Успешные компании создают собственную ценность с каждой транзакцией: для своих клиентов ― в форме удовлетворения, для себя и акционеров ― в форме прибыли. Предприятия, которые генерируют высокие показатели стоимости с каждой продажей, имеют больше возможностей для получения экономического результата, чем те, которые производят меньшую ценность.
Чтобы оценить показатели «веса», необходимо понять цепочку создания ценности организации. Что она собой представляет, зачем нужна, какие этапы можно предпринять, чтобы помочь бизнесу создать и сохранить значимую стоимость от своих продаж.
Модель цепочки создания ценности компании
Под цепочкой создания ценностей фирмы понимается пошаговая разработка конкретных бизнес-действий и процессов, связанных с созданием продукта или выполнением услуги. Такой план может состоять из нескольких этапов жизненного цикла товара или услуги, включая исследования, разработки, продажи и т. д.
Теория была придумана профессором Гарвардской школы бизнеса Майклом Портером и описана в его книге «Конкурентное преимущество: создание и поддержание превосходной производительности».
Анализ цепочки создания ценности процессов помогает получить представление о том, что входит в каждую из ее транзакций. Максимизируя показатели, созданные в каждой точке ряда, организация может лучше себя позиционировать для того, чтобы делиться ценностью с клиентами, одновременно захватывая большую долю для себя. В свою очередь, понимание того, каким образом бизнес создает ценность, позволяет лучше изучать свои конкурентные преимущества.
Элементы цепочки ценностей
Согласно определению Портера, практически все виды деятельности, составляющие цепочку ценностей предприятия, можно разделить на две области, вносящие вклад в ее маржу: основные и вспомогательные.
К основным видам деятельности относятся те, которые непосредственно связаны с созданием продукта или выполнением услуги:
- Входящая логистика: деятельность, связанная с получением, складированием и управлением запасами исходных материалов и компонентов.
- Операции: работа, связанная с превращением сырья и компонентов в готовый продукт.
- Исходящая логистика: деятельность, связанная с распределением, включая упаковку, сортировку и доставку.
- Маркетинг и продажи: деятельность, связанная с маркетингом и продажей продукта или услуги, включая продвижение, рекламу и стратегию ценообразования.
- Послепродажное обслуживание: работа, которая осуществляется после завершения продажи, включая установку, обучение, обеспечение качества, ремонт и обслуживание клиентов.
Вторичные виды деятельности помогают первичным стать более эффективными, создавая конкурентное преимущество, и разбиваются на:
- Закупки: деятельность, связанная с поиском сырья, компонентов, оборудования и услуг.
- Технологическое развитие: работа, связанная с исследованием и проектированием, включая дизайн продукта, анализ рынка и разработку процессов.
- Управление человеческими ресурсами: деятельность, связанная с набором, наймом, обучением, развитием, удержанием и компенсацией сотрудников.
- Инфраструктура: работа, связанная с накладными расходами и управлением компанией, включая финансирование и планирование.
Анализ цепочки создания ценности
Способ оценки каждого вида деятельности в цепочке создания стоимости компании, чтобы понять, где находятся возможности для улучшения.
Проведение анализа побуждает вас рассмотреть, как каждый шаг добавляет или вычитает ценность из вашего конечного продукта или услуги. Это может помочь реализовать некоторую форму конкурентного преимущества, например:
- Снижение затрат за счет повышения эффективности каждого вида работы в цепочке ценностей компании.
- Дифференциация продукта ― инвестирование большего количества времени и ресурсов в такие виды деятельности, как исследования и разработки, дизайн и маркетинг, которые могут помочь выделиться вашему продукту.
В основном, повышение эффективности одного из четырех вторичных видов деятельности может принести пользу по крайней мере одному из основных видов.
Этапы проведения анализа цепочки создания стоимости
1. Установите основную деятельность цепочки ценностей организации.
Для начала нужно понять все первичные и вторичные действия, которые входят в создание товара. Если компания продает несколько продуктов или услуг, важно выполнить этот процесс для каждого из них.
2. Определите стоимость и ценность работы.
После того, как первичные и вторичные виды деятельности определены, следующий шаг ― это определение ценности, которую каждый вид работы добавляет к процессу, а также связанных с этим затрат.
Размышляя о ценностях, которые создаются с помощью деятельности, нужно спросить себя: как каждая из них увеличивает удовлетворение конечного пользователя? Например, разработка продукта из определенных материалов делает его более долговечным или роскошным для пользователя? Повышается ли выигрыш фирмы от сетевых эффектов и увеличения бизнеса при добавлении определенной функции?
Точно так же важно понимать затраты, связанные с каждым шагом процесса. В зависимости от каждой индивидуальной ситуации можно обнаружить, что снижение расходов — это простой способ повысить ценность каждой транзакции.
3. Определите возможности для конкурентного преимущества.
После того, как вы составили свою цепочку создания ценности продукта, вы можете проанализировать ее через призму любого конкурентного преимущества, которого вы пытаетесь достичь.
Например, если ваша основная цель ― это снижение затрат фирмы, вы должны оценить каждую часть цепочки через призму сокращения расходов. Какие шаги могут быть более эффективными? Есть ли такие, которые не создают значительной ценности и могут быть переданы на аутсорсинг или устранены для существенного снижения затрат?
Если ваша основная цель ― это достижение дифференциации продукта, то нужно проанализировать, какие части последовательности предлагают наилучшие возможности для реализации этой задачи. Будет ли созданная ценность оправдывать инвестиции дополнительных ресурсов?
Используя анализ цепочки создания стоимости, вы можете увидеть несколько дополнительных возможностей для вашей компании, о которых изначально нельзя было даже предполагать. Как правило, лучше всего начинать с улучшений, требующих наименьших усилий, но предлагающих наибольшую отдачу от инвестиций.
Советы для практики
Рассмотрим 6 советов по созданию цепочки ценностей продукта.
1. Создайте план преемственности компании
Большинство организаций не имеют официального плана преемственности. Такая стратегия фокусируется на формировании команды следующего поколения ключевых менеджеров и сотрудников компании.
2. Не забывайте о качественных факторах
Количественные причины, такие как изменения в выручке, валовой и чистой марже, операционных расходах, легко определить и, следовательно, владельцам достаточно просто сосредоточить на них свое внимание. Однако в компаниях с оценками выше среднего превосходят как количественные, так и качественные факторы. Не упускайте из виду следующие области:
- планирование;
- лидерство;
- управление продажами;
- управление маркетингом.
3. Возьмите перспективу пенсионного счета
Есть категория собственников бизнеса, которые говорят что-то вроде: «Я буду беспокоиться о ценности своей компании, когда начну думать о стратегии выхода». Это все равно, что ждать, пока вам исполнится 65 лет, чтобы проверить количество средств на пенсионном счете.
4. Защитите существующую ценность
Для большинства компаний 75% ее стоимости находится в нематериальных активах. Некоторые из них являются коммерческой тайной, интеллектуальной собственностью, запатентованными методами, программным обеспечением, отношениями с клиентами. Владельцы бизнеса должны определить ключевые показатели «веса», а затем предпринять шаги по их защите.
5. Создание ценности для клиентов
Традиционное понятие потребительской ценности, где доходы минус затраты ей равны, может показаться простым, но на практике все выглядит намного сложнее. Преимущества и стоимость клиента могут быть как прямыми, так и косвенными. Более того, правильный набор потребительских привилегий может создать барьеры для входа или конкурентные преимущества.
6. Планируйте заранее
Владельцы бизнеса, которые не занимаются планированием, часто обнаруживают, что тратят большую часть своего времени на исправление непредвиденных ситуаций и возникающих проблем. Планирование позволяет владельцам и менеджерам компаний ставить проактивные цели и задачи на промежуточное будущее, а также определять решения ключевых вопросов бизнеса.
Цепочка создания ценности ― важный элемент разработки продукта или услуги. С ее помощью любую идею можно воплотить в реальность, конкретизируя каждый этап производства. Также она позволяет повысить эффективность бизнес-процессов, максимизируя пользу и минимизируя затраты.