в организации и определения того, какие изменения необходимо внести, чтобы повысить общую ценность, прибыльность. Если рассматривать повседневные задачи финансового аналитика, то можно сказать, что его работа будет включать в себя наблюдение за деятельностью разных департаментов, сбор информации от сотрудников, исследование результатов работы. Он анализирует как отдельные отделы, так и всю организацию в целом, для внедрения улучшений на каждом уровне.

Оценка деловой активности предприятия начинается со сбора информации. Часть сотрудников самостоятельно предоставляет обратную связь посредством электронной почты, но иногда аналитику приходится самому искать необходимые данные. Работник может запросить бухгалтерские и другие финансовые документы. Также аналитику стоит изучить данные отдела продаж, складского департамента.

После того, как информация собрана, наступает следующий этап ― расчет показателей деловой активности. Полученные цифры будут использоваться для определения проблемных областей, например, ненужной траты ресурсов, определенных условий, которые приводят к замедлению производства. Тщательный анализ включает изучение каждого вида деятельности.

Показатели деловой активности организации могут использоваться инвесторами, бизнес-аналитиками для дальнейшего планирования работы, увеличения производительности. После того, как проблемные области будут обнаружены и проанализированы, следующий шаг ― это создание методов повышения эффективности.

Для анализа деловой активности предприятия используются разные коэффициенты.
Их можно предоставлять внешним независимым аудиторским компаниям, собственным аналитикам. В идеале, на основании показателей деловой активности предприятия должны быть поставлены новые цели деятельности. Анализ можно повторять раз в квартал или полугодие. Динамика показателей деловой активности укажет, в правильном ли направлении движется организация.

Анализ деловой активности предприятия

Обзор показателей, характеризующих деловую активность предприятия

Методы общей оценки деловой активности организации сводятся к расчету определенных коэффициентов. Причем исходные данные могут быть идентичными, различается лишь способ подсчета.

1. Коэффициент оборачиваемости активов

Демонстрирует, насколько результативно организация может использовать свои активы для максимизации продаж. Этот коэффициент деловой активности предприятия также позволяет рассчитать процент чистых продаж от активов, показать, сколько прибыли от продаж приходится на каждую копейку активов компании.

Коэффициент оборачиваемости активов рассчитывается путем деления чистой прибыли от операционной деятельности на среднегодовую общую сумму активов. Высокий показатель всегда считается более благоприятным, потому что отражает, насколько результативно предприятие использует свои активы для генерации прибыли. Маленькие значения указывают на то, что организация не использует свои ресурсы наилучшим образом и, вероятно, имеет проблемы с управлением или производством. Коэффициент оборачиваемости активов часто изучается и запрашивается инвесторами для сравнения разных предприятий в одном секторе.

2. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Демонстрирует, насколько результативно организация применяет свой оборотный капитал для поддержания фактического уровня продаж. Оборотный капитал — это текущие активы за вычетом текущих обязательств. Положительный показатель деловой активности компании указывает на то, что руководство эффективно использует краткосрочные активы и обязательства фирмы для поддержки операционной деятельности. А вот низкое значение демонстрирует, что бизнесмен инвестирует необоснованно много, имеет большой объем дебиторской задолженности и товарно-материальных запасов для поддержания уровня продаж. Это в конечном итоге может привести к чрезмерному количеству безнадежных долгов и списанию устаревших или испорченных на складе товарно-материальных ценностей.

Чтобы рассчитать данный финансовый коэффициент деловой активности, необходимо разделить чистый объем продаж на оборотный капитал. Расчет обычно производится на квартальной основе или за последние 12 месяцев.

3. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Демонстрирует, эффективно ли предприятие справляется со сбором платежей. Если средства не поступают от клиентов так, как это ожидалось и изначально было согласовано, то денежный поток может иссякнуть. И наоборот, при эффективном управлении сбором денежных средств, кэш-флоу становится более предсказуемым, затраты на непредвиденные платежи снижаются, а финансовый баланс в целом остается положительным, что является очень важным фактором, когда компания стремится получить кредит для инвестирования в новые разработки.

Этот показатель оценки деловой активности рассчитывается путем деления чистой прибыли от продаж на среднегодовую (среднеквартальную или среднемесячную) дебиторскую задолженность. Средняя дебиторская задолженность рассчитывается как сумма дебиторской задолженности на начало и конец установленного периода времени (обычно рассчитывается ежемесячно, ежеквартально или ежегодно), деленная на два.

Положительным показателем оценки деловой активности организации является высокий коэффициент. Однако финансовые аналитики говорят о том, что оборачиваемость дебиторской задолженности необходимо рассматривать в контексте направления бизнеса. Обычно компании с высоким оборотом дебиторки относятся к сфере розничной торговли.

4. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

Демонстрирует, быстро ли организация осуществляет оплаты по своим долгам партнерам и поставщикам. В ежегодном бухгалтерском балансе этот показатель относится к базовым, он также позволяет оценить ликвидность и качество управления кэш-флоу.

Эксперты по финансам, бухучету рассчитывают коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности путем деления общего объема закупок фирмы на средний остаток кредиторской задолженности за аналогичный период.

Высокое значение показывает, что организация оплачивает выставленные счета оперативно и в полном объеме. Но при низком показателе оценки деловой активности предприятия можно предположить, что топ-менеджмент допускает просрочки платежей, не использует денежные ресурсы компании стратегически верно.

Предприятия, которые полностью опираются на заимствованные средства, часто стремятся к более высокому коэффициенту, ведь партнеры, поставщики и кредиторы требуют предоставить показатель для оценки риска, на который они идут, одалживая собственные деньги.

5. Коэффициент оборачиваемости запасов

Показатель, характеризующий деловую активность организации, сравнивает стоимость проданных товаров со средней стоимостью запасов за отчетный период. Формула: стоимость проданных товаров разделенная на среднюю стоимость запасов.

При общей оценке деловой активности организации важно уделять внимание цепочке поставок. Высокий коэффициент оборачиваемости означает, что компания быстро расходует свои запасы. Можно сделать вывод, что налажена настолько хорошая и бесперебойная цепочка поставок, что товары без проблем поступают в магазины и на склады. А вот низкое значение оборачиваемости запасов означает, что бизнесу приходится удерживать товары на складах в течение относительно длительного периода времени. Критически низкий уровень может сигнализировать о необходимости дополнительного контроля, поскольку непроданные товары могут со временем обесцениться, испортиться. Одновременно с этим судят об увеличении затрат на хранение.

При анализе необходимо учитывать всю систему показателей деловой активности. Ведь сам по себе коэффициент оборачиваемости запасов не обязательно указывает на высокую прибыльность и устойчивость предприятия. Некоторые компании, выпускающие и продающие предметы роскоши, ювелирные изделия, дизайнерскую одежду и мебель, будет иметь очень длительное время оборота и низкие контрольные значения по сравнению с другими отраслями. Тем не менее, эти организации обычно продают продукцию с высокой прибылью, поэтому могут быть такими же финансово устойчивыми, как сеть продуктовых магазинов с высоким коэффициентов оборачиваемости запасов.

Проводить расчет деловой активности предприятия очень важно. Правильно рассчитанный набор показателей можно использовать для прогнозирования продаж. С их помощью опытный экономист предполагает, сколько дней потребуется, прежде чем компания продаст свои запасы. Пригодятся данные этих показателей и при формировании стратегии ценообразования. Если склады компании наводнены избыточными запасами, то придется снизить цены, чтобы обеспечить более высокий коэффициент оборачиваемости запасов. Чрезмерное количество запасов может нанести финансовый ущерб компании из-за амортизации и устаревания.

Все вышеперечисленные показатели помогают планировать денежный поток. Коэффициенты оборачиваемости запасов, дебиторской и кредиторской задолженности позволяют экономистам понять, сколько денег и когда зайдет в приход/расход. При стабильной и предсказуемой оборачиваемости запасов, активов, финансов, компания может адекватно оценивать свои ресурсы и на основе этого планировать новые проекты.

Анализ деловой активности предприятия

Результаты экономического анализа можно использовать и для повышения эффективности, результативности повседневных операций. Например, с помощью автоматизации, полной замены существующих процессов, передачи на аутсорсинг регионов с более низкими затратами, слияния и разделения процессов.

0

Автор публикации

не в сети 2 года

Татьяна Добрякова

0
Комментарии: 0Публикации: 250Регистрация: 08-02-2022

Получайте новую статью каждую неделю

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Понравилось?
Расскажите друзьям

Оцените статью
Оценка
[Всего: 1 Средний рейтинг: 5]
Предыдущая статья
Следующая статья

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
У меня есть пароль
Войти
Получите гостевой доступ

Бесплатный доступ к закрытым материалам сайта по коду, выданному на бесплатной встрече.

Записаться на встречу