Инструменты бизнес-аналитики (инструменты BI) — это программное обеспечение, используемое для сбора, систематизации, визуализации и анализа данных, накопленных в ходе деятельности компании. Business Intelligence как система предназначена для выявления тенденций и закономерностей, влияющих на принятие решений ответственных лиц на основе данных.
Бизнес-аналитикой обычно занимаются представители маркетинговых агентств. В прогрессивных организациях есть целые отделы, деятельность которых посвящена анализу данных.
ТОП-5 лучших инструментов и решений для бизнес-аналитики
Выбор правильного программного обеспечения напрямую зависит от потребностей бизнеса. Одним важна возможность интерактивной визуализации, другим ― решение, позволяющее проводить подробный анализ финансовых данных. Но существуют универсальные программы BI, которые легко адаптируются под любую отрасль и область деятельности.
1. Microsoft Power BI
Если в компании все работают с продуктами Microsoft (Office, SharePoint, SQL Server), то Power BI — одно из лучших решений. Программа позволяет организовать подготовку данных, систематизировать их с помощью удобных интерактивных бизнес-панелей, провести расширенную аналитику. Этот инструмент доступен как в виде SaaS (работа через облако, по подписке), так и по лицензии (права можно выкупить и установить программу на компьютер).
Плюсы Power BI:
- лучшие возможности визуализации (включая визуализацию в реальном времени);
- простая интеграции с продуктами Майкрософт;
- возможность доступа через интернет, с мобильных устройств;
- поддержка пяти языков программирования: DAX, Power Query, SQL, R, Python.
Главный недостаток софта ― высокая цена. Для крупных компаний стоимость пакета Premium может достигать 5000 долларов в месяц.
2. Qlik Sense
Одно из самых известных программных обеспечений в сфере бизнес-аналитики. Популярный инструмент для анализа данных, усиленный мощью искусственного интеллекта.
Плюсы:
- простота использования: интуитивно понятное формирование отчетности и визуализация данных;
- возможность подключения к нескольким источникам данных;
- относительно невысокая стоимость.
К недостаткам относят ограниченную функциональность в сравнении с аналогами.
3. Tableau
Софт, который чаще всего используют профессиональные бизнес-аналитики. Tableau умеет распознавать сложные многокомпонентные данные, а также автоматически проводить первичный анализ. Программа имеет интуитивно понятный интерфейс. Нажатие одной кнопки позволяет получить доступ к данным, создавать отчеты и делиться результатами с любым другим работником, имеющим доступ.
Профессиональные пользователи могут настроить собственные алгоритмы обработки информации. Tableau также имеет собственный искусственный интеллект, который анализирует часто повторяющиеся действия и самостоятельно создает под них быстрые команды. Пользователь может инициировать выполнение набора действий одним нажатием кнопки.
В зависимости от задач, в рамках Tableau можно подключить два дополнительных инструмента: Prep Builder и Prep Conductor. Builder отвечает за создание потоков данных, а Conductor за планирование, отслеживание и управление потоками информации в организации.
За дополнительную плату можно подключить «дизайнер устройств», надстройку, которая помогает оптимизировать сформированные отчеты для нормального отображения на планшетах, смартфонах. У Tableau есть аналог интерактивных диаграмм: можно менять и анализировать данные в режиме реального времени. В каталоге есть большое количество шаблонов, библиотека которых постоянно обновляется.
Функция Maps нужна организациям, чья деятельность связана с геолокациями (например, логистические, курьерские компании). Tableau Maps получает данные о местоположении и превращает их в кликабельные карты с несколькими уровнями приближения. Отслеживаемым товарам, людям можно присвоить геометки, коды для систематизации данных.
Преимущества:
- поддерживает сопряжение с большим количеством сторонних программ, включая Excel, Google Analytics, Oracle;
- позволяет легко и безопасно обмениваться отчетами, исходниками и черновиками через Tableau Online или Server;
- есть возможность подключения внешних СУБД;
- с помощью Ask Data можно задействовать интеллектуальные алгоритмы для индексации, систематизации и оптимизации источников данных.
Цены кажутся низкими (12-70 долларов в месяц), но компаниям приходится отдельно платить за каждого пользователя. Каждая надстройка также оплачивается ежемесячно.
4. SAP Business Intelligence
Популярная в России система бизнес-аналитики предлагает полный набор инструментов, необходимых для визуализации, анализа данных и формирования отчетов. Программа может сама отслеживать ключевые показатели и создавать отчеты с заданной периодичностью. В последние версии внедрена технология машинного обучения, которая помогает решать сложные проблемы всего в несколько кликов.
Крупные корпорации могут организовать автономные системы для каждого отдельного подконтрольного предприятия, с возможностью обмена данными в режиме реального времени. Есть интеграция с MS Office. Особой популярностью пользуется функция выгрузки презентаций в Microsoft PowerPoint. Также с помощью SAP можно оформить личные кабинеты для каждого пользователя, поставить ограничения на доступ к определенным видами информации.
Другие особенности:
- возможность добавить анимированную графику и видео в отчеты;
- надстройка Analytics Cloud предлагает доступ ко всем базам данных и базовым аналитическим инструментам из любого места и с любого устройства;
- функция прогнозной аналитики: программа использует машинное обучение для прогнозирования действий на основе введенных данных;
- возможность интегрировать полученную аналитику в сторонние бизнес-приложения;
- бесплатная демонстрационная версия.
К недостаткам относят непрозрачную и негибкую ценовую политику. SAP не предоставляет общие прайсы, а предлагает заполнить форму с такими данными, как количество сотрудников, доход компании, после чего уже готовит персональное коммерческое предложение.
5. Oracle Analytics
Еще один инструмент бизнес-аналитики, который помогает управлять данными, интегрировать их в разные программы, анализировать, составлять отчеты. Oracle Analytics использует встроенный искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение (МО) для анализа информации. Программа часто используется для получения прогнозов при принятии непопулярных решений. Oracle Analytics особенно хорош для анализа сценариев «что, если».
Базовое программное обеспечение для бизнес-аналитики включает четыре подпродукта.
- Analytics Cloud. Помогает быстро экспортировать нужную информацию с любого устройства, включая мобильные телефоны. Также возможно объединение данных из Oracle со сторонними «облачными» приложениями.
- Analytics Server. Предназначен для организации локальных кабинетов с максимальной степенью защиты данных.
- Fusion Analytics. Отвечает за доступ к унифицированным данным, предоставленным разными департаментами компании.
- Essbase. Позволяет моделировать и имитировать бизнес-процессы на обособленной странице. Любые ошибки и сбои не повлияют на структуру, сохранность базовых данных.
Oracle Analytics предоставляет расширенную аналитику с помощью искусственного интеллекта. Программа доступна для мобильных устройств. Приложение для смартфона предлагает все те же возможности, включая полнофункциональный набор инструментов.
Какой инструмент выбрать
Вышеперечисленные программы чаще всего используют крупные компании. Все они подходят для выполнения базовых аналитических задач. Но не стоит доверять выбор софта IT-специалистам. Тестировать бесплатные версии и выбирать лучшее должны именно бизнес-аналитики. IT-отделу нужно лишь изучить техническую возможность интеграции нового софта с существующими сервисами.
Опытные специалисты говорят, что не каждая программа для бизнес-аналитики универсальна. Если обобщить, то по назначению софта можно выделить два направления.
1. Крупные корпорации.
Когда необходимо собрать данные, охватывающие несколько бизнес-подразделений организации (например, отдел продаж, маркетинг и финансы), подойдет «кабинетная» программа. Если политика информационной защиты не слишком строгая, то обязательно нужно выбрать софт с возможностью выгрузки в облако.
Наиболее популярные решения для крупных корпораций: SAP Business Intelligence, Tableau, Microsoft Power BI и Qlik Sense. Кроме того что компании долго существуют на рынке, они имеют действительно качественные службы поддержки и надежные облачные хранилища. Некоторые организации, например SAP, даже выпускают особые версии, разработанные для узких отраслей.
2. Новички в бизнес-аналитике, фрилансеры, работающие на себя.
Частные лица, небольшие фирмы, которые не готовы делать значительные финансовые вложения в профессиональный софт, должны искать бюджетные альтернативы. Для этого варианта использования подходят два варианта: Tableau и бесплатная версия Microsoft Power BI. У последней программы есть ограничение в объеме хранилища, но не в количестве доступных функций. Отличный вариант для самозанятых.
Что нужно для начала использования программ бизнес-аналитики
В идеально организованной компании IT-отдел устанавливает софт, поставщики проводят обучение, а пользователи быстро загружают данные и начинают работу с программой. Но по факту на многих предприятиях информация хранится в разных неунифицированных, иногда устаревших форматах, «переварить» которые не в силах современные программы.
Чтобы избежать проблем, рекомендуется заранее выгрузить данные в CRM, ERP. Как минимум, перевести данные со сканов, бумаг хотя бы в формат XLS. В противном случае инструмент, который может стоить несколько сотен долларов в месяц, просто нельзя будет использовать на все 100%.
Рынок программных решений для сферы бизнес-аналитики значительно вырос за последние годы, поскольку все больше компаний полностью цифровизируются. Чтобы не отстать от конкурентов, необходимо доверить часть функций по аналитике искусственному интеллекту. В противном случае прогнозы, которые программа может сделать всего за несколько минут, работник будет обрабатывать неоправданно долго.