Директор по маркетингу — это руководитель, который организовывает и курирует проведение маркетинговых кампаний, разрабатывает стратегии, направленные на повышение осведомленности потенциальных клиентов (партнеров) о предприятии и создание спроса на продукты и услуги. Под началом управленца находится одноименный отдел.
Если вы любите управлять людьми, решать сложные креативные задачи по продвижению продуктов или целых компаний, то роль директора по маркетингу вам подойдет. Однако перед этим придется приобрести значительный опыт работы на должности рядового менеджера.
Обязанности:
- управление стратегией взаимодействия с клиентами и партнерами в социальных сетях;
- контроль за бюджетом отдела;
- организация креативных проектов;
- взаимодействие с юридическим отделом в части подготовки ТЗ для заключения договоров на рекламу;
- организация маркетинговых исследований для поиска новых возможностей;
- анализ тенденций рынка;
- противодействие конкурентам.
В небольших фирмах нет отдельного департамента, занимающегося непосредственно маркетингом. Поэтому один и тот же отдел может заниматься и сбытом, и продвижением продукта. В таких случаях должность будет называться «Директор по маркетингу и продажам».
Место в организационной структуре компании
В крупной корпорации управленец находится под началом вице-президента по маркетингу, но в небольших компаниях он может подчиняться непосредственно СЕО. То, какие специалисты будут под управлением руководителя, также зависит от размера и принятой оргструктуры компании.
Зачастую в штат входят менеджеры с различной специализацией. В русском языке их любят называть «маркетологами». Специалисты востребованы в различных отраслях, включая здравоохранение, гостиничный бизнес, развлечения, финансы, ИТ-технологии.
Начать карьеру можно именно с базовой позиции. Если есть возможность, то стоит выбрать специализацию. Только получив опыт на уровне менеджера нижнего звена, можно будет дорасти до руководящих должностей.
Популярные позиции, которые находятся в подчинении у директора по маркетингу.
1. Аффилиат-менеджер. Специализируется на отношениях между организацией и подрядчиками, которые выполняют часть работ по рекламе, привлечению трафика.
2. Специалист по бренд-маркетингу. Занимается повышением узнаваемости бренда и формированием идентичности компании, продуктов.
3. Контент-маркетолог. Контролирует производство и продвижение контента, который привлекает клиентов на веб-сайт организации.
4. Специалист по маркетинговым коммуникациям. Отслеживает и оценивает обратную связь, организовывает совместные кампании с партнерами.
В зависимости от сферы деятельности фирмы, могут быть наняты отдельные специалисты, которые занимаются позиционированием конкретных продуктов на рынке, маркетингом в социальных сетях.
Довольно часто в небольших организациях подчиняются директору по маркетингу и PR-менеджерам. Однако маркетинг и PR ― разные направления, которые следует разделять.
Маркетологи занимаются связями между компанией и ее клиентами (текущими и потенциальными). А вот специалисты по связям с общественностью сосредоточены на поддержании положительной репутации фирмы за счет освещения в СМИ.
Навыки и личные качества специалиста
Работая менеджером, следует развивать конкретные навыки и качества, чтобы повысить свои шансы на продвижение по службе. Не нужно отказываться, если компания-работодатель предлагает бесплатные курсы повышения квалификации, психологические тренинги, семинары.
1. Лидерство.
Директор по маркетингу контролирует деятельность своей команды, несет ответственность за общую эффективность отдела. Именно руководитель ответственен за то, чтобы каждый член команды знал о целях организации и той роли, которую играет в их достижении.
Управленец ставит цели по выполнению KPI, занимается мотивацией подчиненных, когда это необходимо. Без лидерских качеств «вести» за собой людей сложно. Кроме того, работа руководителя необходима, чтобы предупреждать конфликты или быстро их разрешать.
2. Навыки межличностного общения, коммуникабельность.
Директор по маркетингу взаимодействует с различными заинтересованными сторонами не только внутри организации.
Он тесно сотрудничают с клиентами, дизайнерами-аутсорсерами, поставщиками, корпоративными партнерами. Часто представляет свою организацию в прессе (если в штате нет PR-специалиста).
Вот почему коммуникабельность ― один из наиболее важных навыков. Умение вести грамотные переговоры, находить общий язык с подчиненными гарантируют, что руководители смогут упростить постановку целей и их реализацию.
Также у специалистов получится объяснить клиентам, партнерам или генеральному директору, как маркетинговая деятельность может помочь организации привлечь больше потенциальных клиентов или повысить узнаваемость бренда.
3. Аналитические способности.
Хотя директор по маркетингу не обязательно должен быть экспертом в математике, большинство организаций ищут кандидатов с хорошими аналитическими способностями.
В обязанности управленца входит отслеживание тенденций, проведение исследований рынка и анализ эффективности маркетинговых кампаний.
Аналитические навыки помогают понять, какие показатели следует измерять, как делать выводы из доступных данных, определять, была ли кампания успешной, собирать данные для отделов продаж и составлять бюджет.
Хорошие аналитические способности гарантируют, что все принятые решения будут подкреплены значимыми данными.
4. Стратегическое мышление.
Одна из основных обязанностей директора по развитию и маркетингу ― приведение деятельности отдела в соответствие с общими целями организации.
Благодаря стратегическому мышлению, специалист может преобразовать краткосрочные и долгосрочные цели предприятия в реальные повседневные маркетинговые мероприятия.
5. Навыки проектного управления.
Руководитель может курировать запуск рекламной кампании, проведение маркетинговых исследований для нового продукта. Одновременное количество полноценных проектов может достигать нескольких десятков.
Каждая из задач имеет свои сроки, конкретные требования и цели. Навыки управления проектами помогают специалистам правильно распределять ресурсы, делегировать часть задач, не нарушать сроки, контролировать производительность.
Такой подход гарантирует, что управленец сможет без проблем справиться с внештатными ситуациями и продолжить работу под высоким давлением.
Хотя должность директора по маркетингу носит скорее управленческий характер, умение «работать в поле» тоже важно. Ожидается, что руководитель отдела имеет опыт работы в различных областях маркетинга и разбирается в том, что делают его подчиненные.
Чаще всего от кандидата требуют понимания нюансов поисковой оптимизации (SEO), связей с общественностью, электронного маркетинга.
Как стать директором по маркетингу
Если карьера маркетолога действительно привлекает, следует составить хотя бы примерный план собственного развития. Стоит ориентироваться на опубликованные вакансии, чтобы понять, чего ожидают работодатели от кандидатов.
1. Высшее образование.
Подавляющее большинство руководителей имеют степень бакалавра или магистра в области маркетинга, бизнес-коммуникаций, рекламы. Реже на должность берут специалистов в области менеджмента и администрирования. Преимуществом будет полученная степень MBA.
2. Опыт работы рядовым маркетологом.
Для того, чтобы руководить другими людьми, необходимо понимать нюансы работы каждого не только в теории. Поэтому рекомендуется получить опыт во всех возможных областях, связанных с маркетингом.
Стоит попробовать себя в написании контента и разработке брендинга, в направлениях SMM и SEO. Важно участвовать в подготовке рекламных кампаний, проведении фокус-групп.
Если в компании есть старшие специалисты, то стоит стремиться сначала к этой промежуточной должности. Средний опыт работы, с которым берут на должность директора по маркетингу ― 5-7 лет.
Консультанты по трудоустройству рекомендуют пробовать разные направления на старте карьеры, а затем посвятить несколько лет одной специализации.
3. Наличие портфолио с собственными кейсами.
Отличный способ доказать работодателю, что кандидат без опыта работы на руководящей должности готов к новой зоне ответственности, это рассказать о собственном проекте.
Если руководство на текущей работе не поддерживает инициативу и не дает никакого полноценного проекта, то можно предоставить свои услуги бесплатно любой благотворительной или общественной организации.
Продемонстрировать свои способности можно, объединив результаты деятельности в отчет с аналитическими графиками, картинками. Стоит проявлять креатив. Маркетолог, который не может «продать» себя, вряд ли сможет быть полезным для компании.
Никто не говорит, что к резюме нельзя приложить видеофайл или даже отдельный маленький веб-сайт, посвященный собственным достижениям.
Варианты развития карьеры
Руководящая позиция для многих ― логический финал карьерной лестницы. Но если после многих лет кажется, что выполняемые задачи стали рутинными, то можно рассмотреть варианты собственного развития.
Получив солидный опыт на должности директора по маркетингу (не менее 10-15 лет), стоит попробовать получить позицию вице-президента.
Этот специалист занимается сугубо стратегическим планированием, дает руководителю отдела рекомендации касательно направления развития, оценивает директора в соответствии с KPI.
Еще один вариант развития карьеры ― позиция CEO. Генеральный директор несет ответственность за координацию деятельности всех отделов организации с целью максимизации прибыли.
Вероятность получения позиции СЕО возрастает, если основная сфера деятельности компании ― реклама, промоушн. Вместе с тем маловероятно, что директор по маркетингу станет генеральным на заводе по производству арматуры.
Профессия директор по маркетингу очень интересная и разносторонняя. Если хочется делиться своими знаниями, то можно закончить второе дополнительное образование и начать преподавательскую деятельность.
Также есть возможность получить докторскую степень и проводить исследования закономерностей маркетинга. При этом отказываться от основной работы необязательно.