Дивизиональный тип организационной структуры создали в 20 веке, когда началось активное развитие промышленности и торговли. Предприятия увеличились в объемах производства и видах деятельности, усложнились технологические процессы. Это потребовало формирование новых, уникальных решений. Так в бизнес-сфере появилась дивизионная организационная структура.
Характеристики дивизиональной структуры организации
Под дивизиональной понимается организационная структура, при которой создаются автономные подразделения или дивизионы. У каждой из них есть начальство, которое отвечает за выполнение задач конкретно своего отделения. Также персонал подчиняется главному руководству, которое управляет всеми подразделениями.
Дивизиональная структура управления характеризуется командной работой. Каждое подразделение работает над конкретными задачами, имея при этом общую цель — развитие компании. Это позволяет снизить нагрузку с основного руководства, уменьшить его ответственность за достижение нужных показателей.
Дивизионная структура предприятия отличается тем, что при низкой эффективности работы одного из подразделений не ухудшаются показатели других. У руководства есть возможность точечно проводить работу с отделами, а не искать причину снижения прибыли во всей компании.
Каждый дивизион при таком типе управления автономен. Он может самостоятельно реагировать на запросы клиентов, не дожидаясь реакции от вышестоящего руководства. Таким образом работа с потребителями выходит на новый уровень, появляются возможности повышения качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
Первое дивизиональное предприятие появилось в конце 20 века. Это была компания General Motors. Началось всё с осознания неэффективности функционала организации и повышения ее потребностей для дальнейшего развития. Следом идею подхватили на Западе, а в России эта система появилась уже после развала СССР.
Плюсы и минусы дивизионной структуры управления
Преимущества дивизиональной структуры.
● Подходит для крупных компаний. Этот тип управления отлично вписывается в деятельность крупных корпораций с многопрофильной работой, когда в штате числятся сотни тысяч человек. Структура позволяет управлять сразу несколькими подразделениями компании, правильно настраивая персонал на достижение поставленных целей.
● Гибкость. Такая система легко подстраивается под рыночные изменения, сохраняет гибкость в нестабильном окружении.
● Понятное взаимодействие с потребителями. Система взаимодействия потребителей с организацией открыта и понятна. Клиенты могут обратиться в подразделение компании для решения возникших проблем. Это повышает доверие к корпорации, позволяет оперативно реагировать на запросы.
● Снижение нагрузки на руководство. За работу подразделений отвечает их собственное начальство. У основного руководства появляется возможность заниматься более сложными и узкопрофильными делами, направленными на развитие компании.
● Доступный контроль. Дивизиональная оргструктура подразумевает разделение крупного предприятия на несколько маленьких отделов. Каждый из них должен достигать определенных целей, выраженных, как правило, в денежном эквиваленте (выручка за период). Если нормы не выполняются, то основному руководству легко проконтролировать, какое из подразделений не достигает запланированных целей.
● Высокое качество продукции. В каждом подразделении работа направлена на выпуск конкретной продукции, что позволяет сконцентрироваться на производстве.
Недостатки дивизиональной ОСУ:
● сложности с реализацией;
● большие расходы на содержание дивизионов;
● риск возникновения дефицита ресурсов;
● конкуренция между дивизионами;
● самоуправство руководителей подразделения, несоблюдение корпоративной этики;
● перегруженность управленцами;
● несогласованность действий начальства;
● разобщенность главного руководства и персонала нижних ступеней вертикали.
Дивизиональная организационная структура управления эффективна для условий работы крупномасштабных предприятий. Чтобы внедренная система показывала хорошие результаты, менеджеры дивизионов должны обучаться под контролем главного руководителя. Но такое возможно не всегда из-за территориальной обособленности подразделений, что делает перечисленные недостатки реальными и практически непредотвратимыми.
Виды дивизиональных структур
В зависимости от принципа работ дивизионы создаются по одному из трех принципов.
1. Продуктовая линейка.
Эта система направлена на изготовление продукта, его совершенствование, повышение качества. Также продуктовые дивизии отвечают за покупку и обслуживание оборудования, сырья и производственный процесс в целом. Если компания работает в многоформатном режиме, выпуская несколько разных видов товаров, то каждый дивизион занимается производством определенного изделия.
Отделений при продуктовой системе может быть несколько, но ответственность за выпуск конкретного изделия возлагается на одного управленца. Дивизионально продуктовая структура считается самой успешной, поэтому используется чаще других.
Пример: компания Mars, выпускающая кондитерские изделия, корма для животных.
2. Потребительская или организационная.
Эта система формирует дивизионы по потребительским качествам. Разделение происходит между целевой аудиторией посредством разделения покупателей на группы. Для каждой группы формируется подразделение, которое работает над созданием и продвижением нужного продукта. Дивизионная организационная структура управления сложна в реализации, так как в ней необходимо тщательно прорабатывать целевую аудиторию, проводить исследования, опросы. Но именно эта система считается самой эффективной при условии грамотного применения. Если же неправильно определить конечного потребителя, не проследить за изменениями трендов, то вряд ли получится достичь успехов в поставленных целях.
Пример правильного использования системы: сеть клиник и медицинских центров «Медси», предлагающая услуги для взрослых и для детей в отдельных центрах.
3. Региональная.
Если деятельность компании охватывает большую территорию, выходит за пределы региона и даже страны, то применима дивизионная региональная структура. Она упрощает работу предприятия, позволяет оперативно решать вопросы, связанные с местными законами, особенностями целевой аудитории.
Пример: международная торговая сеть Auchan, которая открывает филиалы в разных странах. В каждой структуре предприятия работают по собственному стилю управления или системе, принятой в компании. Главное руководство может передать основные полномочия по приему решений и развитию продукта начальству дивизионов.
Когда используется дивизионная система управления
Не каждой организации выгодно использовать дивизионную систему. Она подходит предприятиям, у которых:
● широкий ассортимент выпускаемой продукции;
● регулярное обновление и пополнение каталога собственной продукции;
● обширная номенклатура продукции, имеющая разные характеристики (например, корм для животных и бытовая химия);
● большой штат сотрудников;
● есть планы по выходу на мировой рынок.
При дивизионной структуре крупная корпорация делится на несколько небольших автономных компаний. Каждый дивизион играет определенную роль в развитии предприятия и работает над удовлетворением запросов потребителей.