Развитие бизнеса ― важный процесс, обеспечивающий стабильное состояние предприятия на рынке. Добиться этого возможно с помощью грамотного управления под руководством топ-менеджера, умеющего выстраивать стратегии преобразования внутри организации.
Директор по развитию бизнеса отвечает за продвижение компании, изменение внутренней политики, улучшение показателей организации. Стабильное функционирование осуществляется путем слаженной работы каждого отдела, однако при этом все они находятся под руководством одного управленца.
Особенности должности
Под продвижением компании подразумевается выполнение огромного объема работы, который выполняет специалист. Он должен знать и уметь многое: от выстраивания логистики до разработки маркетинговых стратегий.
Чтобы продвигать бренд правильно, внутри компании нужно создать грамотный план по реализации цели. В результате его применения можно оценить эффективность, опираясь на следующие показатели:
- размер прибыли;
- полученный сегмент рынка;
- прибыль, которая может быть выражена в определенных единицах (например, на 1 кв. метр площади производства или на 1 сотрудника).
Скорость роста предприятия оценивается несколькими параметрами: открытие филиалов в других городах, улучшение сервиса, лояльность клиентов и сотрудников.
К развитию компании относят изменения во внутренней работе производства ― увеличение объема выпускаемой и продаваемой продукции, налаживание работы заводов.
Также влияют глобальные изменения во внешней работе ― выход на мировой рынок, наращивание клиентской базы, сотрудничество с лидерами отрасли.
Развитие бизнеса подразумевает выполнение комплекса мероприятий, направленных на продвижение бренда и создание для него благоприятного образа. Всё это способствует росту организации и считается основной целью работы менеджера.
В современных фирмах внедрение должности менеджера по развитию позволяет добиться следующего.
- Эффективное выполнение поставленных задач и достижение целей компании. Это возможно при условии, что они правильно сформулированы, а этапы развития процессов грамотно выстроены.
- Каждый сотрудник несет ответственность за выполнение определенных действий, направленных на рост бизнеса. Нет хаотичной работы подчиненных, все занимаются решением конкретных задач.
- Управление бизнесом становится более эффективным благодаря поэтапному внедрению новых технологий в текущие процессы и тщательному контролю за ними.
- У сотрудников появляется интерес к повышению квалификации и должности для успешного выполнения задач компании.
- Организация начинает использовать имеющиеся ресурсы более продуктивно.
- Управление бизнес-процессами осуществляется обдуманно, с учетом всех «за» и «против».
Менеджер по развитию ― важная и нужная должность в любой компании. Квалифицированный специалист в силе вырастить крупную прогрессивную организацию буквально с нуля, вложив в нее свои знания, опыт и навыки.
Должностные обязанности
Директор по корпоративному развитию выполняет следующие должностные обязанности.
- Исследование рынка на предмет произошедших изменений, востребованности продукта или услуги.
- Анализ стратегии ведения бизнеса.
- Определение направления роста организации.
- Создание методик, направленных на улучшение работы предприятия.
- Модернизация технологических и организационных процессов.
- Ведение и контроль статистики рентабельности, новых технологий.
- Анализ эффективности разных сфер бизнеса для изучения конкурентов.
- Формирование предложений по расширению и росту производства, методам выхода на новый уровень.
- Составление отчетов о пользе роста организации в определенном направлении.
- Поиск выгодных проектов для вложений.
- Подготовка документов для утверждения и получения финансирования на реализацию проектов.
- Назначение руководителей отделов.
- Мониторинг положения компании на текущий момент.
- Разработка запасного плана действий в нестандартных ситуациях.
Главная обязанность менеджера по развитию ― разработка стратегий, направленных на рост компании в текущих рыночных условиях.
Директор имеет высокий уровень ответственности, поэтому за некачественное выполнение должностных обязанностей ему грозит штраф, увольнение, привлечение к административной и уголовной ответственности.
Это случается при:
- некачественном выполнении трудовых обязательств;
- правонарушениях, совершенных в рабочее время;
- причинении материального вреда организации;
- разглашении коммерческой тайны.
Обязанности и ответственность обязательно прописываются в должностной инструкции, с которой специалист должен ознакомиться перед приемом на работу.
Права директора
Благодаря широкой сфере влияния у менеджера помимо обязанностей есть много возможностей и прав.
- Запрос любых документов и сведений, необходимых для работы.
- Оформление и подписание документации в рамках своей должности.
- Закрепление подписью приказов, которые касаются продвижения бизнеса.
- Требование от руководства документов, содержащих признаки качественно выполненной работы сотрудников.
- Выдвижение предложений по улучшению условий работы и методов мотивации.
- Отказ от выполнения задач, которые не входят в должностную инструкцию.
- Выдвижение требований о предоставлении положенных условий труда.
В рамках своих компетенций менеджер имеет право сотрудничать с другими специалистами для достижения лучшего результата.
Варианты работы
Залог успеха компании в будущем ― грамотный директор по развитию корпоративного бизнеса. Однако полностью перекладывать ответственность на менеджера нельзя. Работа должна быть выстроена таким образом, чтобы в развитии бренда принимали участие и руководители, и подчиненные.
От менеджера по развитию требуется генерация идей, направление работы и усилий сотрудников в нужное русло для достижения положительного результата. Для этого менеджеру нужно уметь общаться с подчиненными, партнерами, контрагентами.
Вырасти профессионально специалисту помогут следующие качества:
- уверенность в себе и своих решениях;
- стрессоустойчивость;
- гибкое мышление;
- активная жизненная позиция;
- справедливость и объективность.
Кроме этого, директор по развитию проектов должен уметь анализировать бизнес-процессы. Собирать информацию о целевой аудитории, изучать рынок и текущие тенденции, анализировать спрос и цены.
В этом директору помогают:
- способность изучать и анализировать большой объем информации;
- способность составлять причинно-следственные связи;
- способность применять на практике различные техники и исследования.
Еще одна особенность работы менеджера ― умение выполнять задачи директора по продажам.
Это касается общения с VIP-клиентами и особо перспективными потребителями, сотрудничество с которыми максимально выгодно для бизнеса. Менеджер по развитию готовит презентации по рекламе товаров и услуг, рассказывает на встречах о преимуществах сотрудничества.
Поэтому директору необходимо уметь слышать собеседников, располагать их к себе, вежливо и тактично общаться с разными людьми, обладать навыками убеждения.
В крупных компаниях создаются целые отделы по развитию, что имеет свои преимущества.
- Возможность соблюдения стратегии, ее поэтапной реализации, что повышает эффективность работы.
- Работающие в отделе сотрудники повышают квалификацию, знакомятся с новыми интересными людьми, получают важные знания.
- Уменьшаются расходы на преобразование процессов.
- У персонала увеличивается чувство ответственности, появляется командный дух.
- Отдел работает эффективно при условии, что руководитель правильно направляет подчиненных, разделяет задачи и мотивирует.
Типы директоров по развитию
В зависимости от выбранного способа управления менеджеры по развитию бывают четырех типов.
1. Теоретик.
Этот управленец хорошо разбирается в теории, но при реализации стратегии на практике часто возникают проблемы. Директора-теоретики редко задерживаются на высокой должности, поскольку в крупных компаниях больше нужны видимые результаты, чем рассуждения.
2. Стратег.
Этот тип менеджеров наиболее ценен для компании. Они умеют создавать долгосрочные перспективы для бизнеса, правильно оценивать риски и грамотно анализировать рынок. Стратег не только формирует идеи, но и принимает активное участие в их реализации.
Такой специалист всегда активен, считается хорошим управленцем и сильным лидером, умеет правильно построить командную работу. С директором-стратегом компания реализует сложные проекты, приносящие хорошую прибыль.
3. Нужный человек.
У такого менеджера широкие связи. Ему удается добиться успехов благодаря знакомствам и поддержке нужных людей из различных сфер бизнеса, власти.
В компании его очень ценят, поскольку он умеет находить решение в сложных ситуациях, активно продвигает бренд, хотя управленческих навыков ему хватает не всегда.
4. Консильери.
Грамотный, опытный специалист, к мнению которого прислушивается даже генеральный директор. Он хороший теоретик и практик, отлично разбирается в бизнесе, умеет вести переговоры, общаться с партнерами.
Деятельность консильери не всегда заметна, в плане управления персоналом он менее эффективен, но для развития компании вносит неоценимый вклад.
От типа управления зависит эффективность работы директора и показатели компании в целом.
Требования к директору по развитию компании
Эта должность сопряжена с большой ответственностью, а потому специалист должен соответствовать следующим требованиям.
1. Правильная оценка рисков.
Самое важное качество, которым должен обладать грамотный менеджер по развитию. Рынок очень подвижен, поэтому невозможно со 100% вероятностью предугадать все опасности, которые ожидают бизнес. На менеджера возлагается ответственность за просчет рисков и адекватную оценку сил компании.
2. Умение мотивировать.
Менеджер должен уметь разговаривать со своими подчиненными, мотивировать их на продуктивную работу и хороший результат. Для этого нужно знать психологию и кадровую политику, адекватно оценивая работу и достижения каждого сотрудника.
3. Понимание ответственности.
Директор по развитию предприятия ― универсальный специалист, который отвечает за работу разных направлений. Он должен понимать, что любое принятое им решение затронет все бизнес-процессы.
4. Развитые коммуникативные качества.
Выстраивать доверительные отношения с партнерами и клиентами ― еще одна важная функция менеджера. Для этого он должен обладать высоким эмоциональным интеллектом, уметь общаться с людьми.
5. Хорошее понимание рыночной ситуации.
Менеджер должен отлично разбираться в рыночной ситуации, чтобы своевременно реагировать на изменения и адаптировать компанию под новые условия.
6. Знание маркетинговых стратегий.
Еще одно важное требование к менеджеру по развитию, которое помогает продвигать компанию, товары и услуги.
Умение продавать ― дополнительное требование к директору по развитию, которое позволяет правильно предлагать товары и услуги организации для ее активного развития, быстрого роста.
При размещении вакансии компании указывают следующие требования к кандидатам на должность:
- управленческие навыки и опыт руководства;
- знание английского языка для чтения документов;
- знание компьютерных программ;
- знание сферы, в которой работает организация;
- опыт работы директором не менее 1 года (чаще ― 3 лет);
- опыт продаж.
Обязательно учитывается эффективность работы в прошлом. Для этого оцениваются кейсы, фактические достижения, рекомендации бывших руководителей.
Как стать менеджером по развитию
Чтобы получить эту должность, сначала нужно пройти обучение в вузе на факультете экономики или менеджмента. Далее требуется получить опыт в сфере продаж и рекламы.
Из базовых навыков ― умение строить бизнес с нуля, чему можно научиться в торговле и маркетинге.
Второй навык, который нужно получить, ― управление персоналом. Приобрести его можно на должности товароведа, директора или пройти специальные курсы.
Старт в этом направлении может быть любым, подойдет должность менеджера в небольшой компании. Конечно, есть шансы на трудоустройство и в крупной фирме, но там, как правило, требуется опыт работы.
Директор по развитию – важный специалист в компании. На эту должность берут только ответственных, тактичных, стрессоустойчивых людей с опытом управленческой работы.
От менеджера требуется разработка и реализация стратегий по росту бренда, популярности продукта. Помимо теории, директор должен хорошо разбираться в кадрах, быть отличным лидером. Это позволит вывести компанию на новый уровень, повысить ее конкурентоспособность и популярность у целевой аудитории.