Процесс стратегического управления

Получите бесплатное электронное руководство от партнеров по развитию карьеры «TakeMyTime»

«6 шагов к успешному
трудоустройству топ-менеджера»


Получить руководство


Нет, спасибо

Процесс стратегического управления: понятие, особенности, этапы

Татьяна Добрякова
Время чтения: 6 минут
0
1393

Процесс стратегического управления:

Стратегическое управление ― это разработка стратегий, которые могут использовать менеджеры для развития организации, увеличении прибыли и улучшения показателей производства.

Главная цель процесса ― развитие конкурентоспособных преимуществ, увеличение доли рынка, укрепление репутации. Чтобы добиться хороших показателей, руководство компании должно уметь правильно пользоваться инструментами в виде стратегий.

Понятие

Стратегический менеджмент ― это ряд определенных действий фирмы по реализации задач для достижения долгосрочных целей.

Правильно разработанные стратегии и успешно достигнутые цели помогают бизнесу развиваться в условиях жесткой рыночной конкуренции. И чем сильнее конкуренция и более нестабильны условия внешней среды, тем выше потребность в стратегическом менеджменте.

Под стратегическим управлением понимаются мероприятия, направленные на повышение рентабельности бизнеса в перспективе на несколько лет вперед. Такой формат менеджмента не подходит для принятия быстрых решений, чтобы ощутить выгоду в течение краткосрочного периода.

Данный термин был введен в конце 60-х годов прошлого века. Его первоначальное назначение ― внесение различий между текущим менеджментом, акцентирующим внимание на производстве, и управлением, которое осуществляется на высшем уровне.

Предпосылками к разработке новой системы менеджмента стали 4 фактора.

  • В 20 веке увеличился объем задач, сформированный на фоне внутрифирменных и внешних изменений. Со многими задачами и проблемами организации сталкивались впервые, что не позволяло использовать опыт, полученный в первой половине 20 века.
  • Произошло усложнение проблем управленческого характера, что было связано с расширением географии деятельности компании.
  • Увеличилось значение управленцев высшего звена. При этом навыки, полученные в первой половине 20 века, практически не соответствовали условиям решения современных задач.
  • Увеличилась вероятность возникновения неожиданных факторов, способных повлиять на работу компании. Потребовалось внедрение системы, с которой ситуация будет предсказуемой.

Во второй половине 20 века предприятия испытывали острую потребность в конкретных действиях, чтобы своевременно реагировать на изменения внешней среды.

Особенности процесса

Основа стратегического менеджмента ― это система стратегий. Под ней понимается спланированная реакция организации на определенные изменения внешней среды или воздействие агрессивных факторов. Также это линия поведения, разработанная или выбранная для достижения цели.

Стратегический менеджмент имеет следующие характеристики.

  • Назначение ― выживание бизнеса на рынке в долгосрочной перспективе.
  • Достижение цели ― выявление новых возможностей фирмы в конкурентной борьбе, адаптация к различным изменениям условий внешней среды.
  • Фактор времени ― долгосрочная перспектива.
  • Роль персонала ― важен каждый сотрудник предприятия.
  • Показатели эффективности ― полная готовность к возможным изменениям, гибкость.

Планирование на перспективу имеет высокую ценность для фирмы. Оно позволяет ориентировать деятельность производства на запросы покупателей, своевременно реагировать на произошедшие изменения.

Этапы процесса

Процесс стратегического управления включает в себя 5 этапов, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. Каждый из них логически продолжает предыдущий, что позволяет выстраивать цепочку действий, направленных на формирование и реализацию стратегий как способа управления компанией.

1. Исходный этап.

Это первый этап, подразумевающий анализ внешней и внутренней среды. Он считается основой для разработки миссий, целей и направлен на формирование стратегий с учетом текущих условий.

Начальный этап очень важен, поскольку допущенные ошибки здесь уменьшают ценность выполненной работы на следующих шагах.

Анализ включает изучение внешних факторов, влияющих на развитие предприятия. К ним относятся конкуренты, целевая аудитория, поставщики, рынок труда.

По результатам проведенного анализа компания должна понять готова ли она к конкурентной борьбе, какие действия будет производить при возникновении определенной ситуации.

Исходный этап процесса стратегического управления включает также анализ внешних факторов, которые оказывают непосредственное влияние на развитие фирмы. К ним относятся штат организации, оборудование, ресурсы, партнеры, клиенты.

Правильно проведенный анализ позволяет:

  • во внутренней среде ― выявить сильные стороны организации, увидеть сплоченность команды, определить слабые стороны, мешающие достижению целей;
  • во внешней среде ― выявить возможности, которые помогут в решении задач, и негативные моменты, останавливающие фирму в развитии.

Обойти первый этап невозможно, он раскрывает все возможности компании, помогает увидеть ее сильные и слабые стороны. На его основе разрабатываются стратегии, которые будут учитывать все организационные особенности бизнеса.

2. Определение миссий и целей.

На втором этапе требуется установить миссию и цели предприятия.

Миссия ― это предназначение организации, ее основная функция. Например: «создавать лекарства для гипертоников» или «выпускать спортивное питание». Миссия должна отражать следующую информацию:

  • сфера деятельности компании;
  • вид предлагаемого продукта или услуги;
  • вид рынка, на котором реализуется создаваемая продукция;
  • основные цели предприятия;
  • ценности или принципы организации.

Цели ― это конкретный результат, который должен быть достигнут. Это отправная точка для формирования задач, мотивации персонала.

Формирование миссии и целей происходит в три этапа.

  • Формулирование миссии, отражающей смысл существования фирмы.
  • Формирование долгосрочных целей.
  • Формирование среднесрочных целей.

Желательно, чтобы цели были максимально точными, содержали цифры и ожидаемые показатели.

Процесс стратегического управления

3. Выбор стратегии.

Формирование стратегии происходит на третьем этапе после тщательного анализа, определения миссии и целей компании. План представляет собой основное направление работы предприятия, путь, который должен преодолеть бизнес для достижения главной цели.

У предприятия должно быть несколько стратегий на выбор, чтобы подобрать ту, которая больше всего подходит к миссии и целям. Она должна быть наиболее актуальной, обладать преимуществами перед другими.

4. Реализация.

Следующий этап ― реализация выбранной стратегии. Это преобразование плана в действие на основе разработанных программ, выделенного бюджета.

На этом шаге возможна небольшая корректировка двух предыдущих этапов, если были обнаружены ошибки или недочеты. От руководящего состава требуется создание такой системы менеджмента, при которой персонал будет мотивирован и готов к достижению цели.

Во время реализации стратегии актуальны следующие решения: модернизация производства, закупка оборудования, поиск новых поставщиков.

5. Контроль.

Процесс стратегического управления завершается контролем внедренной стратегии. Он необходим для корректировки выбранного плана, необходимость в которой возникает при неизбежных изменениях внешней среды, появлении новых обстоятельств, оказывающих воздействие на организацию.

В процессе корректировки допускается уточнение целей, переориентирование деятельности фирмы, изменение доступного бюджета и политики компании.

От управленческих решений, принятых на этом этапе, зависит конкурентоспособность организации, поэтому каждое действие и шаг продумываются очень взвешенно, тщательно.

Стратегический менеджмент за последние годы претерпел множество изменений.

Например, раньше разработка и реализация стратегии возлагалась только на управленческий персонал. «Верхи» детали не разглашали, персонал получал лишь указания без объяснения итоговой глобальной цели.

Сейчас стратегию и конечную задачу знают все сотрудники предприятия, что делает команду более сплоченной, повышает мотивацию.

Преимущества и недостатки стратегического менеджмента

Стратегическое управление, как и другие системы менеджмента имеет свои плюсы и минусы. К преимуществам относят следующие факторы.

  • Формируется понимание истинного назначения организации. Исходный процесс стратегического управления позволяет качественно проанализировать деятельность предприятия. Это положительно сказывается на принятии многих управленческих решений.
  • Создаются условия для постоянного развития фирмы, а не только для текущей успешности в короткий промежуток времени.
  • Есть возможность объединить решения руководителей всех уровней руководства.
  • Есть возможность оценить разные варианты использования ресурсов, что позволяет более эффективно переносить ресурсы в обоснованные стратегии с запланированным хорошим результатом.
  • Создается среда, поощряющая активное руководство предприятием с быстрым реагированием на изменения внешней среды.
  • Используются самые новые технологии и разработки, постоянно улучшаются производственные возможности.

К недостаткам относят следующие пункты.

  • Сложно детально увидеть будущее компании, что может привести к ошибкам в расчетах. Отсутствие точной картины перспектив предприятия усложняет разработку стратегии.
  • Не каждый руководитель обладает навыками стратегического предвидения, что приводит к возникновению сложных задач и непредвиденных ситуаций, решить которые затруднительно, имея одну стратегию. Менеджерам не предоставляется описательная инструкция о том, как правильно поступать в той или иной ситуации. Поэтому стратегический менеджмент желательно использовать только при условии, что должность занимает опытный сотрудник, умеющий быстро реагировать на изменения.
  • Чтобы процесс грамотно заработал, нужно вложить немало сил, времени и денег. Практически каждая стратегия требует серьезных вложений в бизнес, поэтому такая система управления не подходит маленьким фирмам с небольшим доходом.
  • На фоне активного развития рынка усиливаются отрицательные последствия ошибок стратегического предвидения.

Эффективность у процесса планирования достаточно высокая, поэтому перечисленные недостатки крупным игрокам рынка удается обойти.

Должность стратегического менеджера

В компании разработкой стратегии занимается стратегический менеджер. Чтобы система управления показывала хорошую эффективность, специалист должен соответствовать следующим требованиям.

1. Хорошая информационная осведомленность.

Менеджер должен знать, что происходит как внутри фирмы, так и во внешней среде. Для этого создаются сети источников информации, что позволяет своевременно обновлять данные.

2. Умение распределять свое время и силы.

Активность, целеустремленность, аналитический склад ума ― главные качества, которые нужны менеджеру для составления стратегии. Специалист должен уметь правильно распределять свое рабочее время, делегировать задачи, давать четкие указания.

3. Умение подстраиваться под текущую ситуацию.

Менеджер не должен зацикливаться на определенных методах управления и принятых решениях. Специалисту важно быть гибким, уметь быстро принимать решения, понимать, когда стоит идти на риск.

Занять должность стратегического менеджера может практически любой специалист из числа управленцев. Часто задачи по разработке стратегии принимают на себя члены совета директоров.

Управление персоналом

Исходный процесс стратегического управления ― это не только анализ внешних факторов, но также изучение внутренней политики предприятия. Работа с кадрами проводится в рамках реализации практически любой стратегии.

Управление персоналом в стратегической системе предполагает создание трудового потенциала с высокой конкурентоспособностью. Это необходимо для повышения выносливости коллектива, чтобы сотрудники вашей компании выдерживали конкуренцию лучше, чем персонал других предприятий аналогичного типа.

Управление персоналом предполагает контроль повышения квалификации сотрудников, прохождение необходимых курсов, получение опыта.

При назначении на должность учитываются образование, стаж и навыки, а трудоустроенный специалист выполняет конкретные функции.

Процесс стратегического управления

При стратегическом управлении важно во всем иметь порядок: в документах, кадрах, целях.

Организация должна иметь четкое представление о том, какие изменения произойдут в течение ближайших 5-10 лет. В процессе формирования долгосрочного плана персоналу необходимо настроиться на продуктивную работу. Для этого каждый специалист получает конкретный набор задач.

Главное в стратегическом менеджменте ― правильно разработать стратегию, учитывая ресурсы и силы компании, текущее состояние условий внешней среды и возможные изменения.

0

Автор публикации

не в сети 3 года

Татьяна Добрякова

0
Комментарии: 0Публикации: 250Регистрация: 08-02-2022

Получайте новую статью каждую неделю

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Понравилось?
Расскажите друзьям

Оцените статью
Оценка
[Всего: 1 Средний рейтинг: 5]

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
У меня есть пароль
Войти
Получите гостевой доступ

Бесплатный доступ к закрытым материалам сайта по коду, выданному на бесплатной встрече.

Записаться на встречу