Коэффициенты оборачиваемости: зачем они нужны и как их рассчитать

Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»

«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»


Получить руководство


Нет, спасибо

Коэффициенты оборачиваемости

Татьяна Добрякова
Время чтения: 6 минут
0
15

koehfficienty-oborachivaemosti

Коэффициент оборачиваемости представляет собой общее количество активов или обязательств, которые организация вынуждена «менять» в связи с процессами продаж, предоставления услуг, прочей текущей операционной деятельностью. Показатели рассчитываются с целью определения уровня эффективности, с которой компания использует доступные активы.

Высокий коэффициент оборачиваемости принимается как положительный знак, ведь означает, что долги с клиентов собираются быстро, ключевые средства регулярно используются, а неиспользованные запасы не залеживаются на складе. Этот факт предполагает отсутствие запроса на инвестиции и вложения средств. Низкий коэффициент (считается в связке с кредиторской задолженностью) часто тоже идет с положительным знаком, ведь подразумевает, что корпорация тратит максимально возможное количество времени на то, чтобы согласовать и провести оплату своим поставщикам и, благодаря этому, держит финансовые запасы на банковских счетах более длительный период времени.

Данный термин также применяется при оценке инвестиционных фондов. В таком контексте показатель относят к доле инвестиционных элементов, которые были заменены в отчетном году. Невысокий коэффициент оборачиваемости означает, что лицо, управляющее фондом, приняло решение не брать каких-либо существенных комиссий за брокерские операции, связанные с продажей, покупкой акций, облигаций.

Показатель оборачиваемости часто зависит от инвестиционной стратегии, разработанной управляющим фондом. У менеджера, который работает по принципу «покупай и сохраняй» результат будет низким, в то время, как у лица с более активной стратегией оборот повысится. Важно найти правильное и взвешенное соотношение, ведь инвестиционные компании должны генерировать достаточную прибыль, чтобы компенсировать возможные риски и убытки.

Общая информация про показатели оборачиваемости

Коэффициенты применяются для проверки эффективности деятельности организации, насколько интенсивно используются доступные активы для получения прибыли. Показатель по реализациям сравнивают с различными группами активов. Коэффициент измеряет сколько активов применяется для создания ценностей, которые можно обменять на финансовые средства.

Профессиональные бизнес-аналитики сформулировали требования к различным типам активов, которые привлекаются для получения дохода от предпринимательской деятельности. Можно сказать, что коэффициенты общей оборачиваемости относятся к базовым показателям эффективности, поскольку отображают, как корпорации применяют разные типы активов для получения дохода.

Коэффициент оборачиваемости рассчитывается отношением количества любого актива, который используется бизнесом, к полученному доходу от продаж. Проще говоря, это отношение между суммой активов компании и доходом от них.

Как найти коэффициент оборачиваемости

Специалисты рекомендуют рассчитать разницу между оборотом активов и основными средствами. Коэффициент оборачиваемости основных средств (даже российскими специалистами применяется английская аббревиатура FAT) нужен аналитикам для определения операционной эффективности. Этот показатель соотносит чистые продажи (отчет о прибылях и убытках) с основными средствами (баланс), и позволяет оценить, насколько организация способна генерировать чистую прибыль от продаж за счет разумного инвестирования в основные средства (ОС). Остаток ОС представляет собой затраченную на деятельность сумму минус накопленную амортизацию.

Амортизацию можно описать как порядок распределения стоимости основных средств. Показатель относится к статье расходов, и обычно рассчитывается с определенной периодичностью в течение всего срока использования или извлечения пользы из актива. Обычно более высокий показатель FAT указывает, что организация действительно эффективно направила свои инвестиции в основные средства для получения дохода.

Не стоит слепо ориентироваться на один показатель оборачиваемости активов, так как он не дает подробной информации, которая была бы полезна при принятии решения о вложении инвестиций. Также сам по себе даже высокий показатель оборачиваемости активов компании за один отдельный год может существенно отличаться от предыдущих периодов. Инвесторы должны анализировать тенденцию изменений коэффициента на протяжении длительного периода времени, чтобы определить, улучшается или ухудшается ситуация.

Важно! Общие показатели оборачиваемости могут быть искусственным образом занижены, особенно когда организация совершает крупные инвестиции с прицелом более быстрого роста в будущем. Аналогичным образом, распродажа активов для формирования запасов или резервов в целях подготовки к кризисным ситуациям приведет к искусственному завышению показателя. Кроме того, многие другие факторы (к примеру, сезонность) могут влиять на итоговый результат при расчете в разные периоды года.

Что указывает на эффективность: высокий или низкий показатель

Как правило, бизнес-аналитики отдают предпочтение более высокому коэффициенту, ведь он подразумевает, что корпорация активно предоставляет услуги (занимается продажами) и генерирует прибыль с помощью своих активов. Низкий коэффициент указывает, что корпорация не слишком эффективно использует доступные ресурсы и скорее всего имеет определенные проблемы.

Коэффициенты оборачиваемости активов (КОА) обычно сильно различаются в разных сферах деятельности, направлениях промышленности, поэтому необходимо сравнивать только показатели организаций, у которых одна сфера интересов. К примеру, точки розничной торговли или фирмы, предоставляющие услуги, имеют сравнительно маленькую базу активов в сочетании с большими объемами продаж. Это приводит к повышению среднего показателя КОА. А вот предприятия, которые работают в таких секторах, как крупнокалиберное, немассовое производство, строительство, как правило, имеют большую базу активов, однако продажи случаются крайне редко, что приводит к более низкой оборачиваемости активов.

Коэффициенты оборачиваемости

Как компания может увеличить число оборотов для улучшения коэффициента оборачиваемости

Топ-менеджмент может попытаться повысить низкий КОА, увеличив количество товаров на продажу, пополняя запасы только при необходимости (без кризисных резервов). Те, кто предоставляют услуги, могут увеличить часы работы, любыми другими способами расширить поток клиентов. Хороший пример: управление запасами по принципу «точно в срок» (JIT ― Just In Time). Это система, посредством которой фирма получает необходимые ресурсы как можно ближе к тому моменту, когда они действительно необходимы. Если автомобильному заводу нужно установить ремни безопасности, он не хранит запас ремней на складах, а закупает их по мере поступления готовых автомобилей на конвейер.

Расчет коэффициентов оборачиваемости

Существует целый набор показателей, по которым можно оценить состоятельность бизнес-единицы. Желательно при проведении анализа использовать их в комплексе.

1. Как рассчитывается коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.

С помощью показателя можно измерить время, необходимое для получения на счет средней суммы дебиторской задолженности. На итоговый результат могут влиять:

  • корпоративная кредитная политика;a
  • условия оплаты, прописанные в контракте;
  • уровень профессионализма и активности сотрудников, которые занимаются сбором «дебиторки»;
  • оперативность обработки заказов.

Расчет коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности проводится по следующей схеме: необходимо сложить сумму долга на начало и конец отчетного периода, чтобы получить средний показатель. Затем разделить полученную цифру на сумму чистой прибыли от продаж за год.

2. Как рассчитать коэффициент оборачиваемости запасов.

Показатель позволяет измерить количество запасов, которое необходимо поддерживать для обеспечения заданного объема продаж. На результат могут повлиять:

  • тип производственного процесса;
  • наличие «мертвых» запасов;
  • политика руководства по выполнению заказов;
  • точность учета запасов;
  • наличие аутсорсинга.

Коэффициент оборачиваемости рассчитывается путем деления количества запасов на среднегодовую себестоимость проданных товаров или оказанных услуг. Если конечное количество запасов, подсчитанное на заданный период, не является репрезентативным (например, компания завершает деятельность и не пополняет фонд расходных материалов), то стоит использовать среднее значение.

3. Как считается коэффициент оборачиваемости основных средств (ОС).

Показатель позволяет измерить инвестиции в ОС, необходимые для поддержания заданного объема продаж. На конечный результат могут повлиять:

  • пропускная способность;
  • аутсорсинг производства;
  • особенности управления мощностями.

Формула расчета: валовые основные средства минус накопленная амортизация, получившуюся сумму нужно разделить на чистую годовую выручку.

4. Оборачиваемость кредиторской задолженности.

Коэффициент эффективности оборачиваемости кредиторской задолженности позволяет определить период времени, в течение которого компания может безболезненно удерживать сумму кредиторской задолженности, прежде чем наступит реальная юридическая ответственность. В первую очередь на это влияют оговоренные с поставщиками условия контракта, наличие скидок за своевременную оплату.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности равен сумме всех закупок за отчетный период, деленной на среднюю сумму кредиторской задолженности за этот же период.

Как видите, измеряется коэффициент оборачиваемости в оборотах, но рассчитывается по-разному.

Важность понимания расчета коэффициентов оборачиваемости, единиц измерения

Разбираться с экономическими показателями нужно не только финансовым директорам. Особенно важно уделить время изучению темы, если на расчетном счете есть много наличных средств, а также инвестиций, «замороженных» в запасах и инвентаре.

Если товары со склада не будут проданы, то у организации едва ли останется финансовая возможность оплаты сотрудникам, банкам, подрядчикам, поставщикам, кредиторам. Рассчитывая коэффициент оборачиваемости раз за разом, можно будет точно оценить количество любых типов запасов, которые необходимо иметь для поддержания нормальной деятельности предприятия. Вместо того, чтобы необдуманно запасаться, лучше точно рассчитать количество основных средств, расходных материалов и даже резервных денежных сумм на счету.

Также стоит учитывать, что сделанные запасы со временем могут оказаться невостребованными, морально устареть, возможно даже стать полностью непригодными к использованию или исчезнуть. Это напрямую приведет к потере части капитала компании. Поэтому мониторить коэффициенты оборачиваемости нужно регулярно.

Существует еще одна причина, по которой необходимо иметь полную и достоверную информацию об оборачиваемости активов, финансов, запасов. Для успешной работы, любому бизнесу необходимо избегать простоев. Чтобы запасы, заготовки были в достаточных, но не избыточных количествах, а главное, позволяли полностью удовлетворить возникший спрос. Лишние активы, запасы будут занимать много ценного места на складе, а прибыли приносить не будут.

Поскольку рассчитанный коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности косвенно указывает на высокий или низкий спрос на товары, ответственное лицо может подготовиться к сезонным колебаниям, предотвратить «затоваривание». Самое главное ― отслеживание дебиторской задолженности снижает риск потери клиентов из-за отсутствия товара в наличии.

Если сразу несколько показателей оказались негативными, то этот факт иллюстрирует плохое планирование, необходимость новых методов работы с активами, основными средствами, запасами. Чтобы разработать план изменений, развития, стоит сравнить полученные показатели с отраслевыми стандартами.

Правильно рассчитанные коэффициенты также могут помочь топ-менеджеру оценить ликвидность организации. Например, если по результатам расчётов получился высокий показатель оборачиваемости кредиторской задолженности, то это означает более высокую ликвидность. Низкий показатель указывает на то, что компания продала товары в больших количествах, но еще не получила деньги от клиентов.

Коэффициенты оборачиваемости

Итак, комплексный анализ показателей оборачиваемости важен как для внутренних аудиторов, руководящего состава, акционеров, так и для инвесторов, внешних консультантов. Любой управляющий орган, совет директоров, может легко проверить эффективность работы топ-менеджмента в управлении различными активами и обязательствами, путем изучения соотношения основных коэффициентов. Для внешних сторон (инвесторов, кредиторов) также важно запросить показатели, чтобы узнать возможности компании и оценить, принесут ли инвестиции прибыль.

0

Автор публикации

не в сети 3 месяца

Татьяна Добрякова

0
Комментарии: 0Публикации: 148Регистрация: 08-02-2022

Понравилось?
Расскажите друзьям

Оцените статью
Оценка
[Всего: 0 Средний рейтинг: 0]

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Генерация пароля
У меня есть пароль
Войти
Получите гостевой доступ

Бесплатный доступ к закрытым материалам сайта по коду, выданному на бесплатной встрече.

Записаться на встречу