Методы генерации идей: виды, как работают

Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»

«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»


Получить руководство


Нет, спасибо

Методы генерации идей

Татьяна Добрякова
Время чтения: 6 минут
0
31

Методы генерации идей

Генерация идей ― это процесс, в ходе которого формируется фундамент для новых концепций, технологий и проектов.

Не всегда решения даются легко, часто человек даже не знает, с чего начать. Для оптимизации процесса используют методы генерирования идей. Самый известный из них ― мозговой штурм, но не единственный.

Лучший результат получают путем комбинации нескольких методов. Необходимо пробовать разные техники для решения разноплановых задач.

Общие правила

Вне зависимости от выбранного метода необходимо придерживаться общих правил. Их соблюдение повысит эффективность процесса и предотвратит сторонние проблемы.

При поиске новых решений важно.

  • Рассматривать все варианты. Желательно записывать их в отдельную тетрадь. Даже если концепт изначально выглядит нерабочим, позже он может оказаться частично полезным.
  • Осторожно относиться к критике. Некоторые методы генерации новых идей подразумевают моментальное обсуждение недостатков. Другие, напротив, исключают критику в процессе. Говорить о слабых сторонах следует осторожно и максимально нейтрально.
  • Не бояться показаться абсурдным. Постарайтесь отключить внутреннего критика, особенно если нужны нешаблонные решения.
  • Задавать вопросы и искать ответы на них. В процессе дискуссии могут рождаться новые концепты.
  • Не углубляться в детали. Это сэкономит время и силы. Длительное обсуждение одного факта помешает быстро переключаться между задачами.
  • Работать на количество. На этапе генерации важно подготовить как можно больше потенциальных концептов. Отсев можно провести позднее. Если объединить эти этапы, можно лишиться большей части неординарных решений.

При командном генерировании идей и механизмов их реализации обязательно помните о целях. Задача команды ― собрать больше решений. Не забывайте, что вы все состоите в едином коллективе и работаете над одним общим вопросом. Это поможет избежать конфликтов и чрезмерной личной заинтересованности в продвижении конкретных концептов.

Топ-9 методов генерации идей

Если классический мозговой штурм не дал желаемых результатов, можно попробовать альтернативные методы или их комбинации. В каждом случае выбор способа индивидуален, так как значение имеют даже личностные особенности участников.

1. Обратный мозговой штурм.

Обратный механизм генерирования идей был разработан компанией General Electric. Методика подходит для улучшения уже имеющихся продуктов и услуг. Также она помогает вовлечь в процесс менее активных участников дискуссии. Обратный мозговой штурм хорошо сочетается с прямым.

Вы сосредотачиваетесь только на недостатках объекта обсуждения. Например, выделяете препятствия, с которыми может столкнуться клиент при получении услуги.

Из всех обнаруженных недостатков нужно сформировать список, затем к каждому пункту подобрать несколько вариантов решений.

2. Шесть шляп мышления.

Шесть шляп мышления ― второй по популярности метод генерации идей после мозгового штурма. Техника основывается на использовании элементов ролевой игры. Методика лучше подходит для коллективных обсуждений, хотя допускается и одиночное применение.

Автор методики Эдвард де Боно предлагает менять образы мышлений вместе с условными «шляпами». Каждый участник дискуссии берёт на себя отдельную роль и генерирует или обсуждает идеи, опираясь на свою позицию.

Если метод применяется самостоятельно, придётся менять «шляпы» последовательно, вести внутренний диалог и записывать основные тезисы.

Техника насчитывает шесть «шляп» и закрепленных за ними ролей.

  • Синяя. Участник организует, управляет и следит за процессом. Его задача ― направлять остальных, чтобы обсуждение было последовательным и эффективным.
  • Зеленая. Член команды отвечает за непосредственное генерирование идей. Он предлагает варианты решения проблем, улучшения существующих продуктов и концепты новых проектов.
    Чёрная. Человек в этой «шляпе» учитывает все негативные стороны. Он рассматривает возможные недостатки, риски и препятствия.
  • Жёлтая. Участник подчеркивает позитивные факторы, описывает преимущества, выгоды и отличия от конкурентов.
  • Красная. Член команды выступает с позиции чувств и эмоций. Он может высказываться позитивно или негативно, главное обосновывать свои мысли и не переходить на личности.
  • Белая. Человек озвучивает все относящиеся к объекту обсуждения факты и итоги дискуссии.

Желательно сделать таблицу со всеми «шляпами». Под каждой из них нужно записывать соответствующие идеи, сформированные во время дискуссии. В конце должен получиться список из концептов и вариантов улучшений.

Методы генерации идей

3. Метод аналогий.

Другое название техники ― метод синектики. Это узконаправленный способ, который помогает найти решение существующих проблем. Чаще всего его применяют для усовершенствования услуг и продуктов.

Объект обсуждения рассматривают с 4 позиций:

  • Прямая. Предмет сравнивают с другими, чтобы перенять устройство и принцип работы. Например: ласты и рыба, сердце и насос.
  • Субъективная. Человек вживается в роль объекта и старается оценить ситуацию с его точки зрения. Что он ощутил, если бы стал самолетом? Такой подход помогает понять, с какими препятствиями можно столкнуться при реализации проекта.
  • Символическая. На этом этапе выделяют любые подходящие метафоры, сравнения, противоречия и парадоксы. Техника позволяет обратить внимание на те стороны и факторы, которые ранее не были замечены.
  • Фантастическая. Часть препятствий игнорируется, проблемы позиционируются как уже решенные. Участники пропускают тот вопрос, ответ к которому не могут подобрать, и продолжают обсуждение. После этого к проблеме возвращаются и повторно пытаются найти решение.

Оценку и отсев непригодных идей проводят отдельно. Метод аналогий считается сложным, поэтому перед его применением желательно пройти небольшую подготовку. В обсуждениях разных идей должны участвовать одни и те же люди, так как новым будет сложно включиться в процесс.

4. SCAMPER

SCAMPER ― это аббревиатура из 7 слов, каждое из которых отражает собой потенциальный вариант решения задачи. Метод генерирования идей подходит как для командной, так и для одиночной работы.

Чтобы понять, как действует техника SCAMPER, нужно расшифровать аббревиатуру по буквам:

  • S. Substitute ― заменять. Рабочий процесс делят на шаги и думают, какие детали в нем можно заменить, чтобы повысить общую эффективность.
  • C. Combine ― комбинировать. В некоторых случаях разумно использовать не отдельные материалы, услуги или функции, а совместить их.
  • A. Adapt ― адаптировать. Нужно найти уже готовые идеи, которые можно видоизменить и применить. В этом случае хорошо работает поиск аналогий, примеров конкурентов и концептов из других сфер.
  • M. Modify и magnify ― модифицировать и увеличивать. На этом этапе рассматривают возможные улучшения уже существующих объектов и процессов.
  • P. Put to other uses ― использовать для других целей. Попробуйте сделать рассматриваемый объект более универсальным. Подумайте, как расширить функционал, выделиться среди конкурентов.
  • E. Eliminate ― устранить. Иногда для усовершенствования достаточно просто удалить лишние элементы или шаги.
  • R. Rearrange и reverse ― изменение порядка, противоположность. Суть этого шага заключается в реорганизации. Таким образом иногда удается добиться оптимизации процессов.

SCAMPER ― это универсальный метод, характеризующийся генерацией множества идей. Он подходит для решения широкого спектра задач. Технику часто используют в рамках мозгового штурма.

5. Метод ментальных карт.

В первую очередь призван классифицировать и структурировать уже имеющиеся данные. Он помогает наглядно представить информацию в упрощенном виде и подчеркнуть связи.

Техникой дополняют другие методы генерации идей для проектов, чтобы оптимизировать процесс, акцентировать внимание участников и сократить количество фактических ошибок.

Для сессии подготавливают набор связанных с проектом карточек. В центре размещают изображение, символизирующее главный объект или проблему. Вокруг карточки рисуют дополнительные ветки, связывая проект с условиями, актуальными вопросами и фактами. В процессе схема расширяется, часть карточек убирают или перемещают.

6. Матрица возможностей.

Матрица возможностей ― метод генерации новых идей, который подразумевает переход от общего к частному. Участникам обсуждения предлагается не выдвигать комплексные решения, а предоставить список с несколькими вариантами для каждой характеристики или проблемы.

Для задачи подготавливают небольшую таблицу. Первый столбец выделяют для характеристик или других входных данных. Каждую строку заполняют подходящими вариантами без учета общей картины.

В нее вписывают, например, сегменты аудитории, материалы, идеи для оформления дизайна. В конце составляют список всех возможных комбинаций, непригодные сочетания отсеивают.

7. Метод Уолта Диснея.

Генерация новых идей через ролевую игру применялась еще до разработки метода «шести шляп». Эту технику успешно практиковал Уолт Дисней, основатель одноимённой компании.

Нужно последовательно оценить ситуацию с позиции мечтателя, реалиста и критика.

Сначала выписать в блокнот все идеи, даже самые абсурдные, затем проанализировать их с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. В конце рассмотреть все недостатки каждого варианта, выявить слабые стороны и подумать, как их можно устранить.

8. Переворот.

Некоторые методы генерирования инновационных идей подразумевают анализ проблемы с обратной стороны. Одна из таких техник ― переворот. Методика подходит для решения отдельных задач.

Сначала необходимо сформулировать основную проблему. После записать все мысли, связанные с ней. Это могут быть не только варианты решения, но и возможные аналогии, цифры, факты. Затем нужно изменить каждый пункт так, чтобы его значение стало противоположным.

Полученные «перевернутые» мысли анализируют. В процессе стараются подобрать такие условия, при которых измененные пункты могли бы помочь с решением проблемы. Новые возникшие идеи записывают на отдельной странице. В конце выделяют лучшие концепты и при необходимости дорабатывают их.

9. Инсайтный метод.

Широко распространен в сфере искусства. Он позволяет уловить образы и идеи, которые обычно остаются глубоко в подсознании. Происходит это за счет фиксации снов на бумаге.

Чтобы мозг продолжал работать даже ночью, перед сном нужно подумать о той задаче, которую нужно решить. Сформулировать основную проблему. Оставить рядом блокнот и ручку. Когда вы проснетесь, сразу запишите увиденное. Важно сделать это в течение первых 5 минут, не анализируя содержимое, иначе можно забыть часть деталей.

Выделите самые яркие образы, которые вы видели. Опишите основные предметы, действующие лица и сюжет. Попробуйте провести параллели между увиденным и поставленной перед вами задачей.

Методы генерации идей - Инсайтный метод

Навык генерации идей важно постоянно развивать, чтобы мыслить нешаблонно, находить креативные и оригинальные идеи, видеть неординарный подход к решению проблем.

0

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Татьяна Добрякова

0
Комментарии: 0Публикации: 249Регистрация: 08-02-2022

Получайте новую статью каждую неделю

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Понравилось?
Расскажите друзьям

Оцените статью
Оценка
[Всего: 0 Средний рейтинг: 0]
Предыдущая статья
Следующая статья

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Генерация пароля
У меня есть пароль
Войти
Получите гостевой доступ

Бесплатный доступ к закрытым материалам сайта по коду, выданному на бесплатной встрече.

Записаться на встречу