Оценка экономической эффективности организации

Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»

«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»


Получить руководство


Нет, спасибо

Оценка экономической эффективности

Татьяна Добрякова
Время чтения: 6 минут
1
59

Оценка экономической эффективности

Экономическая эффективность — это показатель использования предприятием своих финансовых и материальных ресурсов. Термин важно знать и понимать не только топ-менеджеру, финансовому директору, но и потенциальному инвестору, аудитору.

Традиционные экономические ресурсы, которые оцениваются в первую очередь, ― это труд и капитал. Поскольку именно в них предприятия обычно ограничены, крайне важно находить наиболее эффективные способы производить максимальное количество потребительских товаров с минимальными затратами. Экономическая неэффективность приводит к тому, что компания будет тратить слишком много ресурсов на производство товаров или услуг, а значит и вся деятельность станет невыгодной. На основании анализа нескольких показателей можно грамотно планировать бюджет, численность персонала, принимать взвешенные решения о заказе необходимых материалов.

Виды экономической эффективности

Оценка экономической эффективности не может проходить только по одному показателю. Все они взаимосвязаны: изменения одного могут напрямую повлиять на другие. Работа предприятия наиболее успешна и оптимизирована, когда учтен каждый аспект.

Экономическая эффективность делится на:

1. Аллокационную

Приобретение товаров и услуг является наиболее выгодным для потребителей, ведь им предлагается заплатить сумму, равную себестоимости продукта. Чтобы достичь аллокационной результативности, производители должны создавать достаточное количество продукции для удовлетворения потребительского спроса, но при этом обеспечить себе доход за счет продажи комплектующих, сервисных услуг.

2. Производственную

Экономическая эффективность системы возникает, когда стоимость производственного процесса сводится к минимуму. Часто это может произойти только тогда, когда компания отдает приоритет производства одного товара или услуги над другими. К ключевому показателю можно отнести кривую производственных возможностей, которая показывает, сколько продукции предприятие может производить с одними и теми же конечными ресурсами.

Человеческий труд ― пример ограниченного ресурса, влияющего на коэффициент экономической эффективности. Предприятия должны нанимать сотрудников в соответствии с потребностями покупателей и производственными ограничениями. Если наблюдаются простои оборудования из-за недостатка людей и материалов, либо, наоборот, у нанятых сотрудников нет работы, а на складах много материальных излишков, то и общая экономическая эффективность будет снижена.

3. Техническую

Компании достигают технической результативности, когда используют наименьшее количество ресурсов для создания продукта. Эти ресурсы могут включать рабочую силу, время, оборудование и материалы для производства. Например, пиццерии нужны ингредиенты, кухонная техника, сотрудники для приготовления и доставки пиццы. Для максимизации технической эффективности компания-производитель пиццы может закупить многофункциональное оборудование, которое сокращает время приготовления и требует привлечения меньшего количества рабочей силы.

4. Динамическую

Динамическая эффективность относится к изменениям в экономике, связанными с технологическими новинками. Инновации часто повышают производительность труда, снижают стоимость производства. Рабочая сила также может быть предметом инноваций. К примеру, непопулярные, редкие и высококвалифицированные работники требуют более высокого финансового вознаграждения труда, а значит и затраты на заработную плату возрастают.

5. Х-эффективность

Если компания быстро достигает или перевыполняет производственные цели, несмотря на нехватку средств (например, недоукомплектованность персонала), то определяется показатель Х-эффективности.

Относительная экономическая эффективность позволяет оценить показатели в теории, на этапе планирования. Вне зависимости от целей, они должны быть достигнуты с минимальными затратами. Также нужно учитывать правило Парето, если невозможно увеличить потребление покупателем одного товара без уменьшения потребления какого-либо другого продукта. Графически это означает, что покупатель всегда приобретает товар на границе своих потребностей: 20% затрат обеспечивают 80% результата.

В своем исследовании Вильфредо Парето заметил, что 20% итальянского населения владеют 80% богатства страны. Такая сегрегация ресурсов, хотя и сомнительная с моральной точки зрения, зато эффективная с экономической стороны. Распределение богатства по Парето приносит результат тогда и только тогда, когда сумма индивидуального богатства равна совокупному богатству. Пока ресурсы не тратятся впустую, один человек, владеющий всем богатством мира, считается столь же эффективным, как и все население мира, имеющее такое же богатство.

Показатели для оценки экономической эффективности

Показатели для оценки экономической эффективности

Общим показателем экономической эффективности является соотношение результатов и затрат. Однако для более глубокого анализа можно использовать и другие факторы.

1. Производительность труда

Рассчитывается как количество произведенных товаров и услуг за единицу времени. Чем больше товаров и услуг, тем лучше показатель.

2. Конкурентоспособность

К показателям экономической эффективности относится и способность удерживать преимущество на фоне аналогичных предприятий, товаров и услуг.

Не существует единого метода измерения конкурентоспособности, однако можно отталкиваться от следующих показателей:

  • отпускные цены, выраженные в виде индекса в соотношении с конкурентами;
  • соотношение цены закупки к цене продажи;
  • прибыль на одного работника или на час его занятости;
  • затраты на единицу труда, продукции.

Также можно оценить неценовую конкурентоспособность по качеству продукции и дизайну, надежности товара.

3. Рентабельность

Один из основных показателей экономической эффективности, который дает представление о том, насколько хорошо компания использует ресурсы для получения прибыли и дивидендов. Долгосрочная прибыльность компании важна как для ее выживания, так и для выгоды, получаемой акционерами.

Индекс рентабельности, по сути, говорит о том, сколько денег будет получено на каждый вложенный рубль. Показателем экономической эффективности является уровень выше 1.

4. Капиталоемкость

Производственный процесс требует инвестиций в основные средства. Он, как правило, имеет высокое соотношение постоянных затрат к переменным. Таким образом, показатель экономической эффективности использования материальных ресурсов зависит от масштаба производства. Увеличение выпуска (тиража) приводит к снижению средних затрат.

Другие показатели общей экономической эффективности также взаимосвязаны с капиталоемкостью.

  • Производительность труда. Увеличение инвестиций может способствовать росту производительности труда. Этот показатель вместе с капиталоемкостью играют важную роль в планировании долгосрочного экономического развития.
  • Инвестиции в основной капитал. Требуют достаточных собственных сбережений или способности компании привлекать кредиты для финансирования инвестиционного процесса.
  • Высококвалифицированный труд. Увеличение капиталоемкости обычно требует параллельного повышения квалификации рабочей силы. Ведь инвестиции в улучшения технологий, инновации требуют от работников новых навыков и компетенций. А значит потребуются затраты на обучение.

Экономическая эффективность использования капитала измеряется следующим образом: стоимость капитала по отношению к затратам труда. Фирма, которая тратит 3 миллиона рублей на капитал и 500 000 рублей на оплату рабочей силы, считается капиталоемкой. Также можно рассчитать коэффициент отношения активов к объемам продаж.

Слишком большая капиталоемкость может привести и к негативным последствиям. Есть большая вероятность сокращений персонала только потому, что их труд будет автоматизирован. Это может привести к структурной безработице, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Однако у капиталоемких отраслей есть возможность создавать альтернативные виды рабочих мест, например, в области разработки программного обеспечения, искусственного интеллекта, сервиса. Кроме того, капиталоемкое производство может привести к снижению цен и повышению доходов.

5. Инвестиционная привлекательность

Экономическая эффективность инвестиционной деятельности оценивается по окупаемости. Именно на основании этого финансового показателя инвесторы и финансовые профессионалы понимают принесут ли вложенные ресурсы прибыль. Показатель также можно использовать для сравнения одного вида инвестиции с другой, несколькими инвестициями определенного класса, например взаимными фондами, инвестирующими в один и тот же класс активов. Показатель можно выразить в виде коэффициента: достаточно разделить доходность от инвестиций на их стоимость. Для выражения конечного результата в процентах, нужно его умножить на 100.

Почему необходимо заниматься экономической эффективностью

В больших компаниях есть целые отделы, которые занимаются оценкой экономической эффективности системы. Но небольшие фирмы часто вообще не обращают внимания на показатели. Руководители и собственники просто стараются следить за тем, чтобы доходы превышали расходы.

Однако заниматься хотя бы относительной экономической эффективностью нужно всем, даже индивидуальным предпринимателям. Инвестиции во время и другие ресурсы обязательно окупятся стабильностью компании, ее конкурентоспособностью, высокими показателями прибыли и рентабельности .

1. Удешевление производства

Те, кто занимается экономической эффективностью, в перспективе замечают снижение себестоимости производства, а значит можно будет снизить цену на товары и услуги для потребителей и обойти конкурентов. Также у бизнеса появится возможность направить деньги, сэкономленные в процессе производства, на улучшение качества продукции при одновременном снижении затрат на ее производство. Снижая производственные затраты, и повышая экономическую эффективность, можно укрепить свои позиции на рынке.

2. Равный доступ к товарам и услугам

Экономическая эффективность способствует справедливому распределению товаров и услуг среди всех людей в обществе. Это означает, что люди имеют равный доступ к товарам и услугам, и могут получить именно то, что им нужно в необходимом объеме. Результативная экономика позволяет предприятиям легко распределять свои товары и устанавливать на них цены таким образом, чтобы это было выгодно как компании, так и ее потребителям.

3. Баланс доходов и расходов

По определению, экономическая эффективность заключается в балансе между доходами и расходами на общем счете. Это выгодно как для производителей, так и для потребителей. Достигнув эффективности производства, бизнес может понести убытки от производства одного товара в пользу другого, получая при этом выгоду от повышенного спроса на сопутствующие услуги. Предприятия в условиях результативной экономики могут легко приспосабливаться к резким изменениям спроса и другим потерям. Общая эффективность в экономике предполагает баланс между социальными выгодами и выгодами для бизнеса, создавая здоровый и устойчивый экономический климат.

Повышение результативности производства также означает, что страны могут создавать больше товаров и услуг с тем же объемом ресурсов. Другими словами, производительность увеличивается при заданных запасах ресурсов, доступных для использования.

Чтобы добиться повышения эффективности производства, ресурсы должны быть взаимозаменяемыми и свободно перемещаться между отраслями внутри экономики. Это означает, что одни отрасли должны расширяться, а другие сокращаться. Какие именно ― будет зависеть от основного стимула или направления торговли. Различные торговые модели подчеркивают многообразие стимулов для торговли. Например, рикардианская модель делает акцент на технологических различиях между странами, модель пропорции факторов производства подчеркивает разницу в обеспеченности и так далее. В реальном мире вполне вероятно, что каждый из этих стимулов играет определенную роль в формировании наблюдаемых моделей торговли.

Оценка экономической эффективности

Таким образом, вместе с развитием торговли компания либо начинает специализироваться на продуктах, в которых имеет сравнительное технологическое преимущество, либо производство смещается в отрасли, наиболее интенсивно использующие относительно доступные ресурсы.

0

Автор публикации

не в сети 2 года

Татьяна Добрякова

0
Комментарии: 0Публикации: 250Регистрация: 08-02-2022

Получайте новую статью каждую неделю

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Понравилось?
Расскажите друзьям

Оцените статью
Оценка
[Всего: 0 Средний рейтинг: 0]

Комментарий (1)

  1. Leapy:

    Спасибо, весьма интересная статья..

    0

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
У меня есть пароль
Войти
Получите гостевой доступ

Бесплатный доступ к закрытым материалам сайта по коду, выданному на бесплатной встрече.

Записаться на встречу