Топ-менеджер может завоевать авторитет не только благодаря hard skills (профессиональным навыкам), но и с помощью правильно выстроенного повседневного общения.
Не каждый руководитель может создать и сохранить атмосферу доверия, мотивировать команду на достижение успеха.
Даже опытные HR-специалисты не могут четко описать черты характера, которые определяют авторитетного человека. В одной команде уважением пользуется практик, опытный руководитель, который начинал с самой низкой позиции. Другой коллектив больше уважает молодого, прогрессивного управленца, который следит за современными тенденциями, постоянно учится и экспериментирует с новыми методиками.
Почему важно знать, как стать авторитетом в коллективе
Пользоваться уважением и доверием коллег необходимо любому работнику. Но укрепление авторитета особенно важно для топ-менеджеров. Если подчиненные не будут верить в своего лидера, то не захотят работать в условиях стресса, прикладывать максимум усилий для достижения цели. В итоге рабочая атмосфера будет депрессивной, а компания не получит результатов.
Отсутствие авторитета порождает недоверие к главе компании, поощряет разобщенность сотрудников, что негативно сказывается на репутации и прибыльности организации. Вот почему ответ на вопрос, как завоевать авторитет у подчиненных, важен для любого топ-менеджера. Многочисленные исследования доказали, что атмосфера доверия позитивно влияет на вовлеченность сотрудников, повышает продуктивность и эффективность труда.
Отдельный вопрос — как завоевать авторитет в коллективе новому руководителю. Ведь процесс формирования доверия относится к области психологии.
Нельзя просчитать и предугадать, как будут реагировать подчиненные на поступки начальника. Однако известно, что авторитет может формироваться как во время прямого взаимодействия, так и при наблюдении за поступками, процессом принятия решений. Так что не обязательно лично общаться с топ-менеджером, чтобы считать его влиятельным, мудрым и уважаемым.
В такой задаче как завоевать авторитет среди людей важно управлять своей репутацией. Ответственно относиться к любым интервью, не забывать, что информация на страницах в социальных сетях может формировать определенный образ.
Как заработать авторитет в коллективе руководителю
Доверие и уважение нельзя приобрести за один день. Сложно сказать, кому приходится проще: новому человеку в компании или тому, кто получил руководящую должность после длительного подъема по карьерной лестнице внутри организации.
Бизнес-тренеры и коучи выделяют 5 основных принципов того, как завоевать авторитет на работе.
1. Сосредоточиться на стратегии, долгосрочных планах.
Руководитель среднего звена концентрируется на текущих задачах, ежедневном контроле подчиненных. Топ-менеджер должен показать, что умеет мыслить масштабно, знает, как привести компанию к успеху. Уверенность в своих силах, демонстрация четкой и понятной стратегии — простые примеры того, как завоевать авторитет.
2. Демонстрировать способность предвидения.
Топ-менеджеру важно демонстрировать глубокие знания об отраслевых тенденциях, политической, экономической ситуации в стране и мире. Аналитика, прогнозы, правильные инвестиции улучшают имидж лидера, создают у работников ощущение защищенности, готовности к будущим изменениям. Компетентные топ-менеджеры обычно пользуются авторитетом больше, чем руководители, которые боятся сделать выводы самостоятельно.
3. Инициировать улучшения.
Хороший руководитель постоянно работает над оптимизацией организационных структур, бизнес-процессов. Если на фоне непрерывных изменений улучшаются финансовые результаты компании, деятельность каждого отдельного сотрудника становится прозрачнее и проще, вопрос «как получить авторитет» отпадет сам собой. Главное, не уклоняться от принятия сложных решений, не сдаваться, если первые изменения вызовут негативную реакцию.
4. Быть последовательным.
Результаты множества опросов говорят о том, что лидер заслуживает доверие подчиненных, когда действует последовательно, держит свое слово. Необходимо контролировать поручения: формулировки не должны противоречить друг другу.
Подчиненные продолжают формировать свое мнение и в неформальной обстановке. Любое высказывание руководства за пределами офиса оценивается и анализируется.
Пример: нельзя на совещании декларировать «зеленые инициативы», призывать подчиненных уменьшать использование бумаги, а во время бизнес-ланча говорить о том, что новые веяния продиктованы сугубо интересами акционеров, и всё это несущественно.
5. Модерировать конфликты.
Один из очевидных способов того, как заслужить авторитет в коллективе: мудро решать конфликты. Секрет в том, чтобы не «назначать» виновных, а помогать сторонам выйти на конструктивный диалог, самим достичь консенсуса.
В компаниях, где подчиненные не боятся прийти к начальнику за помощью в спорных ситуациях, устанавливается благоприятная атмосфера. Топ-менеджер, который берет на себя роль судьи, назначает наказания, обычно имеет негативную репутацию.
Тем, кто думает о том,как завоевать авторитет в новом коллективе, можно посоветовать провести ознакомительную встречу с подчиненными.
Открыто расскажите о собственных ожиданиях от работы, жизненных ценностях. Не стоит создавать «ауру загадочности»: дайте информацию касательно предыдущих мест работы, профессиональных достижений. Можно кратко рассказать о своей семье и увлечениях. Буквально пары предложений хватит для того, чтобы удовлетворить естественный интерес аудитории, убрать возможные домыслы касательно собственной персоны.
В ситуации, когда топ-менеджер приходит в новый коллектив, лучше дать работникам определенный кредит доверия, а не сразу же сообщать, что все несогласные будут уволены.
В первые недели коллектив будет внимательно следить за действиями руководителя, поэтому важно сконцентрироваться на разработке и презентации стратегии работы, последовательности в реализации планов.
Что может негативно повлиять на репутацию лидера
Топ-менеджеру важно знать не толькокак поднять свой авторитет, но и как удержать позиции. Существуют определенные стратегии поведения, конкретные действия, которые формируют негативный образ лидера.
1. Проблемы с принятием управленческих решений, нерешительность.
Нет ничего плохого в том, чтобы несколько недель понаблюдать за рабочей атмосферой в компании, инициировать собственные аудиты. Но если процесс знакомства затягивается на несколько месяцев, организация продолжает работать «по-старому», то подчиненные, конечно, вздыхают с облегчением, но и не относят руководителя к уважаемым людям.
Не пользуются уважением и топ-менеджеры, которые самоустраняются от решения проблем, ждут, что конфликты решатся сами по себе.
2. Невыполнение обещаний.
Самый быстрый способ для тех, кто не знает, как получить авторитет в коллективе: делать то, о чём вы говорите. Лидер, который не прилагает усилий для выполнения обещаний, быстро лишается доверия подчиненных. Не стоит ожидать, что сотрудники, которые не получили обещанную оплату за работу в выходные дни, будут с энтузиазмом решать проблемы в других кризисных ситуациях.
3. Предоставление противоречивой информации.
Руководители больших коллективов могут осознанно предоставлять разную информацию разным департаментам. Например, чтобы стимулировать отдел логистики своевременно отгружать заказы, топ-менеджер может сообщить о якобы введенных новых штрафных санкциях. Неформальное общение работников департамента логистики с юридическим отделом быстро вскроет противоречия.
Такой подход не просто сбивает сотрудников с толку, но и вызывает недоверие ко всем последующим утверждениям руководителя. Лучше найти другие методы мотивации и стимуляции. Иначе придётся думать уже о том, как вернуть авторитет.
4. Неэтичное поведение.
Руководители, которые выделяют «любимчиков», поощряют сплетни, быстро теряют уважение. Необходимо сохранять невозмутимость, проводить четкую границу между формальным и неформальным взаимодействием.
Тем, кто пришел в новый коллектив, выстроить систему общения проще. Можно открыто сказать, что личные сообщения на мобильный разрешено писать только при форс-мажорах, когда требуется оперативная связь.
Специалисты по репутации рекомендуют даже в мессенджерах использовать деловой стиль общения, отказаться от смайлов. Нужно помнить, что любая переписка может стать достоянием общественности. Общаться нужно так, чтобы даже обрезанный принтскрин не смог навредить репутации.
Стадию знакомства с новым руководителем разные работники проходят по-разному.
Обычно выделяются «активисты», которые стараются первыми завести личное знакомство с топ-менеджером, ввести в курс дела, сформировать выгодное для себя мнение о других работниках и даже перейти на «ты».
Вторая (обычно более многочисленная) группа работников выбирает тактику наблюдения, делает выводы на основании реальных фактов.
Если основная масса сотрудников заметит, что руководитель часто советуется с «активистами» за закрытыми дверями, тратит ресурсы организации на пролоббированные запросы, то авторитет будет утерян.
Оптимальная стратегия: предложить «активистам» высказывать своё мнение в формате электронного письма или открытого выступления на общем собрании. Количество ненужной и недостоверной информации сразу уменьшится.
Чтобы сформировать собственное мнение, лучше провести несколько личных встреч-собеседований, инициировать психологическое тестирование, аудит. Выводы внешних независимых консультантов гораздо надежнее, чем мнение подчиненного, проработавшего в компании несколько лет.
Гораздо сложнее приходится тем топ-менеджерам, которые ранее работали в коллективе наравне с теперь уже подчиненными.
Следует тактично объяснить бывшим коллегам, что формат общения придется изменить. Недопустимо выкладывать фотографии с общих вечеринок, предоставлять привилегии тем, кто раньше сидел за соседним столом. Лучше свести к минимуму любое неформальное общение вне корпоративных мероприятий.
Также рекомендуется убрать обращение «ты». Бывшим коллегам, а также тем, с кем сложились дружеские отношения, можно в неформальной обстановке прямо сказать о том, что в офисе придется обращаться на «вы». Проявите выдержку, не возвращайтесь от роли руководителя к роли друга-коллеги даже при общении тет-а-тет, и тогда через несколько недель подчиненные привыкнут к новому формату взаимодействия.
Если коллеги упорно игнорируют установленные правила, стоит один раз прямо, но тактично, напомнить о недопустимости панибратства, фамильярности в общении. Человеку, который не сделает выводы, можно дружелюбно предложить пройти тренинг по корпоративной этике. Такой «тонкий намек» обычно воспринимают даже самые недальновидные работники.
Аналогичным образом рекомендуется свести к минимуму общение на личные темы в офисе, мессенджерах. Оптимальный вариант: встреча с бывшими коллегами за ужином. В неформальной обстановке можно поделиться деталями личной жизни, не опасаясь, что слова будут зафиксированы.
Беспристрастный руководитель, который никого не выделяет, общается вежливо и тактично даже за пределами офиса, всегда будет пользоваться авторитетом.
Как поднять авторитет в коллективе
Если в результате неправильных действий уважение подчиненных утеряно, придется поработать над собственным имиджем.
Удивительно, но больше всего негативных последствий несет не финансовый кризис или масштабные сбои в работе предприятия, а повседневные мелочи. Подчиненные готовы простить руководителю сбои при подписании договоров с заказчиками, операционные проблемы. А вот распространенные слухи о помощи в продвижении по службе определенного работника, всплывшие переписки из секретного чата забываются неохотно.
Поэтому тем кто не знает, как заслужить авторитет, необходимо начать не с масштабных изменений, а с простых действий: выполнять, что обещано, быть последовательным, не обсуждать одного подчиненного с другим (если нужна профессиональная оценка, лучше привлечь сотрудников HR-службы, провести несколько квалификационных тестов).
Топ-менеджер, который заслужит и удержит авторитет, обязательно приведёт компанию к успеху.