Управление персоналом ― это получение, использование и поддержание в стабильном состоянии работников предприятия.
Ключевая цель управления персоналом ― это поддержание и предоставление актуальных и точных данных о сотрудниках, обеспечивающее оптимальную внутреннюю коммуникацию внутри компании. Задача кадрового администратора ― организовать и упростить все процессы, касающиеся работников фирмы.
Качественное и эффективное выполнение задач в процессе управления персоналом принесет свои положительные результаты: установит, поддержит или расширит удовлетворенность сотрудников. Высокий уровень удовлетворенности работников и функционирующая система управления персоналом ― решающие преимущества для компании. Если сотрудников ценят, слышат, защищают, их уровень лояльности к организации увеличивается, Они работают гораздо продуктивнее, становятся более инициативными, реже болеют, хотят принести пользу компании.
Функции системы управления персоналом
Функции управления персоналом в организации в широком смысле делятся на две категории: управленческие и оперативные.
1. Управленческие функции.
Управленческие функции управления персоналом представляют собой процесс распределения ресурсов организации (экономических и человеческих) путем планирования, организации, руководства и контроля с целью производства товаров и услуг по желанию клиентов, чтобы организация могла достичь своей цели.
- Планирование
План относится к заранее определенному курсу действий для достижения набора целей организации. С помощью плана можно обозначить: кто, как и какие функции оперативного персонала должен выполнять. Эта функция работы с персоналом связана с определением будущего курса действий для достижения желаемых результатов.
Планирование сегодня предотвращает кризис завтра. Это основа наиболее успешных действий предприятия. Предполагается, что менеджер по персоналу определяет кадровую программу в отношении набора, отбора и обучения сотрудников.
- Организация
Этот процесс связан с правильной группировкой деятельности сотрудников, назначением различных видов деятельности конкретным лицам, делегированием полномочий.
- Руководство
Включает в себя надзор и управление менеджерами, сотрудниками и работой с помощью средств мотивации, эффективной коммуникации и координации. При достижении результатов менеджеры по персоналу должны неизменно заботиться о проблемах и ожиданиях работников на всех уровнях. Такому специалисту важно развивать способность грамотно командовать, организовывая работу команды в нужном направлении.
- Мотивация
Это залог успешного управления любым предприятием. Менеджер по персоналу должен прививать работникам высокую оценку, уважение и любовь к организационной политике.
- Контроль
Это процесс измерения фактических результатов с некоторым стандартом эффективности, нахождения причины отклонений данных и принятия корректирующих действий при необходимости. Эта функция обеспечивает выполнение мероприятий в соответствии с заявленными планами.
2. Оперативные функции управленческого персонала.
Эти функции менеджмента персонала относятся к деятельности, которая отвечает за приобретение, развитие, компенсацию, использование и поддержание эффективной рабочей силы.
- Найм персонала
Функция системы управления персоналом организации связана с набором определенного количества сотрудников, обладающих необходимой квалификацией, навыками и опытом для эффективного достижения цели организации. В основном это касается найма нужных людей, в нужном месте, в нужное время.
Этот этап включает в себя различные подфункции.
Планирование человеческих ресурсов. С помощью данного процесса руководство определяет, как организация должна перейти от текущей позиции персонала к желаемой. Посредством планирования управленцы стремятся к тому, чтобы нужное количество правильно подобранных сотрудников, в нужном месте и в нужное время делали то, что приведет к желаемому результату. Чтобы и организация в целом, и каждый ее работник получили максимальную долгосрочную выгоду.
Анализ работы. Это формальное и подробное рассмотрение рабочих мест, систематическое исследование задач, обязанностей и ответственности, необходимых для выполнения работы.
Подбор персонала. Это процесс выявления и формирования пула потенциальных кандидатов.
Отбор. Процесс отбора лиц из пула квалифицированных кандидатов, которые имеют необходимые навыки, компетенции, опыт для заполнения рабочих мест в организации. Это способ, с помощью которого компания выбирает из списка претендентов тех, кто наилучшим образом соответствуют критериям отбора на доступную должность, учитывая текущие условия окружающей среды.
Расстановка кадров. Это процесс присвоения конкретной должности, ранга и ответственности каждому из отобранных кандидатов в соответствии с их навыками, компетенциями, способностями и ожиданиями.
Вхождение в процесс. После того, как сотрудника выбрали и устроили на соответствующую позицию, начинается процесс ознакомления его с работой и организацией. Таким образом новый персонал вводится в работу.
Внутренняя мобильность. Она предполагает перемещение сотрудников между должностями в одной организации. Внутренние движения в основном бывают двух типов: горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные перемещения ― это перевод работников между подразделениями в пределах одной категории или уровня рабочей силы. Вертикальные перемещения вызваны либо повышением, либо понижением в должности.
- Развитие
Функция развития процесса управления персоналом связана с личностным и профессиональным ростом сотрудников. Это касается деятельности, направленной на улучшение, формирование, изменение и повышение знаний, навыков и эффективности работников на основе текущих и будущих потребностей организации. Она включает в себя различные подфункции.
Обучение. Это процесс повышения знаний, развития навыков сотрудников для выполнения определенной работы. После обучения работники могут выполнять сложные задачи в большем объеме, меняется их поведение, мировоззрение, ценности. Такой сотрудник стремится внедрить новые знания на практике, чтобы оптимизировать свой труд и результативность команды.
Управление персоналом связано с разработкой и руководством программами обучения для всех уровней специалистов. Компания может проводить обучение на рабочем месте и вне работы, организовывать семинары, конференции, тренинги, управленческие поединки.
Планирование и развитие карьеры. Карьера — это совокупность опыта, связанного с работой, и деятельности в течение трудовой жизни человека. Данная подфункция включает планирование карьеры сотрудника и реализацию его планов посредством обучения, повышения квалификации.
Развитие карьеры относится к набору мероприятий или программ, разработанных для соответствия потребностей, способностей и целей сотрудника текущим или будущим возможностям внутри организации.
Развитие человеческого ресурса. Это процесс, направленный на личностный рост специалистов и их моральное удовлетворение работой в компании. Закрытие таких потребностей позволяет улучшить производительность труда сотрудников, увеличить их заинтересованность в своем росте и достижении командных целей.
- Мотивация и вознаграждение
Основные функции управления персоналом ― мотивация (как внутренняя, так и внешняя) и вознаграждение, — играют наибольшую роль для сотрудников в организации. Доказано, что работник, обладающий высокой мотивацией, может приложить все усилия для достижения организационной эффективности и результативности.
- Обслуживание
К функциям процесса управления персоналом относится обслуживание, связанное с поддержанием и улучшением сложившихся условий в организации. Цели функции обслуживания ― это защита и сохранение физического и психологического здоровья сотрудников посредством различных мер социального обеспечения.
Таким образом, функции управления персоналом представляют собой комплекс направлений, нацеленных на улучшение и усовершенствование работы сотрудников в компании. От того, насколько слаженно работает этот механизм, зависит успех каждого работника и компании в целом.