Резюме соискателя на должность топ-менеджера не всегда отражает реальный уровень его управленческих качеств, результативности и ценности для компании.
При трудоустройстве директора оценить его компетенции помогают различные технологии, включая ассессмент-центр и кейс-интервьюирование. Однако HR-специалисты с наметанным глазом видят по многим нюансам в поведении и внешности, насколько руководитель соответствует заданной планке.
«Что-то с ним не так»
Опытный специалист при трудоустройстве руководителей не будет полагаться только на технические способы проверки кандидата. Он оценивает психологические характеристики человека, его эмоциональное состояние, прислушивается к своей интуиции.
Привычки и мышление успешного руководителя формируются при определенных условиях, их нельзя долго имитировать. Как в детской сказке «Принцесса на горошине»: любой может произвести нужное первое впечатление «дорогим фасадом», но только тот, кто всю жизнь спал на мягчайших перинах, измучается из-за одной горошины.
Поведение, манера держаться и реакции на различные ситуации — вот что на что смотрит опытный HR. Он верит своему чутью. Если чувствует, что «что-то не так», то, скорее всего, откажет даже технически подходящему кандидату.
Есть и вспомогательные факторы.
Уместность ситуации. С какой позиции общается руководитель, какие задает вопросы, как ведет себя при непонятных ему обстоятельствах, как строит диалог, какие темы поднимает.
Типология. После множества проведенных собеседований у HR-а формируется некий паттерн образа и поведения руководителя с определенным уровнем дохода и местом, которое он занимает на карьерной и социальной лестнице.
Полное впечатление формируется на каждом этапе взаимодействия с кандидатом.
1. Первичный контакт
Хитрость в том, что во время первых телефонных звонков кандидаты еще не стараются выдавать желаемое за действительное. А для рекрутера даже безобидные вопросы становятся источником информации. Вот топ-менеджер не нашел адрес офиса, вышел из себя и забыл даже о приветствии. Значит так он ведет себя в стрессовой ситуации. А ведь в новой компании их будет предостаточно.
2. Предварительное обсуждение
Руководитель высокого уровня не отходит от правил культуры бизнес-общения: ведет переписку в деловом стиле, четко излагает информацию, сохраняет вежливый и доброжелательных тон.
3. Встреча
За время беседы наблюдательный рекрутер замечает и оценивает топ-менеджера по всем составляющим его образа.
Внешность
Конечно, на собеседование нужно одеваться в деловом стиле. Но также внешний вид должен соответствовать уровню и привычкам руководителя.
Когда IT-директор, привыкший 6 лет ходить по офису в джинсах и футболке, приходит на собеседование в костюме, специально купленном по этому поводу, ничего хорошего не получается. Он чувствует себя не в своей тарелке, нервничает, потеет. Ему не до самопрезентаций и кейсов: все мысли о том, как бы поскорее выйти в коридор и снять чертов галстук.
Костюм вызывает уважение только тогда, когда сидит идеально.
Чем выше уровень топ-менеджера и важность встречи, тем строже дресс-код и тем большее значение имеют детали. Все элементы мужского гардероба должны соответствовать стандартам этикета в одежде руководителя:
- галстук длиной до пояса брюк;
- цвет ремня в цвет обуви;
- длина брюк и носков не открывает часть голой ноги.
Из аксессуаров достаточно часов и запонок. Лучше вложиться в качество ткани и пошива. Человек в дорогом костюме соответствующе чувствует себя и воспринимается окружающими.
Топ-менеджеры с привлекательной внешностью более успешны: они быстрее располагают к себе клиентов и партнеров, это на руку имиджу компании. У этого факта даже есть научное подтверждение. Ученые из Висконсинского университета провели исследование на компаниях из индекса S&P 500 и заметили, что в день объявлений о назначении привлекательного руководителя цена акций росла сильнее.
А еще есть исследования, которые показали, что зарплата привлекательных сотрудников примерно на 5% выше, чем у остальных.
Следить за фигурой, цветом кожи, состоянием зубов, прической и маникюром приятно, потому что это повышает самоуважение. Но это также экономически выгодно и помогает при трудоустройстве директору — симпатичные люди приятны, вызывают желание быть на них похожими, они быстрее налаживают контакты и занимают высокие посты.
Речь
Любое собеседование строится таким образом, чтобы 80% времени говорил кандидат. Задача интервьюера — задавать правильные вопросы и слушать.
Сразу заметно, когда руководитель говорит чужими словами, шаблонными фразами. Такое часто можно наблюдать после пройденных различных современных тренингов и консультаций по собеседованию. Они построены по принципу: дать готовые решения, не углубляясь в пояснения.
У человека создается иллюзия, что он получил выжимку знаний в короткие сроки и ко всему готов. В итоге у него как будто огромный мешок с очень качественными и полезными инструментами, но он не понимает, когда доставать молоток, а когда бензопилу.
Оценивают не только ответы на вопросы, а реакцию человека.
Для этого представитель работодателя может намеренно пойти на провокацию, спрашивая о личном или о том, что не имеет отношения к работе топ-менеджера, например:
- На какой машине вы ездите?
- В какой стране вы провели отпуск?
- Сколько зарабатывает ваша жена?
Важно понимать, что эти вопросы задают не потому, что HR-ы «глупые». Это такой трюк, чтобы прощупать кандидата: уважающий себя топ-менеджер не спасует и не будет рассуждать на личные темы.
Поведение, манеры
Американский психолог Альберт Меграбян установил, что человек доносит информацию до собеседника по принципу «7 / 38 / 55». Это означает, что мы используем одновременно три канала коммуникации в таком соотношении:
- 55% — язык тела (жесты, мимика);
- 38% — параметры голоса (громкость, тон речи);
- 7% — собственно смысловое значение слов.
Таким образом, то, как мы говорим, важнее того, что мы говорим. Если невербалика отличается, это настораживает.
На встрече обращают внимание на то, как желающий трудоустроиться директор держится: насколько свободна его поза, смотрит ли он прямо в глаза собеседнику, не слишком ли отвлекается, не пытается ли уйти от темы.
Перед началом сотрудничества нас часто спрашивают, стоит ли пройти какие-то дополнительные тренинги по повышению уверенности, ораторского мастерства. И сколько времени нужно на такую подготовку, ведь это затянет сроки поиска работы топ-менеджера.
Наша практика показала, что в этом нет необходимости — все нужные навыки нарабатываются в процессе сопровождения при трудоустройстве руководителя за стандартный срок проекта вместе с партнером по развитию карьеры TakeMyTime. Сначала в теории, потом на практике во время личных сессий, затем мы оттачиваем их по ходу продвижения и разбора встреч.
Увлечения, образ и качество жизни
Статус успешного руководителя влияет на выбор хобби. По ответу на вопрос об увлечениях тоже оценивают уровень дохода. Престижные занятия требуют вложений. А приключенческий спорт (яхтинг, дайвинг, альпинизм) еще и соответствующей силы характера и тела.
Состояние здоровья — еще один маркер статуса. Чтобы быть эффективным и мотивированным, нужны энергия и выносливость.
Рекрутеры понимают, что руководитель, который выкладывается на работе и имеет мало свободного времени, выбирает тратить его не на борьбу с болезнями, а на поддержание и укрепление здоровья. И выглядит соответствующе — свежим, подтянутым и собранным даже в зрелом возрасте.
Внешние атрибуты статуса относительно легко доступны, и многим даже удается демонстрировать положение, которого у них нет. Кто-то делает вид, что его ожидает несуществующий личный водитель, кто-то гордо демонстрирует дорогие часы, забывая о поношенной обуви.
Но только видимыми атрибутами власти невозможно заменить внутренние проявления истинной успешности: энергетику, уверенность, контроль, компетентность, которые буквально ощущаются рядом с таким человеком.
Комментарии (12)
Никакой рекрутер не может определить профессионализм кандидата, для этого он сам должен иметь хорошее представление о сфере, в которую он набирает специалистов.
Не подозревать надо! А проверять и вменять и обучать, как в армии- не хочешь-? Научим, не можешь_ заставим и поменять слова и дела местами. Это вам в помощь. Некомпетентный рекрутер в компании- признак неруководителя и нерадивого работодателя- это про статью вашу. И поэтому нужно работодателю предложить нпайти грамотного и згнающего компетентного маркетолога по подбору и отбору и подготовке и правильному подбору места работы и должности. Так нас учили и вы можете использовать эти компетенции в бизнесе. Удачи.
Рекрутера надо проверять, т,к, никогда и никто ни эйчар ни менеджер по кадрам и тем более сам работодатель главный и его секретарша не может определить сразу ценность и все правильные компетенции особенно редкие компетенций специалиста. Есть другие научно-практические методики, позволяющие быстро и точно определить- подходит на это раб.место соискатель или не подходит на это, а может на другое место. Это местная ротация кадров и вызывает жгучую зависть у сотрудниц. Опять личный менеджмент-конкуренция. Но так было, а как сейчас в интернете- не знаю. Знаю другое-так кадры не подбирают и бизнес не делают и тем более не ведут и не развивают. Но кризисы сделали свое темное дело. Страх и опасность и ?????Много много разных личных причин.
Не думайте! А суть поймите! Больше пользы будет! Негативный_ у меня комп глючит и клавиатура, а поделиться хочется с пользой вы всегда в суть разберитесь. А за граматику я даже всегда всем дамам писал сори. И даже на сайтах знакомств, и разработал новое приложение-сайт знакомств, потому что меня из всех наверное за грамматику а тут редактор не сработал сам поправил. Выгнали или за то, что перечил дамам, когда много ошибок делал в письмах-посланиях. Дамы не любят безграмотных, это точно,
Отличная статья!
ПрЕмеры?
Диссертация?
Cерьезно?))
Отличная статья!
отличная статья!
Давно не читал такой полноценной и объективной статьи!
Думал будет интересннее