Цикл Деминга (PDCA) — это постоянный круг действий, направленных на улучшение продукта и производственных процессов, оптимизацию отдельных единиц. Методика основана на философии бережливого мышления, как и большинство agile-методологии. Это одна из моделей управления продуктом, которая нужна менеджеру в управленческой деятельности.
Цикл управления PDCA
Цикл Шугарта-Деминга — одна из моделей управления продуктом и процессами. Ее применение позволяет выявить и устранить слабые места системы продаж.
Второе название этой модели ― PDCA и PDSA (по-русски ― plan do check act), расшифровывается как:
- Plan — план;
- Do — действие;
- Check — проверка или Study — изучение;
- Act — корректировка.
Если упростить объяснение каждого слова, получается бесконечный цикл: «планируй, делай, проверяй, действуй».
Цикл PDCA Шухарта или Деминга определяет порядок действий при продвижении продукта. Процесс многоэтапный, может повторяться многократно. Главное условие ― соблюдение этапов.
Кто придумал PDCA модель
Цикл ПДСА был разработан в 1939 году У. Шухартом. Затем его доработал Э. Деминг при внедрении системы Всеобщего управления качеством в японские компании.
Шухарт положил начало системы, а Деминг сформулировал формулу успеха бизнеса. Она заключается в том, чтобы постоянно обеспечивать качество, а затем повышать его. То есть, цикл Шухарта — это непрерывная работа над улучшением бизнеса.
Главным принципом системы Шухарт назвал выполнение циклами трех действий: спланировать, сделать, проверить. Методика показала хорошую эффективность. Позже Деминг доработал ее, добавив еще одно действие — после проверки система должна выполнять корректировку. Это позволяет устранить слабые места, которые мешают продвигать товар.
Все этапы цикла Деминг изображал кругом, что означает непрерывность перечисленных процессов. Работа должна выполняться по кругу: после корректировки вновь планирование, действие и так до достижения поставленной цели.
При разработке инструмента Деминг делал акцент на прогнозировании результатов действий, которые направлены на улучшение продукта и бизнеса в целом. На основе этой модели были созданы другие инструменты управления бизнес-процессами. Они включают те или иные принципы PDCA, но не заменяют модель полностью.
Когда стоит внедрять метод круга Деминга
Внедрять Деминг-цикл рекомендуют в следующих случаях.
1. Снижение количества продаж.
Чтобы исправить ситуацию, нужно провести комплекс работ: аудит системы, выбрать дальнейшую стратегию ведения продаж, поставить и сформулировать цели, разработать план, приступить к его выполнению. Чтобы разработанные методики были более продуктивными, используйте улучшения по принципу PDCA.
2. Внедрение нового инструмента продаж.
Чтобы своевременно находить и устранять ошибки, при внедрении CRM-системы, скрипта продаж, нового канала продаж или системы мотивации рекомендуется проходить этапы цикла Деминга. Тогда переход будет более плавным, а результат эффективнее.
3. Работа с ключевыми клиентами.
Для качественных действий с ВИП-клиентами PDCA цикл снижает риск сдачи работы с существенными ошибками.
Петля Деминга ― один из наиболее эффективных инструментов в современном маркетинге. Она работает практически в любой ситуации, действует безотказно при правильной реализации.
Этапы цикла PDCA
Цикл Деминга включает 4 элемента.
1. Планирование, определение цели.
Первый этап нужен для того, чтобы выявить проблемы компании и проработать возможные варианты их решения. Цели должны быть реальными, достижимыми, желательно в цифрах и датах с максимальной конкретизацией. При планировании необходимо детально прописать все мероприятия, порядок их реализации, а также указать лица, ответственные за выполнение поставленных задач.
2. Реализация запланированных задач.
Второй этап цикла Деминга заключается в выполнении запланированных задач. Главное правило — работать строго по плану, шаг за шагом, не нарушая ни одного пункта.
3. Тестирование.
На третьем этапе выполняется проверка достигнутой цели. Для этого организуется контроль действий и оценка результатов. Это позволяет определить, вся ли работа была выполнена правильно, и требуется ли ещё один цикл plan do check act для достижения желаемого эффекта.
4. Корректировка.
На завершающем этапе вносятся корректировки, если ранее были обнаружены ошибки. Этот элемент позволяет провести мероприятия по внедрению улучшений.
Использовать такую модель можно в любой бизнес-среде — от разработки новых продуктов до управления жизненным циклом продуктов.
Пример применения цикла PDCA
Нужно: провести аналитику задачи, записать требования и составить ТЗ.
Самое первое и важное действие ― понять, что необходимо выполнить в рамках заданий, а также согласовать требования, установить сроки и планы реализации работ.
1. Выполнить наиболее важные задачи, без которых невозможна дальнейшая реализация плана. Например, нужно разработать сайт, значит первым шагом будет создание главной страницы сайта.
2. Протестировать созданную страницу, проверить соответствие плану и ожиданиям заказчика. Обнаружить ошибки и слабые места.
3. Провести работу над ошибками, исправить их, при необходимости изменить требования и весь рабочий процесс, повторять цикл до конца разработки.
Во время выполнения действий циклы могут повторяться неоднократно, пока не будет достигнута поставленная цель.
Эффективное планирование
Использование цикла постоянного улучшения PDCA подразумевает старт процесс с этапа планирования. Начало считается самым важным, поскольку неправильно поставленные цели и сделанные ошибки приводят к тому, что вся система PDCA становится бессмысленной, а компания несет финансовые убытки.
При планировании нельзя опираться на цели, которые использовались ранее, в том числе конкурентами, даже при их хорошей эффективности. Задачи должны соответствовать реальной ситуации на рынке, доступным ресурсам и возможностям. Также неэффективно реализовывать одну крупную цель без разбивки на более мелкие подцели.
Цикл управления качеством планирования рекомендует проводить в три этапа:
1. Поставить адекватную цель.
Не нужно планировать увеличение товарооборота в несколько раз за пару месяцев. Ставьте перед компанией только реальные, адекватные задачи, которые в силах достигнуть. При этом обязательно учитывайте внешние факторы: состояние рынка, конкурентоспособность и т.д.
2. Проверить цель на достижимость.
Процесс Деминга включает проверку поставленных задач. Для этого конкретизируются количественные и качественные показатели, которые нужно достичь. Если каждая из задач достижима, то и главная цель может иметь место в методологии PDCA.
3. Декомпозиция цели.
При проведении проверки цели на достижимость крупная задача должна быть поделена на небольшие. Если есть возможность продолжить разделять маленькие задачи, это следует реализовать.
Петля качества (цикл Деминга) ― это эффективная современная методика повышения качества продукта. Может использоваться на любом предприятии, независимо от объема выпускаемой продукции и продаж.