Умение налаживать контакты с людьми — обязательное качество хорошего лидера. Тем не менее, почти половина увольнений топов связана с разногласиями в отношениях между руководителями и собственниками компании.
Разные роли как причина конфликтов
Владелец бизнеса создает систему, а менеджер ею управляет.
Поэтому собственник всегда сосредоточен на картине будущего, и под это видение он может менять всю компанию. В то время как руководителю нужна организованная система, и изменение в одном процессе сказывается на другом, нарушая этот порядок.
Поэтому наемных руководителей сбивает с толку то, что владельцы бизнеса:
-
часто не знают, чего они хотят
-
не могут объективно оценить руководителя
-
иногда чрезмерно осторожны и подозрительны
-
ждут, что все в их команде будут жить их бизнесом точно так же, как они сами
С тем, что менеджеры и собственники мыслят разными категориями, ничего не поделать, но это не должно мешать эффективной работе компании. Наоборот, это две составляющие единого целого.
Точки соприкосновения в отношениях между руководителем и владельцем компании
-
Картина мира
Лучше всего работается вместе тем людям, которые говорят на одном языке, «варятся» в единой информационной среде.
Конечно, психология руководителя компании, выросшей из стартапа одного человека, и наемного топа, который со студенческой скамьи обучался технологиям управления, очень отличаются.
Однако постоянное самообразование, участие в тренингах по теме бизнеса и саморазвития, бизнес-клубах, круглых столах формируют схожие представления о реальности.
-
Ценности
У каждого человека есть свой жизненный кодекс — система правил и убеждений, с которым он идет по жизни.
Для успешного взаимодействия у вас не должны совпадать все ценности, но хотя бы одна ключевая, которая станет основой партнерства.
-
Внутренние качества
В успешном тандеме менеджер и собственник находятся примерно на одинаковом уровне психологической зрелости. У них похожая реакция на сложности и внутренняя позиция по отношению к событиям.
Основатели компании во многом полагаются не на объективные показатели, а на интуицию и свои ощущения. Профессионализма и хороших рабочих показателей недостаточно, если нет совпадения по ощущению «свой — чужой».
Поэтому синхронизация во взаимоотношениях начинается еще на психологическом уровне.
Принципы гармоничного взаимодействия первых лиц компании
-
Уникальность бизнеса и команды.
Не переносите свой прошлый опыт на текущую компанию и ее основателя. У всех разные подходы к ведению бизнеса и тут ваши отношения тоже будут складываться иначе.
-
Эмоциональный интеллект.
Выше мы уже говорили о том, почему собственника иногда может «бросать» в разные стороны. Компания — это его жизнь, он не может оставаться непредвзятым.
Развивайте навыки эмоционального интеллекта, чтобы осознавать его эмоции, чувства и читать между строк. Это может помочь вовремя уловить намек на смену вектора развития или свертывание бизнеса.
-
Совместное участие в определении стратегии компании и поиске ресурсов.
Возможно, вы видите больше перспектив развития компании. Не пытайтесь перестроить компанию в одиночку — обоснуйте свое видение собственнику и получите союзника.
В то же время, если вы понимаете, почему выбрано именно такое направление развития, то вовлеченность руководителя передается команде, которая способна вытолкнуть компанию на новый виток развития.
-
Прозрачность взаимодействия.
Собственники не всегда четко представляют, что именно вы делаете в компании и как идет рабочий процесс. Важно еще до вступления в должность прояснить свою зону ответственности и зону свободы, оговорить ожидаемые результаты.
Если вы это упустили, обговорите все непонятные моменты, пока они не привели к конфликту.
И не бойтесь озвучивать свои карьерные ожидания — это поможет владельцу в создании подходящей для вас мотивации.
-
Только конструктивная критика.
Если вы работаете с собственником напрямую, старайтесь обсуждать полученные результаты в открытом диалоге. Трудности и неудачи — не исключение.
В продуктивных отношениях с руководителем есть место и здоровому противостоянию интересов, и конструктивной критике. Будьте готовы идти на компромисс, если что-то идет не по плану.
-
Формализация деловых отношений.
На этапе переговоров мы рекомендуем документально зафиксировать цели и методы измерения результатов, путь мирного выхода из компании и процедуру выплаты вознаграждения.
Смоделируйте негативные сценарии развития событий и отношений между руководителями.
-
Наставничество.
У собственника можно перенять стратегическое мышление и способность выжимать максимальный результат из имеющихся ресурсов.
Также и ваши управленческие компетенции будут полезны владельцам бизнеса, которым часто не хватает системности.
4 типа собственников, с которыми не получится сработаться
-
Удаленные и не участвующие в процессе собственники
Они недовольны размером дивидендов и тем, что ничего не решают, считают, что предприятие работает неэффективно. И могут вмешиваться с абсолютно противоположными идеями.
-
Чрезмерно амбициозные
Они видят соперника в успешном руководителе и будут стараться его вытеснить из компании.
-
Недальновидные
Они не способны понять, что причины неудач компании во внешних факторах, а не в руководителе.
-
Пассивные владельцы бизнеса
Они просто получают прибыль и наблюдают за компанией со стороны.
Многие проблемы с доверием собственника и мотивацией наемного руководителя решаются с помощью равного партнерства. Однако у топ-менеджера не всегда есть перспектива включения в состав владельцев бизнеса и не всем это интересно.
Еще один эффективный способ выстроить гармоничные отношения с руководителем — привлечение стороннего участника с опытом управления и знанием бизнеса изнутри.
Партнеры по развитию карьеры «TakeMyTime» помогут вам научиться понимать цели собственника, аргументировать свою позицию и обеспечивать себе успешное будущее в новой компании, договариваясь обо всём «на берегу».